О том, что украинские беженцы по несколько суток стоят на границе, было написано немало. Мы постарались сократить этот процесс, насколько могли, и у нас получилось. Возможно, нам просто повезло, а, возможно, наш план действительно сработал.
Как бы там ни было, расскажу вам о нашем опыте и о том, что ждет украинцев по ту сторону границы.
«Это для нас вся Европа собирает!»
Вчера я написала о том, как в общей сложности за 26 часов мы преодолели расстояние от Киева до Ковеля. У нас было два варианта – ехать к 9 вечера на границу или переночевать в отеле и ехать к границе утром. После продолжительной дискуссии мы решили все же отдохнуть, поскольку 13 часов в пробках нас сильно измотали. А в 7 утра, как только закончился комендантский час, мы выехали из отеля в направлении пропускного пункта Ягодин.
Надо сказать, что этот пропускной пункт был выбран неслучайно.
Во-первых, он находится дальше всего от основного потока беженцев. Мы несколько дней мониторили ситуацию на пунктах пропуска, и именно Ягодин казался наименее загруженным.
Во-вторых, он самый удобный для нас, поскольку наша конечная точка – Эстония.
К границе мы подъехали к 8 утра. На ней не было ни единой машины, и украинскую границу мы прошли буквально за три минуты. Никаких вопросов – куда едете, зачем и на сколько. Все ясно без слов.
Однако дальше нас ждал сюрприз – очередь из более чем 100 машин, которая не двигалась больше часа. По всей видимости, у польских пограничников была пересменка, но это не точно. В общей сложности мы простояли на границе 3 часа – практически ничто по нынешним временам!
За время ожидания в очереди я пообщалась с соседями по очереди, которые оказались местными, и выяснила массу интересных вещей. Например, мне рассказали, что днем ранее в это же время никакой пересменки не было, и границу переходили буквально за 10 минут. Мой собеседник из Ковеля уже дважды вывозил людей в Польшу, а в этот раз на эвакуацию наконец-то созрели его жена и сестра.
Кроме того, объяснили, что в паре километров от границы находится специальный пункт для беженцев, где можно бесплатно взять все – еду, напитки, средства гигиены, одежду и т.д.
- Я вчера набрал полную машину! – похвастался мой собеседник. – Так что езжайте – затарите полную машину, а то она у вас какая-то пустоватая. А заодно и посмотрите, как живут беженцы без машин – это жесть! Вы сама-то где ночевали? В отеле? То-то я смотрю, на беженку не очень похожи.
Если честно, у меня немного пропал дар речи. Ссориться не хотелось, но и не спросить, как у него хватает совести «затарить полную машину» товарами для беженцев, я не могла.
- Это товары для украинцев – их для нас весь ЕС собирает! – назидательно сообщил собеседник. - А я что, не украинец?! Значит, и для меня тоже!
Его поддержал мужчина лет 60 в кепке, который пожаловался на маленькую пенсию.
- У меня пенсия 1900 грн, - сказал он. – Так неужели я не могу взять консервы и несколько упаковок туалетной бумаги?
Я свернула разговор и ушла в машину.
Зеленая карта
Хотя я слышала, что беженцев пускают не только без страховок, но и без документов, отсутствие у нашей машины «зеленой карты» немного напрягало. Может, поляков это в условиях, когда они граничат с воюющей страной, волнует в последнюю очередь, но эстонцев точно волнует, да еще как!
Обычно «зеленую карту» можно оформить перед самой границей, но в этот раз все было закрыто.
Польские пограничники нас тоже пропустили без лишних вопросов – не то, что про «карту» не спросили – даже не задали свой любимый вопрос о том, везем ли мы с собой мясо-молочные продукты, ввоз которых в страны ЕС запрещен.
Вообще, нельзя было не заметить, как разительно поменялось отношение польских пограничников и таможенников к украинцам. Я не раз пересекала польскую границу, и поляки мне всегда казались очень холодными и отстраненными. В этот раз они были очень сочувствующими и разговаривали с нами почти ласково, как с детьми. Это было очень трогательно, но основное удивление меня ожидало впереди.
На выезде с польской границы стоял микроавтобус, который бесплатно оформлял украинцам «зеленые карты» на 30 дней! Возле автобуса, на котором большими буквами было написано «безкоштовне страхування» стояло человек пять, и в общей сложности стояние в очереди и оформление заняло у нас меньше часа.
Великодушная Польша
Пока муж стоял в очереди за картой, я решила прогуляться неподалеку, тем более, что увидела там что-то вроде продуктового рынка. Решила купить всем чаю – все же за три часа на границе мы немного промерзли.
Каково же было мое удивление, когда «рынок» оказался не рынком, а местом помощи беженцам. Здесь не продавалось ничего – все было совершенно бесплатно. Чай, кофе, бутерброды, печенье, конфеты, теплые вещи, пледы, салфетки, памперсы, мыло, зубная паста и т.д.
Я взяла два чая и два бутерброда – мужу и маме. Потом вернулась за чаем для себя и выбрала к нему самый крошечный бутерброд. Это не укрылось от внимания волонтера, который со словами «пани, это мало!» буквально насильно всунул мне в руки две небольшие шоколадки.
Выпив чаю, я вернулась снова к волонтерам, чтобы сделать фотографии, и мне снова впихнули в руки шоколадный батончик, а от кофе уже пришлось отбиваться.
И снова – то же ласковое и очень трогательное отношение, на которое я обратила внимание еще на границе. Просто до слез, правда.
Но и это еще не все. В 100 метрах от границы нас остановили полицейские, чтобы спросить, хотим ли мы есть и пить, и есть ли нам, где ночевать. Мы поблагодарили и сказали, что ничего не хотим. Они еще раз настойчиво спросили – возможно, мы стесняемся попросить о помощи? Мы их заверили, что у нас все в порядке, и попрощались.
Испанский стыд
Честно говоря, пишу эти строки и испытываю испанский стыд. За тех людей из Ковеля, которые уже нашли себе подработку в виде «перевозки» гуманитарки для беженцев к себе домой. А еще больше – за себя из-за того, что не было сил конфликтовать и сказать им в лицо, что они бессовестные козлы. Наверное, я была слишком измотана, но это меня никак не оправдывает.
А вот что написал мне мой брат, который с женой и тремя детьми двое суток добирался на поезде до Варшавы:
«Очень стыдно. С пятницы мы нигде не заплатили ни копейки. Волонтеры кормили и помогали. В Польше проезд по железной дороге для украинских паспортов бесплатный. То есть люди реально вкалывают, будто на нас атомную бомбу сбросили. А из всех людей, с которыми мы пообщались по дороге, дом полностью разбомбили только у одной семьи из Харькова. Все остальные просто спасают детей. В итоге чувствую себя самозванцем. Да, мы решили не подвергать детей опасности, которая действительно огромная, но это не значит, что мне нужно носить чемодан и носиться со мной».
Кстати, про чемодан – это мой брат для красного словца сказал. Его семья покинула Киев без вещей…