Украинские школьники, которые до войны делились разве что на отличников и троечников, учеников обычных школ и престижных лицеев, приступили к учебе после долгого перерыва в самом разном положении. Те, кто оказался в чужой стране за границей, те, кто был вынужден переехать в другой регион Украины, те, кто получил тяжелый и травмирующий опыт жизни в подвалах и убежищах, кто видел войну своими глазами и кому все еще слышатся взрывы даже в безопасном месте.
Те, у кого погибли родители, или те, кто ждут возвращения родных, защищающих страну с оружием в руках. Все эти дети продолжают жить в стрессе, и, как бы ни отмахивались многие родители: «Какая тут учеба, когда война!», если возможность учиться есть – это спасение. Потому что так мы помогаем детям отвлечься, стабилизируем их состояние после пережитого ужаса и как бы возвращаем к мирной жизни, той, что была до войны.
Как отмечает экс-министр образования и науки Украины Лилия Гриневич, эмоциональное состояние учителей сейчас важнее слов, которые они говорят. И чтобы работать с детьми в условиях войны, каждому педагогу нужен собственный эмоционально-психологический ресурс. Поэтому так важно находить хотя бы час в день для себя, используя любую возможность почитать, послушать онлайн-семинары о том, как стабилизировать свое состояние и помочь детям. Не просто заполнить пробелы в знаниях, а отвлечься, дать ощущение безопасности и правдивые ответы на их вопросы, которых будет много.
«Нова українська школа» при поддержке ЮНИСЭФ провела онлайн-встречу детского и семейного психолога Светланы Ройз с учителями. Специалист обозначила основные моменты, на которые нужно обратить внимание и родителям, и учителям, чтобы процесс обучения в это сложное время был максимально эффективным и комфортным.
Родителям: не пугаться регресса и отвечать на все вопросы
Чтобы ребенок чувствовал стабильность, ему необходимы:
- рутина: режим дня, обычные каждодневные действия, ритуалы, создание новых правил;
- легитимизация чувств и эмоций: все, что ты сейчас чувствуешь, нормально. Нормально злиться, ругаться, ощущать подавленность и растерянность;
- контакты: используем любую возможность для общения, поддерживаем имеющиеся связи, налаживаем новые;
- правдивая, но при этом дозированная информация;
- упражнения на релаксацию;
- поддержка любого «Я могу»: простые задания, с которыми ребенок справляется, выводят из состояния беспомощности;
- надежда: создаем вместе будущее, говорим с детьми о том, что мы будем делать, когда все закончится.
На что обратить внимание
- С возобновлением учебы некоторые родители стали жаловаться, что ребенка, который всегда ответственно относился к занятиям, невозможно «собрать в кучу». Психологи предостерегают: не ждите сейчас от детей учебных подвигов.
«В условиях опасности интеллект не такой активный, - объясняет Светлана Ройз. – Могут быть трудности с концентрацией. Вы будете наблюдать откат в знаниях. Дети могут жаловаться на то, что ничего не помнят и ничего не выходит».
Поэтому все наши требования к успеваемости лучше оставить до лучших времен. А пока помнить, что на первом месте безопасность, на втором – общение, на третьем – мотивация. - Дети очень зависимы от нашей стойкости и ресурсности, от нашей мимики, голоса и языка тела. И, конечно, от того, что мы говорим, ведь именно наши слова формируют их ощущение, насколько мы можем справиться с ситуацией. И в нас они сейчас пытаются растворить свой страх. Поэтому нужно заботиться о себе, быть терпимыми к себе, поддерживать себя и ни за что не упрекать, не размышлять «хорошая ли я мать (отец)». Сейчас точно не время для перфекционизма.
- Дети самого разного возраста могут сейчас проявлять одновременно и резкое взросление, и регресс в эмоциональных реакциях, поведении, языке. Ничего странного в этом нет, как отмечает психолог, переживая травматизацию, человек любого возраста входит в состояние регресса. Потому что это откат к тому времени, когда он был в безопасности.
- Сейчас нужно быть готовыми к тому, что дети бесконечно спрашивают одно и то же – это нужно им, чтобы утвердиться в ответе и справиться с тревогой. А наша задача – отвечать на все вопросы, объяснять, что мы делаем и что будем делать. Это поможет ребенку сконструировать реальность и почувствовать опору.
