Разорвать дипотношения с РФ, прекратить торговлю и ввести военное положение: плюсы и минусы возможных решений Украины

Изучаем последствия каждого из трех наиболее обсуждаемых вариантов.

president.gov.ua

После подписания президентом России Владимиром Путиным указа о признании ОРДЛО «независимыми государствами» многие политики высказались за жесткую ответную реакцию Украины. Призывали, в частности: разорвать дипломатические отношения с Россией, ввести военное положение в Донецкой и Луганской областях, прекратить любые экономические отношения со страной-агрессором. А после того как Госдума ратифицировала документ, эти призывы только усилились и даже начали звучать с трибуны Верховной Рады.

Разрыв дипломатических отношений

Президент Владимир Зеленский пообещал проработать вопрос разрыва дипотношений Украины с Россией. Эксперты говорят, что удачный момент для столь сильного решения упущен.

- В мировой дипломатии действует метод моментальной реакции – столь серьезное решение, как разрыв дипломатических отношений, должно приниматься в течение первых часов, максимум суток после события, которое спровоцировало такое решение, - говорит эксперт-международник Тарас Чорновил.

По его словам, у Украины была уникальная возможность разорвать дипломатические отношения с Россией и весной 2014 года, когда РФ аннексировала Крым. Но ее упустили.

- Тогда не пошли на разрыв дипломатических отношений по двум причинам. Первая – был вакуум власти в стране. Вторая – Украина тогда не имела такой серьезной поддержки Запада в противостоянии с Россией, как сейчас. И если бы Украина разорвала дипотношения с Россией, то такое решение спровоцировало бы негативную реакцию в стране, - анализирует Тарас Чорновил.

Эксперт отмечает, что расторжение дипломатических отношений – сигнал всему миру: Украина рассматривает Россию как агрессора, поэтому невозможны дипломатические отношения с такой страной.

- Существует миф, что разрыв дипломатических отношений – автоматическое начало войны. Нет! Скорее наоборот, проявление агрессии – основание для окончания дипломатических отношений, - говорит Тарас Чорновил. - Факт разрыва дипотношений может укрепить позиции Украины в международных судах при рассмотрении дела против России.

Какие могут быть риски? Можно услышать мнение, что закрытие посольства Украины в РФ оставит беззащитными украинцев, находящихся в России. Это не совсем так. Во-первых, Конвенции ООН позволяют закрывать посольство, но сохранить все консульства на территории государства-агрессора. Во-вторых, если и консульства закрыты, то Украина может договориться с другой страной о представлении по отдельным вопросам ее интересов. Но есть и неприятные новости. По состоянию на 2021 год, ни с одной страной Украине не удалось договориться о таком представительстве.

- Мы проводили «зондирование» позиций, ни одна страна, которая представлена в Москве, не согласилась представлять наши интересы, учитывая то количество работы, которую необходимо проделать, чтобы обеспечить интересы наших граждан… Возьмем, к примеру, Грузию, которая разорвала дипломатические отношения с Россией после войны в 2008 году, ее интересы представляет Швейцария. И если посчитать количество граждан Грузии и Украины, то это большая разница, - рассказывал замглавы МИД, посол Украины в Турции Василий Бондар.

Разрыв дипломатических отношений также на практике будет означать, что лидеры двух стран не смогут напрямую говорить, договариваться – только через посредника!

-  Это влечет и разрыв либо же «замораживание» всех существующих международных договоров между двумя странами, - поясняет Тарас Чорновил.

По словам эксперта, на сегодняшний день, учитывая сложившуюся внутреннюю и внешнеполитическую конъюнктуру, Украине следовало бы не разрывать дипотношения, а максимально снизить дипломатическое присутствие в России.

- Дипломатическое присутствие Украины в России ограничивается временным поверенным. И правильно, что МИД отзывает своего временного поверенного. Сейчас необходимо ввести самый низкий уровень дипломатического присутствия нашей страны в РФ и призвать Россию сделать то же самое, - говорит эксперт.

Введение военного положения

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что военное положение будет введено только в случае полномасштабной военной агрессии со стороны РФ.  О введении военного положения только в двух областях – Донецкой и Луганской - пока речи не идет. Хотя, как признаются народные депутаты из профильного комитета Верховной Рады, этот вопрос может появиться в повестке дня в любой момент.

