Отчаяние уступает место здоровой злости, уныние – хладнокровию, а достоинство никуда не делось, для черниговцев это не пустой звук.
Костры во дворах и еда из общего котла стали привычными
В захваченных селах Черниговской области оккупанты раздавали гуманитарную помощь «освобожденным» от продуктов и нормальной жизни людям. Таких, кто взял, оказались единицы, остальные не позволили себе принять подачки из рук «освободителей».
- Мы знаем тех, кто тут спал и видел приход «русского мира» - конечно, они побежали в первых рядах руки целовать «освободителям… Но и вы поймите: для многих главное в жизни – это телевизор. А тут у нас свободно вещают российские каналы, украинские – закодированы, за них надо деньги платить. Российские – бесплатные и ловятся на палку. Поэтому неудивительно, что есть такие жители, кто и гречкой оккупационной не брезгуют, и рассказывают, как они мучились под гнетом украинских националистов… - говорит житель Чернигова Сергей Малашенко. Ему 65 лет, он с сожалением говорит, что в тероборону его не взяли («записали, но сказали пока дома сидеть и ждать. А чего мне ждать, смерти, что ли?»), и он взялся помогать волонтерам, благо есть автомобиль.
Владислав Атрошенко: Мы обязательно построим новый мост, гораздо лучше, чем прежний. Он у нас был старенький. А такой город, как Чернигов, город-герой, заслуживает новый крутой современный мост.
- Нам коммуникации перебили в первые же дни. Электричество, отопление, вода исчезли почти сразу же, газ то есть, то нет. Дома холодина была, мы с женой спим в спортивных костюмах и в носках, достали все одеяла и покрывала. Да что мы – весь Чернигов так спит, по ночам морозы до -10 были. А я на машине воду развожу: набираю баклаги в частном секторе и везу по многоэтажкам. Спасибо людям, которые разрешают свою воду набирать. Иначе совсем было бы плохо!
Жителям Чернигова сейчас вовсе не хорошо. Костры во дворах, еда из общего котла вместе с соседями – уже не в новинку. Нет электричества – значит, ложатся спать, как только стемнеет. Вода привозная – работают и волонтеры, и Черниговский горводоканал.
- Воду привозят и раздают по 10 литров на одного человека. Просят не приходить с мелкими 1-2-литровыми бутылками, лучше с ведрами. Оно и правильно: мы 5-литровую баклагу можем на 2-3 дня растянуть, - говорит черниговчанка Елизавета Мелес.
Только бы не как в Мариуполе!
Жителям города немного обидно: о них очень мало говорят, но гуманитарная катастрофа в Чернигове вот-вот наступит. Страшно, что люди не могут эвакуироваться, что утратили контакт с родными и друзьями на других территориях – дозвониться кому-то или найти место, где ловит интернет, практически нереально.
Тем не менее мир узнал о расстреле оккупантами очереди за хлебом и гибели десяти человек, и это далеко не единственный трагический случай. Узнал мир и о сопротивлении жителей попыткам захватить их город – между прочим, как напоминают местные, город партизанской славы. Стал свидетелем того, как россияне скинули две авиабомбы на автомобильный мост через Десну, а ведь именно этот мост соединял Чернигов со столицей Украины и именно по нему двигались редкие, но все-таки эвакуационные рейсы и завозилась гуманитарная помощь.
- Это не помешает поставлять гуманитарную помощь в Чернигов. И мы обязательно построим новый мост, гораздо лучше, чем прежний. Он у нас был старенький. А такой город, как Чернигов, город-герой, заслуживает новый крутой современный мост. И мы его обязательно построим после нашей победы, - обнадежил мэр Чернигова Владислав Атрошенко.
По предварительным подсчетам, которые озвучил градоначальник, примерно половине жителей из 285-тысячного населения удалось выехать из Чернигова в первые дни боевых действий. Очевидцы рассказывают, что люди не только уезжали на автомобилях и поездах, но и переправлялись через реку, шли пешком и ловили попутки.
- Мамы с грудными детьми реку на лодках переплывали, чуть ли не плыть были готовы, лишь бы детей спасти, - вспоминает Елизавета Мелес. – А сколько еще осталось, больных, раненых, кто в больницах лежит, где нет света и холодно, потому что отопление «накрылось». Кто о них позаботится? Врачи уже с ног валятся, волонтерам низкий поклон, но их на всех не хватит. Господи, только бы не случилось как в Мариуполе, когда люди дома умерли от голода и холода и их некому было даже похоронить!..
Простой гражданский подвиг
Власти обещают, что не допустят такой трагедии, но признают: с каждым днем все труднее поддерживать порядок и контролировать ситуацию. Снаряды и бомбы «демилитаризаторов» разрушили инфраструктуру и коммуникации Чернигова, только одна из насосных станций водоканала за неделю получила 64 прилета российских снарядов, на другую пришелся авиаудар, из-за чего был полностью разрушен резервуар с чистой водой. С электроэнергией такие же проблемы, а вот мобильную связь удалось чуточку наладить, например, в центре. Телефоны заряжают от генераторов, которые удается найти в центре, но их до обидного мало.
- Даже в такой критической ситуации люди работают: коммунальщики под обстрелами что-то ремонтируют, врачи оперируют – моей соседке сделали операцию по удалению аппендицита. Врачи с фонариками работают, вы можете себе представить? Налобные фонарики надевают – и оперируют. Я считаю, это гражданский подвиг! – воодушевленно говорит Елизавета.
На остатках если не оптимизма, то хотя бы стойкости и спокойствия жители Чернигова встретили четвертую неделю войны. Но силы их не бесконечны, и черниговцы просят о помощи продуктами и лекарствами. Магазины пусты, аптеки тоже, выехать из города проблематично, а воздушные тревоги звучат все чаще. Противник не оставляет попыток сравнять непокорный город с землей…