- Агрессия, раздраженность, обвинения, требования, нытье – все это сейчас совершенно естественно, хоть и требует от взрослых немалых сил и ресурсов. И чем больше страх, тем сильнее может проявляться агрессия. Но мы помним о том, что любая эмоция лучше, чем замирание. И при таких вспышках психолог советует говорить: «Ты злишься? Очень тяжело выдержать все, что сейчас происходит. Но злиться – это нормально. А вот причинять вред себе и другим нельзя. И в нашем миру не ругаются. Хочешь, покричим в подушку или в банку? А хочешь – поколотим подушку?» То есть должна быть возможность для телесного выхода агрессии.
Учителям: стать источником надежды и мотивации
- Заботиться о себе и не начинать работу без ресурса. Ведь если педагогам не хватит сил выдержать взгляд ребенка, его реакции и вопросы, это усилит состояние беспокойства и беспомощности.
- Создать безопасное пространство, где ребенок ощущает близость с учителем и понимание, что он рядом. Но здесь должны быть и четко оговоренные и структурированные правила и границы контакта.
- Не использовать во время занятий и игр образы, которые могут выступать триггерами, например, самолеты или даже небо. Это может травмировать детей, переживших обстрелы. Опираться в работе на образы дома, воды, радуги, солнца.
- Планируя создавать в работе что-то из частей, например, кубиков, помнить: если детали развалятся, это может напомнить детям разрушенный дом. Сами дети могут выбрать такую игру, и тогда для них это будет своеобразная помощь. Нужно быть внимательным к звукам, которые используются как сопровождение для игр и занятий.
- Не предлагать никаких образов военной техники, только если они сами захотят нарисовать, вылепить или обговорить это. Работать над образами силы и стойкости и чаще просить ребенка изобразить то, что для него является силой.
- Помнить, что встречи с детьми сейчас нацелены на то, чтобы дать им стабильность, отвлечь и развлечь интересными фактами и историями. О войне, танках, взрывах они слышат в разговорах взрослых и в новостях.
- Если ребенок пережил утрату близких или собственного дома, недопустимо говорить: «Время лечит», «Во всем есть и хорошая сторона» - это неэтично и некорректно. Детям нужно услышать: «То, что ты пережил, – ужасная трагедия, очень жаль, что тебе пришлось через это пройти. Я восхищаюсь твоей силой и мужеством. Несмотря на такое горе, ты справляешься как настоящий герой. Я очень хочу тебя обнять и защитить».
- Что бы ни говорил ребенок, его нужно слушать и не перебивать. Кивать, поддерживать и в заключение сделать акцент на том, что даже слушать это – очень тяжело. Потом можно сказать: «Но я вижу, какой ты сильный, как ты справляешься». Не давать советов, пока о них не попросили.
По словам Светланы Ройз, возвращение к учебе – это прекрасно, ведь терапией сейчас является все, что связывает детей с мирными временами, что напоминает о чем-то из обычной жизни и является регулярным. Поэтому где мы ни были, в каких условиях ни жили, нужно стараться включать в свой день хоть что-то из обычной жизни до войны. Словечки, шутки, привычные ритуалы после сна или перед сном, любимую ребенком еду, если есть возможность. Если на ночь пели колыбельную – надо петь. Нет сил петь или читать – пользоваться аудиосказками.
Не запрещать игры в телефоне, поскольку это безопаснее, это отвлекает от реальности, и там у ребенка то, что он может проконтролировать. Не расстраиваться, если вместо уроков дети хотят играть, ведь игры означают, что их нервная система имеет ресурс для исцеления.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Учитель начальных классов: «Дети очень повзрослели и неимоверно нуждаются в общении»
- Когда мои дети вышли на связь, они очень рады были видеть и друг друга, и меня, - рассказала «КП в Украине» Наталья Власенко, у которой сейчас третий класс. - Им сейчас очень не хватает привычных контактов, это чувствуется. Мамы, которые уехали с детками, потом писали мне, что все старые приятели снова будто обрели друг друга, и пусть онлайн, но опять начали общаться. У нас двое учеников уехали за границу, подключатся позже, но присылают в наш общий чат свои рисунки – на них родной город, Украина и даже я (смеется).
Что касается желания учиться, не знаю, как будет дальше, но сейчас их и стимулировать не нужно. Все тянут руки, все хотят отвечать И, знаете, они очень повзрослели, они начали сами оценивать ситуацию, начали понимать, что им это нужно – вот эта математика, неприятная таблица умножения. К нам перед войной пришел в класс новый мальчик, который и тогда ничего не хотел делать, и сейчас не хочет. И дети не могут понять - почему? Но если тогда их этот вопрос не волновал, то сейчас они ему стали говорить: «Ну, ты же пойми: это ведь не Наталье Васильевне надо, а тебе!»