Война, которую Россия по приказу Владимира Путина начала 24 февраля против Украины, поражает своей жестокостью, цинизмом и нарушением международных гуманитарных обязательств. Российская армия хладнокровно обстреливает жилые кварталы, мирное население, «гуманитарные» коридоры, медиков, журналистов, роддома, детские садики и церкви….
«КП в Украине» уже писала, что российские войска нарушили как минимум 7 общемировых правил ведения войны. Ответит ли Владимир Путин и «исполнители» его кровавых приказов за военные преступления в Украине?
Несколько дней подряд в социальных сетях ширится месседж, что Россия может избежать наказания от Гаагского трибунала, поскольку… в 2019 году вышла из Конвенции по защите гражданского населения во время международных вооруженных конфликтов, а в 2016 году – вышла из договора о Международном уголовном суде, который расследует преступления во время военных действий. Так ли это?
Вердикт будет, но достать преступников - сложно
Начнем с того, что в 2019-м Россия не выходила из четвертой Женевской конвенции. Она лишь заявила о том, что не признает статью дополнительного протокола к этой конвенции про признание юрисдикции специальной комиссии ООН выполнять роль судебного органа, разбирающего нарушения. А вот подпись под Римским статутом в 2016-м действительно отозвала.
- Россию начали обвинять во многих нарушениях международного гуманитарного права. Это и события в Крыму, на Донбассе, сирийский след… И решение России «отписаться» от некоторых положений международного гуманитарного права – попытка самим себе внушить, что им не грозит никакая ответственность за военные преступления на территориях других государств, хотя это не так, - объясняет эксперт-международник Илья Куса.
Отметим, что денонсация некоторых положений Женевской конвенции сопровождалась щедрой ложью российской пропаганды. В Кремле объясняли, что пошли на такой шаг, поскольку усомнились в объективности и непредвзятости международного уголовного суда.
Если же выйти за рамки российского пропагандистского пузыря, то непризнание РФ статьи отдельного протокола к Женевской конвенции на практике ничего не означает. Россию можно судить за все военные преступления, совершенные в Украине с 2014 года.
- Россия не сможет избежать наказания в Гааге за свои военные преступления в Украине, - говорит эксперт-международник Тарас Чорновил. – В 2019 году Россия не вышла из четвертой Женевской конвенции. Обязательства вести войну без использования запрещенного оружия и причинения вреда гражданскому населению – в силе. Путин лишь вывел страну из-под действия одного из протоколов к этой Конвенции. На практике это означает, что Россия не признает юрисдикцию Международного уголовного суда ООН. То есть если будет решение Гаагского суда выдать военных преступников, которые скрываются на территории России или доставить их в Гаагу на судебный процесс, то РФ проигнорирует это решение, сказав, что они не обязаны это делать. Но даже если бы Россия не вышла из этого Протокола, есть ли уверенность, что они бы выдали своих военных преступников, в первую очередь – Путина и Шойгу? Конечно же нет.
Но, по словам эксперта, как только военные преступники захотят пересечь границу России, их сразу же могут арестовать на территории более чем 200 государств, которые признают юрисдикцию Международного уголовного суда. Кстати, интересный момент – на территории Украины такое задержание невозможно, поскольку Верховная Рада не ратифицировала Римский статут.
- Решение России от 2016 года отозвать свою подпись под подписанием Римского статута тоже означает, что они не признают юрисдикцию Международного уголовного суда. Но повторюсь, это вовсе не означает, что в Гааге не могут судить российских военных преступников. Могут и будут, - отмечает Тарас Чорновил.
Беречь пленных, чтобы самим не попасть в Гаагу
Глядя на те ужасы, которые российские войска творят в Украине, у многих возникает вопрос: почему мы должны лояльно относиться к российским солдатам, которые попадают к нам в плен? Почему они убивают, уничтожают наши города, дома, а мы должны их лечить, кормить, одевать? Почему бы не вспомнить про принцип «око за око, зуб за зуб»? Ответ прост: Украина чтит международное гуманитарное право! В Третьей Женевской конвенции сказано, что необходимо соблюдать права военнопленных в ходе войны. В статье 13 этого международного документа сказано:
«С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются и будут рассматриваться как серьезные нарушения настоящей Конвенции. В частности, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому насилию или же научному, или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами. Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы».
- Нарушение норм Женевских конвенций может быть расценено как военное преступление. То есть, если Украина решит негуманно относиться к военнопленным российской армии, то рискует оказаться ответчиком в Гааге или получить жесткий ответ и наказание от отдельных стран, осуждающих нарушение норм международного гуманитарного права, - поясняет Илья Куса.
При этом эксперт отмечает, что не все пленные могут считаться военнопленными. Наемники из других стран под действия Женевской конвенции не подпадают.
- Если на стороне России будут воевать наемники из той же Сирии и Ливии (есть информация, что Россия открыла в этих странах 14 центров вербовки. - Авт.) и они попадут в плен, то на них положения Третьей Женевской конвенции не распространяются. Но в то же время никто же не отменял общепринятые правила гуманности к каждому человеку, - говорит Илья Куса.
Украина к российским военнопленным относится хорошо, о чем они и сами говорят на пресс-конференциях.