Эммануэль Макрон, а после канцлер ФРГ Олаф Шольц «не захотели делиться с российскими спецслужбами своим биоматериалом». Именно по этой причине они отказались сдавать ПЦР-тест в Москве для встречи с Путиным. Один из собеседников агентства, приближенный к президенту Франции, пояснил: «Мы очень хорошо знали, что это означало - отсутствие рукопожатия (с Путиным) и этот длинный стол. Но мы не могли смириться с тем, что они получат в свои руки ДНК президента».
Что можно узнать о человеке по ДНК и чего боятся европейские политики? Об этом «КП в Украине» поговорила с доктором биологических наук Института молекулярной биологии и генетики Оксаной Пивень.
Хакерские атаки на клиники США
- Оксана, какую информацию можно узнать о человеке по его ДНК?
- Не знаю, чего конкретно опасался Макрон, однако, когда мы сдаем ПЦР-тест, действительно берется анализ ДНК. Кроме данных о возбудителе, биоматериал содержит личную информацию о пациенте. В частности, по ДНК можно определить, к каким заболеваниям склонен человек.
На Западе такую информацию тщательно защищают. Моя коллега работает в одной из клиник США, и, по ее словам, хакерские атаки на американские медучреждения проводятся регулярно. Например, на их клинику уже была совершена не одна попытка взлома, в частности, из РФ.
- Но зачем похищать такую информацию?
- Украденные базы данных могут продать страховым компаниям, а те их охотно покупают. Это особенно актуально в странах со страховой медициной, как в Америке.
Например, если у страховика есть информация о том, что вы являетесь носителем гена, предопределяющего склонность к раку груди, то у него есть незаконные аргументы поднять для вас цену страховки. Либо ограничить вас в обслуживании как раз там, где оно больше всего понадобится.
- О каких заболеваниях можно узнать благодаря генетике?
- Вы можете прийти в клинику и определить, насколько велики ваши риски умереть от сердечно-сосудистых заболеваний или онкологии.
Например, когда Анджелина Джоли узнала, что она - носитель мутации в генах влияющей на повышенные риски заболеть раком груди - она удалила себе молочные железы, заменив их имплантами. К тому же, ее бабушка и тетя болели онкологией. Этот яркий пример показывает, как работает анализ ДНК.
А что касается Макрона, рискну предположить: президент Франции вполне мог опасаться, что у ФСБшников появится последовательность его генов. Возможно, у него есть генетически обусловленная склонность к каким-то заболеваниям. Достоверно одно - по образцу ДНК действительно можно получить очень много информации о человеке.
- Кроме склонности к заболеваниям можно узнать что-то еще?
- Еще можно установить родство и отцовство.
- Значит, психологический портрет, например, быстро ли раздражается человек, слабохарактерен ли он, по ДНК не определить?
- Нет. Эти качества, лишь на 50% определяються генами, а еще на 50% - воспитанием и образованием.
Биологическое оружие на основе ДНК: вымысел или реальность?
- В последнем фильме о Джеймсе Бонде на основе ДНК создали биологическое оружие против конкретного человека. В реальности возможно подобное?
- Все люди имеют около 25 000 генов. И у всех они одинаковы, но могут быть представлены в клетках разными вариантами. Каждый человек - это уникальная совокупность вариантов генов. Идентифицировать конкретного человека возможно, на этом базируется криминалистика. Однако обеспечить таргетность (прицельность. - Авт.) для конкретного индивидуума, да еще и с каким-то летальным эффектом очень сложно.
Например, сейчас ищут, какие варианты генов доминируют в той или иной популяции человечества. Ученые пытаются выявить гены еврейства, украинства и т.д. И что в итоге? Вариантов генов, которые присущи только украинцам, только русским или евреям, не существует.
Варианты генов в разных процентных соотношениях встречаются практически во всех популяциях, независимо от этничности и рас. С натяжкой можно идентифицировать черную, белую и желтую расы, и то нас ждут сюрпризы. Последние исследования показывают, что некоторые варианты генов, определяющие светлый цвет кожи, возникли в Африке. А, отвечающие за темный цвет кожи, наоборот, возникли на территории древней Европы.
Честно, я не представляю, как можно взять ДНК и разработать биооружие, которое бы поражало только Макрона, только французов или только членов НАТО.
Теоретически, хотя это очень фантастический сценарий, если применить несколько подходов, техник редактирования генома и разработать что-то специфическое против Макрона, то вероятно можно запустить генетические программы, которые связаны с раком, например, или чем-то другим. Но даже если это удастся, возникает вопрос: как это ввести в организм президента Франции? Это уже другая сложнейшая биотехническая задача.
Поэтому я не думаю, что дело в биологическом оружии. Скорее всего, Макрон просто опасался за свои персональные данные, которые могли попасть в чужие руки.
Возможно, он не хотел, чтобы после его визита публиковались статьи из серии «Макрон сдал тест ДНК, и российские ученые в Сколково выяснили, что он умрет через 3 года от инсульта» либо «Макрон - носитель гена шизофрении, и это многое объясняет».
- А как же персональные данные, которые остаются на посуде, когда мы едим? Пишут, что Макрон не побоялся отобедать с Путиным.
- Безусловно, и на посуде остается наша ДНК. Однако качество анализа напрямую зависит от количества биоматериала. Так, чтобы прочитать весь геном человека, попавшей на посуду слюны однозначно мало. К примеру, если перед анализом на коронавирус вы промыли нос и рот, лаборант не сможет взять достаточное количество биоматериала, чтобы сделать качественный анализ. В этом случае больной, скорее всего, получит ложно-негативный результат.
Например, основательница стартапа Theranos Элизабет Холмс утверждала, что по одной капле крови она идентифицирует все, что только можно. Но это не так! Физически невозможно провести все анализы, о которых она говорит, заявленными методами. (В 2003 году компания Theranos привлекла внимание именитых инвесторов, но даже при миллионных вложениях Элизабет Холмс не смогла воплотить в жизнь свою задумку. Теперь ее судят за мошенничество. - Авт.).