Военные эксперты говорят, что в интересах Украины не медлить с введением военного положения в Донецкой, Луганской областях, а также в Крыму. ВП – это не только ограничения, но и серьезные правовые последствия.

- Если мы официально не признаем факт войны и не введем там военное положение – мы проиграем, - утверждает военный эксперт Олег Жданов и моделирует возможную ситуацию в ОРДЛО: – Невведение военного положения развязывает руки Москве. Они туда ввели уже свои войска (официально!). Идет мобилизация мужского населения, у многих украинские паспорта. Далее Россия вооружает этих ребят, ставит в первую линию и заставляет идти в атаку, отвоевывать территории. А российские «миротворцы» стоят во второй линии, направив, как заградотряды Сталина, дула автоматов в спины мобилизованным. Как тогда быть? Россия будет раздувать историю с гражданской войной и на международных площадках рассказывать, что ВСУ стреляет в «гражданское ополчение». А если бы было военное положение, то ВСУ воевали бы против внешнего агрессора – России.

Также эксперт обращает внимание и на тот факт, что, согласно Уставу ООН, страна, которая развязала войну, подлежит секторальным санкциям и разрывам экономических и финансовых отношений с членами ООН!

- Если на территории действует военное положение, то любые возможные военные действия против Украины становятся не только нашей проблемой. Страны ООН должны отреагировать или же… придется распускать ООН, - анализирует Олег Жданов.

Прекращение торгово-экономических отношений с Россией

В 2021 году общий товарооборот между Украиной и Россией составил 10,1 миллиарда долларов: поставки российских товаров в Украину – 6,65 миллиарда, украинских в Россию – 3,44 миллиарда. По сравнению с 2020 годом, он вырос более чем на 20%. Только от транзита российского газа в Европу страна получает ежегодно около 2 миллиардов гривен.

- К политикам, которые ратуют за прекращение торгово-экономических отношений с Россией, у меня вопрос: мы транзит российского газа в Европу тоже прекращаем? Отказываемся от самого большого дохода государственного бюджета? – задается вопросом экономист Олег Пендзин. – На фоне того, что Германия замораживает сертификацию «Северного потока - 2», такое решение выглядело бы крайне нелогично. И думаю, Германия пересмотрела бы его.

По словам эксперта, быстро отказаться от внешнеэкономического сотрудничества с Россией вряд ли получится.

- На сегодняшний день порядка 80% украинского рынка дизеля и бензина – Россия и Беларусь. 70% того, что мы покупаем в России, – это уголь, нефтепродукты, ТВЭЛы для ядерных электростанций. Поэтому у меня есть сомнение, что можно быстро отказаться от торгово-экономических отношений с Россией и переориентироваться на другие рынки, - говорит эксперт и уточняет, что свободных объемов энергоресурсов на европейском рынке нет.

- 32% европейского рынка газа – из РФ. Фактически весь импорт газа в Украину осуществляется путем виртуального реверса. На практике это выглядит так: «Нафтогаз» заключает договор с некой словацкой компанией на поставку в страну газа. Словацкая компания этого газа не имеет, покупает с рынка, в России. То есть словаки продают нам российский газ. И, что немало важно, этот газ не идет реверсом через Словакию. Мы этот объем газа снимаем с транзитной трубы на территории Украины, - объясняет Олег Пендзин.

Также эксперт обращает внимание, что некоторые российские товары просто невозможно сейчас заместить в силу разных технических особенностей. К примеру, Украина начала сотрудничество с американской Westinghouse по ядерному топливу для наших атомных электростанций. Но не для всех наших АЭС оно подходит!

- Для новых атомных электростанций (Ровенской, Хмельницкой) американское ядерное топливо подойдет, а вот для тех, на которых используются советские реакторы, – нет! Только российское, - отмечает Олег Пендзин и добавляет: - Основной тягловой состав «Укрзалізниці» - старые тепловозы, в которых стоят советские дизеля. И влить туда европейский дизель Евро-6 невозможно. И дорого, и несовместим. На российском дизеле Евро-2, Евро-3 ездят все украинские танки. В Европе такой дизель не найти.