Украина VS Беларусь: чем нам грозит торговая война

С 16 февраля Украина ввела ограничения на транзит белорусских калийных удобрений через свою территорию.

belrynok.by/

Как сообщили в «Укрзалізниці», с 16 февраля вводятся временные ограничения на транзит белорусских калийных удобрений через территорию Украины. В СМИ уже назвали это «торговой войной», и не исключено, что это действительно может нас затянуть в достаточно продолжительные недружественные отношения.

Стоит ли Украине продолжать ссориться с соседями и насколько экономически оправдана такая политика? Удастся ли нам выйти из сложившейся ситуации если не без потерь, то хотя бы с минимальными убытками? Эти вопросы «КП в Украине» обсудила с экономистами.

Что происходит

Вводя запрет на транзит белорусских калийных удобрений, Украина последовала примеру Литвы. Как известно, из-за санкций США и ЕС Литва с 1 февраля прекратила транзит белорусских удобрений через свою территорию, на что белорусы ответили зеркально и с 7 февраля запретили транзит нефтепродуктов и удобрений из Литвы.

Украинские ограничения коснутся продукции компаний «Беларуськалий» и «Белорусская калийная компания» и приведут к запрету железнодорожных транзитных перевозок в Словакию, Венгрию, Австрию, Польшу, Чехию, Румынию, страны СНГ и Балтии, а также к запрету ввоза этой продукции в Украину по железной дороге.

Какими будут ответные санкции - пока непонятно, но можно прогнозировать, что они не заставят себя долго ждать. По словам министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея, в белорусском правительстве уже создана группа по противодействию санкциям.

«Мы тщательно изучаем все решения, которые принимают любые страны по отношению к Беларуси, и вырабатываем адекватные меры реагирования, - отметил Макей. - Точно так же в этой ситуации мы тщательно анализируем обстановку и будем принимать адекватные шаги, но исходить из того, чтобы это не нанесло ущерба нашим национальным, экономическим интересам».

Министр отметил, что сейчас ведется работа по перенаправлению белорусских калийных удобрений в российские порты, однако на это потребуется время. То есть выходит, что в перспективе этот украинский демарш приведет к дальнейшему укреплению сотрудничества между Беларусью и РФ.

«Холодная война»

Если белорусы своими экономическими интересами озабочены, то об украинской стороне этого не скажешь. Нетрудно прогнозировать, что действия по литовскому сценарию на пользу Украине не пойдут, тем более что это не первый наш выпад в сторону северных соседей.

- В той или иной мере стороны уже вводили схожие ограничения друг против друга в недалеком прошлом, - напоминает аналитик TeleTrade Сергей Родлер. - Например, в прошлом году были введены спецпошлины на импорт белорусских автобусов и грузовиков, а белорусы ввели режим индивидуального лицензирования на ряд украинских товаров.

Кстати, продолжает эксперт, тогда в Минэкономики говорили, что усугублять ситуацию в ведомстве не намерены, так как раздувание торговых войн будет вредить Украине. Но уже в конце года начали призывать украинские компании отказываться от работы с Беларусью, так как Киев будет продолжать вводить экономические санкции в отношении Минска, копируя политику ЕС.​ 

- У нас уже давно идет холодная война, которая включает и торговые войны, - отметил в комментарии «КП в Украине» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Поэтому каких-то шокирующих новостей в том, что Украина запрещает транзит через свою территорию, а Беларусь отвечает аналогично, я не вижу. Это уже не начало, а продолжение торговой войны.

В то же время аналитик Алексей Кущ говорит, что не стал бы называть ситуацию торговой войной, потому что основной экспорт калийных удобрений все же шел через Литву. Украина в этом плане была «вспомогательным направлением», поэтому речь может идти лишь о том, что могли помочь и не помогли. Что является очередным примером непрагматичной политики украинской власти.

Что покупаем и что продаем

Торговля между нашими странами идет довольно активно, причем торговое сальдо с Беларусью не в нашу пользу: покупаем мы у соседей в полтора раза больше, чем продаем.

