Подвалы и убежища менее чем за неделю стали нашим вторым домом. Для многих жителей Киева, Харькова и других городов - первым.
Новое поколение украинцев растет под звуки сирен и взрывов, и задача взрослых - хоть как-то пытаться спасать их детство.
Главное для этого, конечно, делает наша армия, а мы в своих подвалах можем и должны не дать ребенку бояться. Поэтому давайте не вести при детях бесконечные разговоры о продуктах, лекарствах, боевых сводках. Лучше вспомним, что лучший способ переключиться - это играть.
Психолог Неля Куцак вместе с коллегами разработали целый комплекс игр, которые будут не только отвлекать детей, но и развивать мышление и фантазию. Причем подойдут они не только маленьким, но и взрослым. Ведь, как говорят психологи, во время стресса игры детей могут стать «регрессивными», то есть старшие опять играют в игры малышей. А в нынешних условиях и для них это возможность расслабиться, хоть немного «выдохнуть» стресс и дать почувствовать своему ребенку, что вы рядом и ему ничего не угрожает.
БЛОК 1 - ИГРЫ СО ЗВУКОМ
Очень важно помнить, что аудиальный канал восприятия во время гула сирен находится в особой нагрузке, поэтому нужно его «занять». Что можно делать?
- Петь хором.
- Орать кричалки против утипутина и российской армии.
- Слушать в наушниках аудиосказки и музыку.
- Взять с собой гитару, устроить для всех концерт.
БЛОК 2 - ИГРЫ С ТЕЛОМ
- Пластилин - специалисты отмечают, что сейчас лепить может быть эффективнее, чем рисовать.
- По возможности взять с собой подушки, чтоб сделать домик.
- Нитки, чтоб вокруг себя «прочертить» круг безопасности.
- Оригами.
- Кинетический песок.
- Делать мотанки из платочков и раздавать детям в убежище.
- Учиться жонглировать - чем угодно.
- Волшебные прикосновения: представить, что тело - музыкальный инструмент. И каждая его часть издает свой звук. Прикасаться ладошкой, а ребенок поет, мычит, кукарекает и прочее.
- «Я - животное». Показывать жестом, позой, звуками любое животное. Второй партнер по игре отгадывает.
- Выдувать мыльные пузыри.
- «Докричаться до Луны»: представить, что нужно крикнуть послание космонавтам или инопланетянам. Можно кричать из разных углов комнаты друг другу, можно направлять звук «далеко-далеко».
- «Выдохнуть облако»: представить, что вдохнули облако и выдохнуть его со звуком, можно с грозой и молнией, топая ногами.
- «Погода»: можно идти, можно стучать подушечками пальцев (лучше ногтями): вначале солнышко и легкий ветер (идем - стучим медленно, мягко и тихо), затем ветер крепчает, начинается дождь (идем быстрее и топаем). Дождь усиливается - топаем сильнее, ливень - прыгаем, гроза - ураган - прыгаем, дуем и кричим, ветер успокаивается, дождь стихает - постепенно идем тише и медленнее. Заканчиваем «хорошей погодой».
- «Клац-клац»: клацать зубами, будто от холода, затем показывать зубы, как обезьянки, скалиться и рычать, как тигры. После этого превратиться в людей.
- «Лети!»: дуть друг на друга, как на перо. Позволить себе подуть на родителя, чтобы «сдуть» его с места.
- «Толкалки»: «оттолкнуть воздушной волной» родителя (партнера по игре), сделав жест руками. Родитель «отлетает» от ребенка.
- «Подушечный бой».
- «Борцы сумо»: засунуть подушку под одежду и толкаться, подушка будет смягчать удар.
- Рвать бумагу, можно с рисунком, а потом собрать из обрывков коллаж.
- «Шкрябалки и дряпалки»: ногтями «прошкрябать» рисунок в тесте, в фольге, в крупе. В закрывающийся пакет залить краску, ребенок подушечками пальцев и ногтями процарапывает узоры.
- Боулинг: сбивать любые предметы. И взрослые должны позволять нарушить порядок.
- «Злой бобер»: придумать злое животное и вести себя так, как нам кажется, может себя вести это животное. Потом превратиться в доброе животное. Затем в человека.
- «Выпустить когти»: показать, как тигренок шипит и показывает когти, когда хочет защититься. Потом превратиться в человека.
- «В цель»: смять в руках бумагу и, как мячиком, попасть в цель.
- Кричать в «мешочек для крика». Или в стаканчик.
