Дети, которые сейчас чувствуют испуг, неуверенность, страх, эмоциональное напряжение, реагируют на травму не так, как взрослые. У кого-то реакция наступает сразу, у кого-то – гораздо позднее. Поэтому взрослые не всегда могут определить, когда именно ребенку нужна помощь.
Советы психолога Марины Никитиной помогут родителям разобраться с некоторыми основными реакциями, научиться правильно действовать и понять, когда нужно искать помощь.
Возможные реакции в разных возрастных группах
Психологи обращают внимание: большинство описанных ниже реакций совершенно нормальны для детей, которые переживают стресс после травмирующего события. Но, если любой из этих видов поведения длится более 2-4 недель или проявляется позднее, ребенку может потребоваться дальнейшая помощь специалистов.
ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ:
- - возвращение к сосанию своего пальца или энуреза во сне;
- - боязнь чужих людей, темноты или монстров;
- - тесное привязывание к одному из родителей, опекуну или педагогу;
- - желание оставаться там, где они чувствуют себя защищенными;
- - возвращение к травматическим событиям в играх или преувеличение истории об этих событиях;
- - изменения привычек относительно еды и сна;
- - появление болей, которые не имеют объяснения;
- - агрессивное или отчужденное поведение;
- - гиперактивность или непослушание;
- - трудности с речью.
Есть свои особенности в поведении и внутри этой возрастной группы. Малыши до 2 лет, конечно, не понимают, когда происходит травмирующее событие, но прекрасно чувствуют волнение и растерянность тех, кто о них заботится. Поэтому они могут проявлять те же эмоции, что и их близкие, а могут изменить поведение – отдаляться от людей, плакать без причины, отказываться играть своими игрушками.
Детям от 3 до 5 лет, которые понимают последствия травматического события, тяжелее приспособиться к изменениям своей жизни или потерям. Поэтому им нужна постоянная поддержка взрослых.
ОТ 6 ДО 19 ЛЕТ:
Дети и подростки в этом возрасте могут проявлять те же реакции, что и младшая возрастная группа, отмечают психологи. Зачастую они требуют больше внимания со стороны взрослых. Некоторые могут чувствовать себя беспомощными или виноватыми, потому что ничего не решают и не могут взять на себя роль взрослых в критической ситуации.
Важно помнить, что подростковый возраст, который «официально» длится до 19 лет – важнейший период в становлении психики. А тревожные расстройства и без войны наиболее распространены в возрастной группе 14-19 лет. Поэтому к детям, которых мы уже причисляем к взрослым, сейчас нужно быть особо внимательными. Они реагируют на травмы уже как взрослые, а вот «запас прочности» у них не так крепок.
Внутри этой возрастной группы тоже есть свои нюансы в поведении.
Дети от 6 до 10 лет:
- - отказ от общения с друзьями;
- - сложности в умении сосредоточиться, ухудшение в учебе;
- - беспричинная агрессия;
- - стремление стать «маленьким» с просьбой, чтобы взрослые кормили и одевали.
Подростки от 11 до 19 лет:
Эта группа проходит через множество физических и эмоциональных изменений, связанных с их этапом развития, поэтому им может быть даже сложнее справиться с пережитой травмой. Реакции могут быть следующие:
- - отрицание реакций – и родителям, и самим себе. И тут два варианта: или дежурное «все нормально», или молчание;
- - жалобы на физическую боль вследствие непонимания, что на самом деле их мучает эмоционально;
- - протестные настроения: ссоры дома, отказ выполнять домашние задания, неприятие какого-либо порядка или авторитета;
- - проявление рискованного поведения, например, употребление алкоголя или наркотиков.
КАК ВЕРНУТЬ РЕБЕНКА В НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Хорошая новость в том, что дети, как правило, быстро восстанавливаются и возвращаются в нормальное эмоциональное состояние. Конечно, при необходимой сейчас поддержке со стороны взрослых, основанной на любви, близости и заботе. Что мы должны делать?
1. Помочь детям выразить эмоции через беседу, письмо, рисование или пение. Большинство детей сами хотят говорить о травматическом событии, нужно просто дать им эту возможность. Нужно принять их чувства и обязательно сказать, что печаль, волнение и стресс – это нормально. Объяснить, что плач обычно помогает снять стресс и унять тоску. Стать для ребенка самым лучшим слушателем.
