Вечером 22 февраля президент Владимир Зеленский выступил с обращением, в котором инициировал программу экономического патриотизма: поддержку некоторых отраслей экономики, уменьшение налоговой нагрузки, ограничение проверок и стимулирование населения, чтобы оно вкладывало средства в бизнес и банковскую систему.
Экономисты поясняют: экономический патриотизм заключается в том, чтобы бизнес инвестировал свои доходы в экономику своей страны. Но как раз с этим у нас большие проблемы.
Если патриот - вложись деньгами
По словам президента, пока украинские военные защищают страну, другие граждане должны работать, вкладывать деньги в экономику государства, в том числе для обеспечения финансирования армии.
- Патриот - это тот, кто сражается с врагом за свою землю. И вкладывающийся в нее деньгами и создающий на ней рабочие места. Потому мы запускаем программу экономического патриотизма. Это дополнительные стимулы для локализации нашего производства. Целевые программы поддержки отдельных отраслей, - сказал Владимир Зеленский.
Программа экономического патриотизма предполагает уменьшение налоговой нагрузки на предпринимателей, ограничение проверок, создание стимулов для привлечения средств населения в бизнес и банки. Также благодаря этой программе планируется снизить НДС на бензин и дизель, что должно способствовать уменьшению цен на топливо.
- Наша цель - обретение экономической независимости. Особенно в энергетике, - резюмировал Зеленский, добавив, что 23 февраля запланирована встреча с представителями 50 крупнейших украинских компаний. Цель встречи - убедить их остаться в Украине. Бизнес должен защищать нашу экономику, финансы, создавать рабочие места, поднимать и укреплять Украину.
Мозговой штурм
На первый взгляд может показаться, что это очередной популизм, озвученный просто ради «красного словца». Но мнение экономистов по этому вопросу неоднозначно.
Как стало известно «КП в Украине» из своих источников, накануне обращения Зеленского в аналитические центры страны приходили запросы из ОП. Аналитики устраивали своеобразный «мозговой штурм» и отправляли свои предложения, которые смогут дать максимально быстрый эффект для экономики.
Правда, большой вопрос, примут ли их во внимание, и если примут - то какие именно.
Так, экономист Андрей Мартынюк уверен, что первое, что нужно сделать в налоговой политике - это поставить на «стоп» налоговые инициативы Даниила Гетманцева. Причем желательно все.
Аналитик Даниил Монин считает, что в первую очередь надо отменить блокировку налоговых накладных, которая тормозит экономику. Также эксперт считает необходимым отменить всеобщую РРО-ризацию, поскольку это является дополнительной нагрузкой на малый бизнес.
- Но сегодня обсуждать общие фразы большого смысла нет. Я считаю, надо дождаться законопроекта и разбирать его детально, - подытожил Монин.
В то же время Алексей Кущ считает, что ни встречи с топ-50 бизнеса, ни советы экспертов из грантовых аналитических центров не помогут добиться ожидаемого эффекта. Эксперт приводит в пример американского президента Франклина Рузвельта, который создал свой знаменитый «Новый курс» на стыке полярных идей. В его аналитический центр вошли эксперты с диаметрально противоположными мнениями, и «Новый курс» высекался как искра на стыке полярных идеологий.
Если же спрашивать экспертов «на грантах», максимум, что они смогут предложить - это снизить налоги большому бизнесу, чтобы ФПГ получили возможность выводить из страны еще большие суммы, считает аналитик.
- Экономический патриотизм заключается в том, чтобы бизнес инвестировал свои доходы в экономику своей страны. В Украине же пока наблюдается «экономический космополитизм», - говорит Кущ. - В прошлом году отток капитала из страны составил 18 млрд долларов. Впервые с 2013 года переводы трудовых мигрантов (15 млрд долларов) не смогли перекрыть потоки, которые бизнес выводил из страны. Глядя на эти цифры, мы можем констатировать, что система рентной коррупционной экономики полностью восстановилась - добро пожаловать в 2013 год. Правда, уже с другим курсом и другими тарифами.
За последние 11 лет бизнес вывел из страны 140 млрд долларов, а население завело в страну 120 млрд, продолжает Алексей Кущ. В Украине сложилась уникальная система: в то время как политические элиты зарабатывают деньги в Украине (в основном на экспорте сырья и полуфабрикатов, то есть та же рентная модель экономики) и выводят деньги за рубеж, украинцы зарабатывают деньги за границей и везут их сюда - чтобы содержать семьи, купить жилье, открыть небольшой бизнес. То есть сегодня экономический патриотизм у нас присущ в основном заробитчанам.
Ищем логику
Интересно проследить логику экономического патриотизма, о котором говорит президент. Очевидно, что уменьшение налоговой нагрузки приведет к уменьшению поступлений в бюджет, и, следовательно, денег на все расходы, включая ту же оборону, станет не больше, а меньше. Так как же одновременно и снизить налоги, и увеличить расходы?
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что все очень просто - нас ждет повторение ситуации 2015 года.
- Тогда тоже много денег выделяли на оборонку и ввели мораторий на проверки, - напоминает экономист. - В результате в госбюджете образовался громадный дефицит, который закрыли за счет эмиссии гривны. В итоге - суперинфляция, и за счет роста поступлений от НДС перекрыли дефицит госбюджета.
По всей видимости, сейчас сделают аналогично: цены вырастут, и даже при снижении НДС госбюджет получит больше, резюмировал Охрименко. Вот такой экономический прагматизм.
В то же время экономист Владислав Банков никакой логики не видит и говорит, что законодательные инициативы «гетманцевых» сделали нищими наиболее патриотическую часть населения - мелкий и средний бизнес. Тогда как крупный бизнес с легкостью адаптируется у любой власти.
- Основную ставку сегодня необходимо делать на материально-техническую помощь союзников, а также вести переговоры с кредиторами по поводу текущих и предстоящих выплат, возможного предоставления финансовой помощи, - отметил Банков в комментарии «КП в Украине». - А что касается уменьшения налоговой нагрузки, то в нынешних условиях - это, скорее, реакция на ситуацию, когда почти ничего не собирают по высоким ставкам и рассчитывают собрать хоть чуточку больше за счет оживления экономики. Думаю, что программа не будет работать: она просто сделает бедных беднее, а олигархов - богаче.
Алексей Кущ говорит, что логика данной инициативы ему напоминает логику предвыборных программ - «уменьшить налоги, повысить пенсии».
- Скорее всего, «экономический патриотизм» станет очередной программой, которая закончится безрезультатно, - подытожил Кущ. - На самом деле в условиях, когда иностранные инвестиции продолжат уходить из страны, у нас есть всего один безальтернативный вариант - эндогенная закрытая модель, предусматривающая аккумулирование внутренних ресурсов и блокировку вывода капитала. Кстати, Израиль, который нам в последнее время часто приводят в пример, развивался в рамках этой эндогенной модели порядка 30 лет, и довольно успешно.