Каждый день с территории Беларуси в Украину летят военные самолеты и ракеты. Об этом регулярно сообщают не только официальные власти Украины, но и белорусские «партизаны». Как жители Беларуси относятся к войне? Готовы ли они умирать за чужие амбиции?
В тероборону не взяли
Наш собеседник Александр работает администратором одного из белорусских телеграм-каналов, которые режим Лукашенко называет «экстремистскими». Несмотря на то что парень сейчас находится в Варшаве, он просит не называть своего имени – в Беларуси у него родственники и друзья, потому не исключены репрессии. До начала войны после эмиграции парень жил в Киеве.
- Я выехал из Беларуси почти год назад. Сейчас общаюсь с ребятами-оппозиционерами, которые там остались. Каждый работает по мере сил. Информационную партизанщину никто не отменял. Есть такой канал «Беларускі Гаюн», за которым внимательно следит ВСУ. Прошу наших ребят предоставлять туда оперативную информацию относительно войск противника.
Сейчас я в Варшаве, но пока не могу принять этот город. В Киеве мне было хорошо, уезжать не хотелось. В первый день войны пошел записываться в тероборону, но мне дали понять, что белорусы им не нужны. Сказали: «Оружие вам не дадим: надо было с Лукашенко воевать». А идти на контракт в белорусский батальон… Нет, не такой уж из меня хороший военный.
- Какая сейчас обстановка в Беларуси?
- Да какая… Перед Днем Воли (25 марта, годовщина провозглашения независимости Белорусской Народной Республики. - Авт.) спецслужбы забрали шестерых моих друзей. Заранее задерживают людей, которые могут участвовать в митингах. Особенно тех, у кого уже были административные нарушения или отсидки.
Обычно держат 72 часа, а после отпускают. Жизнь в Беларуси – это как жизнь в оккупации. У нас в стране - эпоха НКВД и стукачества. Людей запугали: репрессии длятся не первый год.
- А как белорусы относятся к войне в Украине?
- Плохо, конечно. Буквально сегодня или вчера пришли результаты опросов, согласно которым 97% населения против войны. Среди офицерского состава и военнослужащих ее не поддерживают около 60% опрошенных.
- Если таким людям дать оружие, они могут выступить против Лукашенко?
- Вряд ли на это хватит морального духа. А вот сдаться в случае войны с Украиной захотят очень многие. Такую информацию я слышу от большинства людей, которые остались в Беларуси.
Недавно созванивался со своим другом, бывшим военным. По его словам, сейчас идут кадровые перестановки. Лукашенко убирает всех российских ставленников. Хотя это непроверенная информация, в нее можно поверить: президент пытается усидеть на двух стульях - хочет и власть сохранить, и с миром не слишком поссориться. Уверен, воевать он не хочет. По данным украинской разведки, Лукашенко должен был ввести войска в Украину еще 21-го числа, но до сих пор ничего не сделал.
- Что в Беларуси говорят по телевидению про войну?
- Пропаганда показывает практически то же, что и в России. У нас же в Беларуси уволились все честные журналисты, и их место заняли «раша тудей».
- А народ верит пропаганде?
- На самом деле нет, но изучают обе стороны вопроса. Например, мой отец во время просмотра телевизора ругается плохими словами. Однако согласитесь: чтобы ни показывали по телевизору, каждый увидит именно то, что и хочет увидеть.
- Есть ли возможность смотреть украинские каналы в интернете?
- С этим никаких сложностей не возникает. Вот только за подписку на телеграм-каналы, признанные экстремистскими (это почти все оппозиционные каналы), у нас сажают. Даже не по административной, а по уголовной статье можно попасть.
На железной дороге действительно партизанят
- Как думаете, будут ли белорусские матери протестовать, чтобы их детей отправляли на фронт?
- Мое мнение тут очень двоякое. С одной стороны, простите за откровенность, я даже хочу, чтобы прислужников Лукашенко привезли из Украины домой в мешках.
А по поводу протестов… У нас настолько запугали людей, что выйти на протест практически нереально. После начала войны в Украине был протест в Минске, на котором задержали более 1000 человек. Их содержат в нечеловеческих условиях, без лекарств, матрасов и постельного белья, передач из дома, в переполненных камерах с периодическими издевательствами и избиениями.
- У нас пишут о партизанщине на железной дороге в Беларуси. Это фейк или правда?
- Это правда. Раньше, я тогда еще был в Беларуси, происходило не так радикально, просто замыкали рельсы, и автоматика запрещала движение поездов, предполагая, что впереди препятствие либо другой поезд. Сейчас же выводят из строя блоки управления. Они довольно дорогие, и отремонтировать их непросто, учитывая, что Беларусь также под санкциями.
- Насколько массово такое вредительство?
- В современных реалиях Беларуси о массовости говорить в принципе невозможно. Чаще всего это делают 1-2 человека. Плюс в настоящее время железнодорожные объекты охраняются военными и спецназом. Особенно южные границы Беларуси, откуда пытаются войска РФ наступать.
Но информационная поддержка также очень хорошо помогает ВСУ со стороны Беларуси. Был создан телеграм-канал «Беларускі Гаюн», на котором публикуют перемещение войск РБ и РФ по территории Беларуси.
Цены выросли более чем в два раза
- Как сейчас в Беларуси с работой и ценами на продукты?
- Цены действительно выросли. В первую очередь на импорт. Если зайти в магазины бытовой химии, можно увидеть, что за последний месяц войны цены взлетели даже не в 2 раза, а еще выше.
В Минске я занимался мебелью. 90% комплектующих - импортные. У нас было 2 салона в Минске и 5 салонов в Москве. Так вот в Минске не осталось ни одного салона, в Москве - только 2. Покупательская способность упала, комплектующих нет.
- А когда и почему вы уехали из Минска?
- Первый раз меня задержали в ноябре 2020 года. Я попался на «Партизанском марше». Тогда отделался штрафом. В последний раз меня забрали на День Воли, год назад. Мы занимались обеспечением безопасности, следили за перемещениями и были непосредственными участниками митинга. Правоохранители на нас вышли по телефонам. Задержали, когда ехал с работы. Остановили посреди дороги, вытянули из машины, а потом 8 часов допрашивали. После этого еще месяц следили за мной.
26 апреля во время проекта «Чернобыльский шлях» нас опять всех забрали. Из 10 задержанных посадили всех, кроме меня и еще одной девушки. И только потому, что наши показания совпали: мы говорили силовикам, что ехали в детский дом. В итоге, отпустили. Но потом мне пришла повестка. А когда после 25 суток ареста вышли наши ребята, то рассказали, что все это время их допрашивали по нам двоим. Уголовные дела уже были готовы, оставалось их только предъявить. Так мы решили уехать в Киев.
- Вы ожидали войну?
- До 24 февраля я не верил, что она возможна. С Нового года Путин гонял войска около границы. Дать противнику время на подготовку – это идиотизм! Однако 24 февраля в 5.01 я проснулся от ракет, а уже в 5.06 над моим домом пролетали самолеты.
В ТЕМУ
По информации «Белсат», 96% белорусов выступают против участия их страны в войне в Украине.
Они также не поддерживают ввод российских войск в Беларусь, они против помощи России в боевых действиях, а также не хотят, чтобы на территории Беларуси размещали ядерное оружие РФ.
Александр Лукашенко заявил, что Беларусь можно втянуть в войну против Украины, только если против нее начнется агрессия.