Вот уже пятый день как город Тростянец в Сумской области освобожден от рашистских захватчиков. Но говорить о возвращении к полноценной жизни еще не приходится. Центр Тростянца превращен в руины. Сожжены многие магазины, разбомблены дома, фасады многоэтажек смотрят на улицы пустыми глазницами выбитых окон. Пострадали лесхоз, больница, получили повреждения цеха шоколадной фабрики, которая в Тростянце была одним из крупнейших мест работы для населения.
Электричества до сих пор нет
- Сейчас город полностью освобожден. Боев нет, но россияне оставили много мин и растяжек, поэтому проводятся соответствующие саперные работы. Людей просят быть осторожными и не ходить по неосмотренным участкам. Но, к сожалению, есть новости о том, что несколько человек уже пострадали. Народ очень напуган. Прожить месяц в оккупации без электричества и связи – это нелегкое испытание, - рассказывает о ситуации Юлия Лазаренко.
Юлия последние 10 лет живет в Сумах, но начало войны застала у родителей в Тростянце. Пробыла в оккупации 23 дня и вместе с пятилетним сыном сумела выехать из города последним коридором 18 марта. Родители и брат остались в Тростянце. Благо с ними все в порядке, уже смогли выйти на связь и поговорить.
Поговорить – это проблема. Примерно с середины марта город оставался без электричества. Лишь после освобождения от рашистов в Тростянец завезли бензиновые генераторы. Теперь люди к ним подходят и заряжают телефоны. А до этого единственным источником электроэнергии были автомобильные аккумуляторы. В остальном город и сейчас без света, когда восстановят непонятно, инфраструктура уничтожена.
Выживали за счет собственных запасов
После освобождения Тростянца в город стала поступать спасительная гуманитарная помощь. Пока люди были под оккупацией, выживать приходилось лишь за счет собственных запасов, ведь местные магазины и аптеки рашисты разграбили в первые же дни захвата города.
- Многие люди сидели на буквально на одной картошке и воде. Выживали только за счет старых запасов и взаимопомощи друг другу, - говорит Юлия Лазоренко.
Благо газоснабжение в городе уцелело: можно было готовить еду дома на кухне, а не на кострах на улице. Те, кто остался без жилья, перебирались к соседям и знакомым. Люди поддерживали друг друга и помогали.
После освобождения города ситуация с продовольствием улучшилась. Прибыла спасительная гуманитарная помощь.
- Гуманитарку люди получают в определенных пунктах. В нее входят продукты, лекарства, одежда, детское питание и памперсы. Кто не может двигаться, тем волонтеры доставляют помощь на дом. Воду набирали в колодцах в частных секторах, - рассказывает девушка-волонтер.
Обстрелы эвакуационных коридоров и похищения
Последствия войны жителям Тростянца придется ощущать еще очень долго. Так как света в городе нет, многие не могут связаться со своими родными, чтобы узнать, живы ли они.
- Орки занимались пытками и издевались над мирными людьми. Некоторых мужчин брали в плен. Кого-то из пропавших нашли мертвым, судьба некоторых до сих пор неизвестна, - продолжает наша собеседница.
Тех, кто остался без крыши над головой, эвакуировали в Сумы и расселили в общежитиях. Больных из Тростянца перевезли в больницы Сум, Ахтырки и Полтавы.
Кстати, об эвакуации. Она в Тростянце шла тяжело. Выехало менее половины населения и то в основном на своих автомобилях. Автобусы давались в небольшом количестве и всего лишь несколько раз. А это очень мало для такого города, как Тростянец.
- Эвакуация была страшной – коридоры находились под обстрелами. Мы проехали 7 постов РФ, ехали 20-километровый отрезок дороги 4 часа. Машину проверяли, смотрели телефоны, вещи. Уехать удалось менее чем половине жителей. Остались в городе пожилые люди и те, у кого нет своего автомобиля. Да и не у всех автовладельцев был бензин для эвакуации, - говорит жительница Тростянца Ирина Яковлева, которой удалось покинуть город 12 марта.
В ТЕМУ
5 дней назад 93-я ОМБр «Холодный Яр» сообщила об освобождении города Тростянец из-под российской оккупации.
Силы бригады при помощи территориальной обороны и местных партизан сумели выдавить из города «элиту» российских сухопутных войск – Кантемировскую танковую дивизию. Освобождению города от российских захватчиков предшествовало поражение командного пункта вместе с руководящим составом 96-й отдельной разведывательной бригады.
«Потерпев ряд неудач, российская армия бежала из Тростянца, оставляя вооружение, технику и боеприпасы, которые 93-я бригада использует для освобождения других украинских городов от оккупации», - сообщила 93-я ОМБр «Холодный Яр».