2. Спросить у ребенка, что он знает о произошедшем, что видел по телевизору или слышал от друзей? Ограничить доступ к этой информации, чтобы у него было время без напоминаний о событии. Не допускать, что его обсуждение было главной темой в разговорах дома или с окружающими. Если речь идет о подростках. Стараться смотреть новости вместе, и только из официальных источников.
3. Позволять задавать вопросы и отвечать на них.
4. Помочь найти хорошее в том, что произошло. Например, героические поступки, помощь от друзей, поддержка со стороны незнакомых людей. Дети могут лучше пережить травму, если будут помогать другим. Этом могут быть даже просто письма поддержки пострадавшим людям или письма-благодарности тем, кто помогал.
5. Не давать детям видеть проявления ваших сильных эмоций. Они могут видеть, что взрослые волнуются или плачут, но крики, стоны, битье посуды или мебели могут сильно напугать или усилить травму.
6. Демонстрировать детям, как нужно заниматься собой и организовывать свою жизнь. Кроме того, если взрослые в здоровом физическом и эмоциональном состоянии, им легче поддерживать и детей. Поэтому нужно следить за собой, выполнять ежедневные бытовые дела, высыпаться и не распускаться.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
От 0 до 5 лет:
- - много ласки, нежности и словесной поддержки;
- - прежде чем взять на руки малыша, глубоко вдохнуть и сосредоточиться на нем, а не на происходящем;
- - опуститься до уровня глаз ребенка и говорить с ним нежным, спокойным голосом, используя понятные слова;
- - говорить, что вы заботитесь о ребенке и будете заботиться всегда, поэтому ему ничего не угрожает.
От 6 лет:
- - спросите детей, что их волнует и что могло бы им помочь;
- - успокаивайте их нежными словами, обнимайте или просто будьте рядом;
- - проводите с ним больше времени, чем обычно, хотя бы какой-то короткий период;
- - важную роль играет возвращение к привычным занятиям – хоть учебным, хоть бытовым;
- - позвольте день-два после травмирующего события ничего не делать, после чего привлекайте к любым подходящим занятиям, чтобы дети чувствовали себя полезными;
- - поддерживайте детей, когда они хотят провести время с друзьями или наедине;
- - побуждайте к физическим занятиям, движению, играм;
- - дайте понять, что они вам дороги, сделайте вместе что-то особенное, проверяйте, как они себя чувствуют, не нарушая их приватности;
- - займитесь правильно собственной травмой. Не распространяйте негативные эмоции на детей, не оставляйте их одних, не смейтесь над ними и уж тем более – не обижайте.
Психологи призывают родителей быть очень внимательными и осторожными. Присмотритесь к ребенку, прощупайте почву, не требуйте обсуждения травмы или экспрессивных занятий. Некоторым детям может быть страшно об этом говорить, кто-то даже может снова ее пережить из-за обсуждения или если будут слушать разговоры о ней.
Если вы понимаете, что не справляетесь сами, особенно если ребенок потерял близкого человека, обращайтесь за помощью к специалистам.
В ТЕМУ
Делаем утренние упражнения-игры
Психолог Светлана Ройз разработала комплекс телесных игр, которые помогут справиться с эмоциональным напряжением и травмированием. Они отлично подойдут малышам и детям младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуется делать их вместе прямо с утра:
1. «Здороваемся» с телом: доброе утро, носик; доброе утро, щечки; доброе утро, плечики и т.д. – дотрагиваемся до разных частей тела сверху до низа, говоря эти слова и целуя ребенка.
2. «Лепка»: разминаем тело как пластилин.
3. «Колобок»: сначала «насыпаем муки» - проходимся легкими движениями по всему телу, потом «наливаем воды» - движения, которые гладят. Лепим тесто и делаем колобок – ребенок сидит, обняв себя руками, а взрослый обнимает его за спину. Разводим руки – колобок выпечен.
4. «Поцелуи»: квадратный, треугольный, овальный – целуем лоб или щеку многими поцелуями, будто рисуя ими фигуру.
5. «Люлечка»: садимся за ребенком, обнимаем за спину и качаем.
6. «Обнимашки»: обними меня сильнее, чем я тебя.
7. «Кенгуру»: садимся животом к животу и крепко обнимаемся.
8. «Коврик»: простукать все тело будто коврик, когда его выбивают;
9. «Орангутанг»: стучать себя по верхней части груди с криком «Я-я-я-я-я!»
10. «Какого цвета поцелуй»: например, сейчас я тебя целую розовым поцелуем, теперь – желтым. Ребенок запоминает, а потом угадывает, где какого цвета поцелуй.