Продают остатки с 8 марта
В Украине начинается посевная. В этом году ее сроки немного сдвинулись – из-за холодной погоды. Конечно, не везде комбайны выехали в поля – в некоторых областях местами это невозможно сделать из-за боевых действий.
Большие холдинги и маленькие ФОПы стараются в срок посеять пшеницу, овощи и зелень. Сожрет ли война урожай в конкретной теплице – еще неизвестно, но ничего не посеять – это отобрать у самого себя надежду, считают предприниматели.
В пригородах Харькова, которые уродливая война не успела растоптать кирзовым сапогом, люди стараются жить прежней жизнью – насколько это возможно. Если еще месяц назад немногие верили в то, что в этом году даже удастся начать огородный сезон, то к концу холодного марта начали планировать посевной календарь.
Единственное, что изменилось в районах Харьковской области, где ситуация позволяет работать в поле или огороде, – люди пока не строят больших надежд на урожай и планов на его реализацию.
- Что будет завтра – никто не знает. Но мы сеем – даже цветы, - говорят жители области.
Этот совершенно необязательный во время войны товар, несмотря на боевые действия, идет неплохо. Конечно, не так, как в мирное время – например, цветы, выращенные под 8 марта, ушли не у всех предпринимателей. Некоторые продают их до сих пор. Но понемногу они расходятся...
- Не скажу, что за цветами стоят очереди, но люди берут, - рассказывает «КП» в Украине» предпринимательница из Харькова Ольга Рубанская.
Ольга Рубанская занимается продажей семян, супруг - выращиванием. Возят товар на оптовый рынок в Харьков. Само хозяйство – в Полтавской области. За ним присматривает сын.
Ранней продукции будет меньше
В Полтавской области тихо – с работниками в сезон проблем быть не должно. Хотя самой Ольге рук уже не хватает.
- Работы много. У меня много клиентов уже посеяли цветы на рассаду. Правда, я не знаю, будут они продаваться или нет, - размышляет Ольга Рубанская. - Я живу в пригороде - сейчас люди выезжают, и все еще продаются цветы, которые планировали реализовать на 8 марта… Но у моей сестры, например, ушли все цветы еще на праздник. Было немного – тысяча.
В пригородах Харькова кипит работа. Люди, несмотря на войну, упорно взбивают еще промерзший грунт мотыгами и сеют все – морковку, лук, свеклу, томаты.
- Война когда-нибудь кончится – всему приходит конец, - не отрываясь от работы, убеждают соседей и сами себя люди. – К лету, может, и кончится. А у нас будут свежие овощи на стол. Не сидеть же сложа руки…
На пригородных участках уже зеленеют всходы салата и зелени. Люди стараются жить, как жили до войны, и сеют те же томаты, свеклу, морковку, зелень и салаты.
- Сроки посева война не срывает – все сделали вовремя, - отмечают харьковские предприниматели, занимающиеся овощами. – В этом плане война никак не повлияла, дела идут более-менее. Но очень ранней продукции будет немного. Остальное – зависит, будут нас бомбить или нет. Дождемся ли урожая - время покажет.
Конечно, огородные работы активно идут только там, где это возможно.
Прогнозы боятся строить
Жителям северных районов области сложнее. Здесь предприниматели и обычные дачники зло поглядывают вдаль и прислушиваются – прилетит или не прилетит сегодня в их любовно засаженную и ухоженную теплицу.
Признаются – сеют на свой страх и риск, не строя больших планов на урожай и выручку от него.
- Звонит с северной стороны клиентка - в теплицу попал снаряд. Все накрылось, - вздыхает Ольга Рубанская. – Ну что тут сказать... Ничего пересевать не будут уже – сейчас теплицу не отремонтируешь, это уже все… Что-то останется, но это будет уже не то.
Строить сейчас прогнозы насчет того, что нас ждет на прилавках весной и летом, предприниматели не рискуют. Люди живут одним днем и понимают, что в Харькове и области, как и в ряде других регионов, успех или провал сезона зависит не только и не столько от них.
- Невозможно спрогнозировать, - в очередной раз отмахивается от нашего настойчивого вопроса об ожиданиях предпринимателей от сезона Ольга. - Вот не залетит снаряд в теплицу – будет, залетит - не будет. Но люди сеют, высаживают рассаду. Те же цветы - и по 50 тысяч, и по 100 тысяч.
Судя по объемам, на которые едва ли повлияла война в тех районах, где не идут активные боевые действия, у предпринимателей есть надежды реализовать такое количество товара в нынешних условиях. О дефиците овощей или зелени не говорят – если на получение урожая непосредственно не повлияет война, нехватки не должно быть.