Российский оппозиционер и создатель сайта «Болотное дело» Павел Елизаров, переехавший в Португалию 10 лет назад, с началом войны начал активно помогать беженцам из Украины. «Опять Киеву приходится нас всех защищать. И, конечно, он победит», - написал Павел в своем Facebook.
Сейчас Павел вместе с другими активистами устраивает митинги в поддержку Украины, собирает деньги для украинских организаций, помогает с IT и дизайном. «КП в Украине» пообщалась с Павлом, чтобы узнать, как Португалия принимает беженцев.
Пособие только тем, кто просит убежища
- Павел, много ли беженцев приехали в Португалию?
- Несколько дней назад в новостной сводке сообщали, что уже более 10 тысяч украинских граждан получили временную защиту, то есть ВНЖ на год. На самом деле людей намного больше: думаю, многие еще не успели податься на ВНЖ.
- Как у вас принимают украинцев? Чем помогают? Предлагают ли временное жилье?
- В Португалии принимают украинцев очень радушно. Члены сообщества Кашкайша (городок в округе Лиссабон на берегу Атлантики. – Авт.) приносят то, что сейчас нужнее всего – продукты (масло, овощи, рыбу, мясо), женское и детское белье. Многие делятся своим жильем, все скидываются деньгами на размещение. Над городом Кашкайш подняли большой украинский флаг.
Активно помогают украинцам муниципальные власти. Так, муниципалитет Кашкайша, в котором я живу, организовал отправку самолета государственной авиакомпании TAP в Румынию. Он привез 229 украинских беженцев из нескольких городов Румынии в аэропорт Лиссабона.
Что касается жилья, то здесь ситуация сложная. Свободное жилье есть, но оно в основном временное - много народу ютится в одном зале. В таких помещениях можно жить неделю-две максимум, а потом нужно как-то выкручиваться.
Зато по работе предложений для беженцев довольно много. Хотя, как берут на работу на практике, я пока не знаю.
- Но нужно же знать португальский язык?
- Есть бесплатные языковые курсы для мигрантов. Они существуют уже много лет, я сам проходил такие в 2014-м. Сейчас к обучению подключилось много волонтеров. Но чтобы хоть как-то выучить язык, нужны месяцы.
- Платят ли беженцам пособия?
- Что касается денежных пособий, сейчас они маленькие (150 евро) и положены только тем, кто запрашивает либо имеет полноценное политическое убежище. В то время как украинские беженцы получают временную защиту. Надеюсь, скоро для всех что-то придумают в плане финансовой помощи. А пока каждый помогает как может - через ассоциации, специальные кухни и сбор продуктов.
Португальцы записываются в иностранный батальон
- Какая у португальцев реакция на эту войну?
- Ну, шок, разумеется, как у всех нормальных людей. Люди не представляют, как может происходить такой ужас в Европе в XXI веке. Очень многие хотят помогать и уже помогают украинцам. В том числе русские эмигранты, которые здесь живут не первый год. Они активно включились в сбор и логистику по гуманитарной помощи беженцам.
- Есть ли добровольцы из Португалии, которые отправились в Украину воевать?
- Да. Однако, несмотря на большое количество желающих присоединиться к украинской армии, берут только людей с военной подготовкой.
На данный момент добровольцами в Интернациональный батальон поехали 7 португальцев. Четверо из них находились на тренировочной базе Яворов, рядом с польской границей, которую бомбили российские войска некоторое время назад. К счастью, недавно стало известно, что все португальские добровольцы уцелели. Тогда CNN сообщало, что в караванах с гуманитарной помощью, в автобусах и микроавтобусах из Португалии едут местные жители, чтобы войти в интернациональный легион.
Но вообще правительство не слишком одобряет то, что добровольцы едут в Украину. Власти считают, что вместо этого лучше поставлять украинским военным больше снаряжения.
Павел Елизаров родился 22 октября 1985 года в Москве. В 2008 году окончил Московский энергетический институт по специальности «прикладная математика».
В прошлом Павел - программист, активист, создатель сайта «Болотное дело». В 2012 году после участия в акции протеста «Марш миллионов» и последовавшего после «Болотного дела» уехал из России в Португалию, где получил политическое убежище.
Сейчас Павел живет в Лиссабоне. Организует акции в поддержку оппозиционного российского политика Алексея Навального, противников режима Александра Лукашенко. С февраля 2022 года помогает украинским беженцам.
Женат на Жанне Немцовой, дочери убитого в 2015 году лидера российской оппозиции Бориса Немцова.