Первый шок войны остался позади. Киев потихоньку учится жить в условиях фронта: на улицах города стало чуть больше людей, и именно за ними, за обывателями, которые не эвакуировались, не пошли в тероборону, не стали волонтерами, интересно наблюдать. За тем, как затаившиеся было старые привычки вновь берут свое. Война не меняет характер человека. Она лишь дает возможность его проявить.
На железной двери нашего подъезда кто-то пытался отжать фомкой магнитный замок. Не получилось. Но попрятавшийся в первые дни войны криминалитет действительно активизировался. Мне, правда, непонятно, что преступники собираются вынести из оставленных владельцами квартир. Думаю, деньги, ноутбуки и ценности беженцы забрали с собой. Украсть телевизор? Музыкальный центр? Разве сейчас кому-то это можно продать?
По дороге встретился табачный киоск. Витрина разбита, явно пытались добраться до пачек с сигаретами. Это уже классическое мародерство – разграбили, скорее, не ради наживы, а ради курева. Там, где есть сигареты, стоят огромные очереди. С ними посоперничать могут разве что наконец-то открывшиеся киоски с зоотоварами – от посетителей не протолкнуться. Про аптеки молчу - тут всегда многолюдно.
Привычка - великая сила. Перед киоском с горячим кофе заняты все лавочки. Погода позволяет и, если бы не регулярный свист реактивных снарядов над головой, – пасторальная картинка. То же самое у ларька с шаурмой – заработал, и уже есть желающие.
Привычки… Есть и другие привычки. В центре мусорного контейнера - кулек с «пузатыми» пустыми пластиковыми бутылками. Их и в мирное время положено сминать, чтобы не занимали много места. Но сейчас, когда мэрия города лично попросила людей трамбовать мусор, ведь его в условиях войны реже вывозят и не могут забрать все, неужели так трудно сдавить бутылку? Нет, это жлобская черта характера, которую никакая война не исправит.
Еще одна категория обывателя – халявщики. В нашем районе волонтеры принялись раздавать нуждающимся продукты: крабовые палочки, апельсины, йогурты, сладкие вафли. Упор делали на семьи с маленькими детьми – с молочкой действительно наблюдалась напряженка. Первый день раздавали так, на второй - попросили показывать, документы на детей или приводить их лично, последний раз раздачу отменили. Не знаю, навсегда ли.
Ради двух йогуртов и банки консервов народ собрался часа за два минимум до начала раздачи: всем не хватало, не целую же фуру привозили. Но видели бы вы этих «малоимущих»! Треть из них действительно составляли пенсионеры, хотя далеко не изможденные. Часть – бомжи, тут все понятно. Но остальная масса далеко не блокадники - холеные женщины и мордатые мужики. Последние смотрятся особенно цинично, приведя с собой в очередь пятнадцатилетних детей. Они стоят три часа в очереди ради двух халявных маленьких йогуртов и апельсина! Только не говорите, что все эти люди остались без работы и умирают от голода!
В городе, где худо-бедно, а магазины работают, такая благотворительность лишь поощряет крысятничество. Тогда как реальной помощи требуют лежачие и немощные старики, которые не в состоянии прийти и выстоять очередь.
О том, что в принципе продуктов хватает, говорит отсутствие ажиотажа на рынках. Киевляне не спешат расставаться с кровно заработанными на фоне роста цен. Спекулянты - а они появились - тут просчитались. Таких видел двух – лежат у них на столике пара-тройка килограммовых пачек макарон, и все. Если это от магазина или базы, почему не поставить ящик, как это сделали торговцы печеньем или грибами. А тут явно перепродают купленное для себя.
К спекулянтам я не отношу фермеров – они привезли много овощей, но и цены заломили в два раза выше. Обычная капуста 40 гривен. Народ берет слабо – и на следующий день она уже упала до 35-ти. Подождем еще. Яблоки 25 гривен – не берут, помня, как их совсем недавно отдавали по 15. Лучше уходят мандарины и апельсины за 35 гривен.
У одного из немногих лотков с мясом толпа народа. Спустя час, когда вновь проходил мимо, покупателей уже не было, но и мясо не раскупили - так и осталось лежать невостребованным. Понятно, война, сложности с доставкой, с продуктами, но и переплачивать три цены дураков нет. Лучше набрать яиц – 36-40 гривен десяток. Очередей нет от слова вообще – неделю назад люди хватали по три лотка и теперь, видимо, проедают старые запасы.
Еще на улице встречал равнодушных. Стоят группками, глазеют, как мужики для теробороны заполняют мешки песком. На просьбу помочь пара зевак берется за свободные лопаты – но большинство спешит мимо. Это их выбор, такими они выросли, так сформировался их характер. Жадный, хамоватый, эгоистичный, равнодушный. Война тут ничего исправить не может.
Но есть и другие. Те, благодаря кому этот город живет, не сдался врагу, не погряз в хаосе. К счастью, никакая война не может справиться и с их характером.