- «Бодалки да-нет»: бодаться руками или головой, говоря по очереди «да» или «нет».
БЛОК 3 - НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
- Шахматы - шашки. Причем шашки - сбивать щелбанами (нам нужны «агрессивные действия»).
- Любые настольные игры.
- Карты.
- Расставлять доминошки и устраивать «цепную реакцию».
Психологи советуют: чем проще и даже тупее игра, тем лучше.
БЛОК 4 - РИСОВАНИЕ
- Мандалы, домики, радуги.
- Мечту.
- Самое безопасное, защищенное место.
- То, что хочется делать сразу после войны.
- Использовать раскраски.
- Ангелов.
БЛОК 5 - ИГРЫ СО СЛОВАМИ
- «Четыре слова»: выбираем 4 совершенно не связанных между собой слова. Используя их, составляем по очереди маленький рассказ. Детям от 8 лет можно предложить и 5-6 слов.
- «Множество слов»: выбираем большое слово, из его букв каждый на своем листе составляем и записываем много маленьких. При этом вначале дети могут быть в команде со взрослыми, а затем они быстро становятся самостоятельными игроками.
- «Рисование словом»: выбираем «сложное» для ребенка слово, которое сложно писать или произносить. Придумываем, что именно будем им рисовать. Например, нарисовать фигурку кота, используя только загаданное слово. Для этого пишем его много раз в разных плоскостях.
- «Наоборот»: говорить слова задом наперед, не записывая их. Например, мыло - олым, весна - ансев.
- «Соединение»: написать вразброс на листе буквы, соединять буквы линиями в слова.
- «Покажи слово»: один игрок загадывает слово и показывает его пантомимой.
- «Я загадал»: рассказать о загаданном слове, описывая, но не называя его. Например, «Я загадал - белый, холодный, скрипит под ногами, тает».
- «Индукция - дедукция». Игрок загадывает предмет, остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет».
- «Последняя буква»: каждый игрок говорит слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
- «Рифма»: называем 4 или 2 случайных слова, на которые ищем рифму или с которыми придумываем четверостишие.
- «Буква»: называем слова только на заданную букву. Усложненный вариант для взрослых: например, слова - предметы на загаданную букву, которые можно положить в трехлитровую банку.
- «Ищем сходное»: называем два случайных слова - чем они могут быть объединены?
- «Волшебный язык»: для детей, которые учатся разбивать слова на слоги. Разговариваем, перед каждым слогом добавляя дополнительный слог (жи, ма, хрю....).
- «Чепуха»: говорим начало предложения, к которому нужно придумать совершенно «чепуховое», нереальное продолжение.
- «Сказка»: сочиняем сказку вместе, когда каждый говорит по предложению.
- «Ассоциации»: один игрок называет слово, следующий - свою ассоциацию на это слово. Детям можно объяснить проще: скажи первое, что приходит в голову, когда слышишь это слово.
- «Это слово умеет...»: описываем слово его «умениями». Можно слово сразу озвучить, а можно загадать, чтобы по его умениям угадать, что это.
- «Картина»: называем слово, по очереди рассказываем, какую «объемную» картину мы видим, когда произносим это слово. Например, для одного игрока слово «чай» означает: семья сидит за столом и разговаривает, для другого это чайная плантация и собиратели чая, для третьего - стол накрыт скатертью, играет музыка, для четвёртого - чайная церемония, для пятого - человек сам стоит у окна, наслаждаясь одиночеством и чаем.
- «Антонимы»: называем слова и ищем к ним антонимы.
- «Несуществующее слово»: придумываем несуществующие слова и что бы они могли означать на языке инопланетян.
- «Тарабарский язык»: говорим друг с другом на «тарабарском языке», пытаясь по интонации угадать, о чем каждый говорит.
- «Вопрос»: один игрок задает вопрос, второй должен ответить на него вопросом - игра идет до тех пор, пока кто-то скажет предложение без вопроса. Например: Ты ел сегодня? А почему ты интересуешься? Разве это секретный вопрос? И т.д.
БЛОК 6 - ИГРЫ В ТЕЛЕФОНЕ
Психологи рекомендуют использовать игры в телефоне, где задействовано пространственное восприятие - типа тетриса. Ну и, конечно, мультфильмы, куда без них.
КСТАТИ
Для родителей, которые находятся с малышами в укрытиях, неравнодушные украинцы создали канал со сказками, которые можно загрузить и прослушать офлайн: https://t.me/pavlushaiyava