Весь мир шокирован тем, как Россия планомерно уничтожает мирные украинские города. Количество погибших мирных жителей уже исчисляется тысячами и превысило потери Вооруженных сил Украины в боях. Почему Москва позволяет себе так безнаказанно творить ужасные вещи?
Россия отказалась соблюдать права мирного населения
В 2019 году РФ де-факто вышла из Женевской конвенции по защите гражданского населения во время международных вооруженных конфликтов. Это стало ответом Москвы на то, что ООН официально признала нарушение Россией Женевских конвенций в связи с переселением людей из РФ в украинский Крым с целью изменить демографию оккупированного полуострова.
Согласно тексту документа, Россия не признает юрисдикции специальной комиссии ООН выполнять роль судебного органа, разбирающего нарушения. И теперь ООН теперь не сможет судить Россию за нарушения прав гражданских лиц во время войны.
Свое решение россияне аргументировали тем, что конвенция якобы не выполняет своих функций и в ее составе нет представителя России.
«Комиссия с 1991 года не выполняет своих функций. Российского представителя в ее составе нет. При этом РФ платит в бюджет комиссии ежегодный взнос. С учетом этих обстоятельств последующее признание компетенции комиссии нецелесообразно», – таковы аргументы.
Тем не менее, эксперты считают, что за нарушение закона Международного суда судить будут даже те страны, которые закон не ратифицировали, поскольку военные преступления не перестают быть преступлениями от факта подписания или неподписания.
А в ноябре 2016 года Россия вышла из договора о Международном уголовном суде, который расследует преступления во время военных действий. Президент РФ Владимир Путин признал, что это было сделано из-за аннексии Крыма и военного конфликта на Донбассе.
Ответственность за нарушение всегда существует
Конвенция о защите гражданского населения во время войны была принята в Женеве 12 августа 1949 года. Впервые за всю историю человечества она подробно закрепила правила обращения с гражданскими лицами и их особый статус.
На гражданских лиц нельзя нападать намеренно. Они пользуются защитой до тех пор, пока не принимают непосредственное участие в военных действиях. Запрещаются ограбления, изнасилования, пытки.
К сожалению, лишения, которые претерпевает гражданское население - одна из самых острых проблем в современных вооруженных конфликтах. Не все лишения являются следствием нарушения конвенции, ведь она не отменяет войну и бедствия, ее задача - уменьшить в той мере, в которой государства готовы пойти на это, страдания жертв.
Сегодня этот документ составляет основу международного гуманитарного права, регулирующего ведение вооруженных конфликтов. В Женевской конвенции участвует 196 стран, в их числе все 193 государства - участника ООН. И если страна не присоединилась к конвенции, это не снимает ответственность за ее нарушение. Все конвенции давно получили статус международных обычаев - норм, обязательных для любых, даже вновь созданных государств.
В случае, когда государство нарушает международное гуманитарное право, другие страны могут применить к нему меры ответственности. Это могут быть политические заявления, контрмеры и даже санкции - вплоть до полной международной изоляции государства. Такие меры могут быть приняты конкретным государством.
И в этом случае мера ответственности зависит от воли каждой из стран. Но Совет безопасности ООН наделен особым правом принимать решения, которым обязаны следовать все государства. Например, объявить эмбарго на поставку оружия, товаров или технологий. Государства могут передать спор в международный орган - скажем, в Международный суд ООН.
Также существует так называемый принцип универсальной юрисдикции. В соответствии с ним любое государство может и даже обязано судить конкретных людей вне зависимости от того, какое у них гражданство и в какой точке планеты они совершали военные преступления.
Точкой отсчета в вопросе индивидуальной ответственности можно считать Нюрнбергский процесс. Он не только осудил нацистских преступников, но и инициировал суды против политиков и военных во многих странах. И, что крайне важно, вызвал саму дискуссию об ответственности высокопоставленных лиц за преступления во время войны.