Основу белорусского экспорта в прошлом году составили нефтепродукты, удобрения, кокс и битум, каменный уголь, углеводороды, продукция машиностроения, электроэнергия.

В то же время крупнейшей категорией товара, которую Украина продает в Беларусь, являются остатки и отходы пищевой промышленности. Звучит не слишком благозвучно, но это не объедки, как могло бы показаться, а нужный в хозяйстве товар. Говоря официальным языком, это «продукты, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала», а если проще - это корма для животных.

- У Украины это вообще очень популярный экспортный товар, мы и в ЕС много этих остатков продаем, - говорит Охрименко. - В мире есть очень большой спрос на отходы пищевой промышленности, на всех не хватает, а у нас этого добра в избытке.

Недополучение прибыли и потери

Экономисты единодушны: принятое решение является сугубо политическим, в то время как об экономических последствиях пока стараются не думать. Сергей Родлер объясняет это тем, что у Украины есть большие надежды на финансовую помощь со стороны ЕС, а Александр Охрименко считает, что все дело в том, что пиар для действующей власти важнее предстоящих убытков.

По мнению Родлера, в качестве ответных мер Украине стоит готовиться к сокращению поступления нефтепродуктов, и это станет серьезным ударом, ведь на белорусское топливо приходится порядка половины потребления. А зарубежное топливо за счет логистики сейчас дороже почти на 10%.

Кроме того, эксперт напоминает, что в прошлом году Беларусь оказала Украине аварийную помощь в период перебоев с электроэнергией. В целом мы можем обеспечить себя электроэнергией и сами, но в случае очередных проблем помощь может не прийти. Как мы уже писали, к 2023 году Украина планирует присоединение к европейской сети операторов, но, считает Родлер, этот процесс вполне может затянуться. 

Александр Охрименко добавляет: введенные нами ограничения приведут к тому, что минеральные удобрения будут для нас дороже, и это плохо отразится на ценах на зерно. А вот к предположению о том, что белорусы в ответ могут перестать нам поставлять нефтепродукты, эксперт отнесся довольно скептически. По словам Охрименко, это невыгодно самим белорусам, так как им больше некуда продавать: РФ запрещает реализовывать белорусский бензин на своей территории.

Любая торговая война - это экономические потери, так что в данной ситуации потеряют и украинская, и белорусская экономики, резюмировал Охрименко.

В свою очередь Алексей Кущ считает, что, рассуждая об убытках, в первую очередь нужно говорить о недополученной прибыли: Украина не получит миллионы долларов, которые могли бы заработать не только «Укрзалізниця», но и наши порты.

Более того, на идее экспорта белорусских калийных удобрений можно было бы разработать логистику по Днепру, активно используя его как транспортную артерию. Плюс создание перевалочных терминалов на севере страны и загрузка киевского и николаевского судостроительных заводов - в рамках кластерного принципа это могло бы иметь огромный мультипликативный эффект.

Кроме того, продолжает Кущ, такое сотрудничество с Беларусью при нынешнем формате вялотекущего конфликта обезопасило бы одесские порты от блокировки со стороны России. В переговорах с Путиным Лукашенко был бы нашим лоббистом, чтобы одесские порты продолжали функционировать.

В то же время аналитик уверен: началом большой торговой войны наш отказ от транзита белорусских удобрений не станет.

- Беларусь продает нам товаров и услуг на 4 млрд долларов в год, а мы им - на 1,5 млрд долларов, - приводит цифры экономист. - То есть решение «отомстить» за калийные удобрения обернулось бы для Беларуси огромными убытками. Но Лукашенко - очень рациональный и прагматичный политик. И несмотря на все, что сегодня в Украине говорят в его сторону, несмотря на все эти недружественные шаги, он не ставит личные обиды выше интересов государства и продолжает поставлять нам и электроэнергию, и дизтопливо, и нефтепродукты. Белорусский президент просто не может себе позволить потерять эти 4 млрд долларов - такой колоссальный рынок сбыта ему заменить нечем.

Поэтому, резюмировал Алексей Кущ, поставки в нашу страну могут прекратиться только в связи с началом активной фазы противостояния между Украиной и РФ, как элемент гибридной войны.