Личное пространство не помешает: рабочие звонки в нерабочее время вредны для здоровья

Первой страной, которая изменила трудовое законодательство на фоне массового перевода сотрудников на удаленку, стала Португалия.

pixabay.com

Спустя два года удаленки эйфория по поводу возможности работать из дома постепенно сменяется разочарованием. Дистанционная работа «размыла» границы рабочего времени, так что для многих теперь закрыть крышку ноутбука в 18.00 - это что-то из области фантастики.

Пока украинцы жалуются на постоянный цейтнот и невозможность отдохнуть даже в выходные, в Европе уже ищут законодательный выход из положения. Например, в Португалии с нового года действуют новые правила: работодателям запрещено тревожить сотрудников в нерабочее время.  

«По 5 дней на улицу не выхожу»

У подруги, которая работает дистанционно в страховой компании, очень строгий график: рабочий день - с 9.00 до 18.00, перерыв - строго с 13.00 до 14.00. На 9.00 и на 14.00, как правило, назначаются небольшие конфколлы, чтобы проверить, все ли вовремя приступили к работе или вернулись после обеденного перерыва.

Казалось бы, требования работодателя вполне справедливы, если бы не одно «но». Шеф в последнее время полюбил звонить с рабочими вопросами за пару минут до начала перерыва или окончания рабочего дня.

- Сначала он звонил после 6 вечера с якобы «срочными проблемами», которые, на мой взгляд, могли вполне подождать до утра, - рассказывает Люба. - А после того, как я пару раз сказала, что уже вышла из системы и выключила ноутбук, может позвонить в 17.59 и ехидно поинтересоваться: «Вы же не выключили компьютер? Рабочий день еще не кончился!» И после этого держит меня у монитора своими «важными вопросами» 30, и 40 минут, и час. Я подозреваю, что он просто издевается надо мной, но что я могу сделать?

Подруга с ностальгией вспоминает времена, когда работала в офисе. В обеденный перерыв они выходили на прогулки с коллегами, и никто не контролировал, вовремя они вернулись или немного задержались.

- Могли с девчонками и в магазин зайти, и в кафе посидеть, и просто в сквере прогуляться, - говорит она. - А сейчас я иногда по 4-5 дней на улицу не выхожу!

Баланс пытается сохранить лишь каждый третий

Моя подруга не одинока: как показал недавний опрос, проведенный кадровым порталом grc.ua, https://grc.ua/article/29969 несмотря на то, что более половины украинцев негативно относятся к трудоголизму, они все равно постоянно перерабатывают.

Оказалось, лишь треть опрошенных пытаются сохранять баланс между работой и личной жизнью, а остальные либо время от времени работают сверхурочно (22%), либо регулярно задерживаются на работе (14%), либо работают в выходные (3%).

При этом каждый четвертый жалуется, что и в нерабочее время его не отпускают мысли о работе. Трудоголизмом, конечно, это не назовешь, но и ничего хорошего в навязчивых рабочих мыслях нет - рано или поздно они приведут к выгоранию.

Эксперты портала не исключают, что склонность придавать работе чрезмерную значимость заложена в нашей ментальности. Достаточно вспомнить поговорку «Кто не работает - тот не ест», которая сегодня сменилась девизом «Лучший отдых - это смена деятельности». Немало людей воспринимают релакс как напрасно потраченное время, а чрезмерную трудовую ответственность и трудоголизм считают нормальным явлением.

Также определенное влияние на отношение к работе оказывают периодические кризисы на рынке труда. Сотрудники, опасаясь сокращений и проблем с трудоустройством, пытаются повышать свою производительность и результативность даже во вред отдыху, личной жизни, семье и отношениям.

Между тем, оказывается, что много работать - это указывает на проблемы со здоровьем! В частности, результаты исследования норвежских ученых показали: трудоголизм - это разновидность невроза.

Норвежцы исследовали эмоциональное и психическое состояние людей, склонных к переработкам, и выяснили: у трети был выявлен синдром дефицита внимания, у четверти - обсессивно-компульсивное расстройство, у каждого 11-го -депрессия.

Португалия показала пример

Пока украинцы находятся в периодическом цейтноте, в Европе то и дело ищут способы облегчить жизнь наемных сотрудников. То сокращенный рабочий день предложат, то четырехдневную рабочую неделю, а то и эксперименты с безусловным базовым доходом проведут.

С нового года изменения в трудовое законодательство ввела Португалия: теперь тамошним работодателям запрещено тревожить сотрудников в нерабочее время – причем как звонить, так и писать сообщения. Запрет распространяется на компании, в которых трудятся более 10 человек, а за нарушение закона на работодателя будет накладываться штраф.

Власти Португалии настолько прониклись неудобствами сотрудников на удаленке, что также обязали компании помогать оплачивать своим сотрудникам расходы на электричество и интернет. Теперь этот пункт необходимо вносить в категорию «бизнес-расходов». А для борьбы с одиночеством работодатель должен организовывать личные встречи с подчиненными не реже одного раза в два месяца.

«Пандемия ускорила необходимость регулирования новых правил работы. Удаленная работа может стать переломным моментом для государства, если мы извлечем для себя выгоду и уменьшим ее недостатки», - цитируют СМИ министра труда Португалии Ану Мендес Годиньо.

Португальский опыт, конечно, очень привлекателен для сотрудников, но вряд ли он понравился бы украинским работодателям. Хотя, соглашается директор консалтинговой компании «Михайлов и партнеры» Виталий Михайлов, решение интересное.

- Думаю, это вполне правильное нововведение: человек отработал положенное рабочее время - и должен быть свободен, - прокомментировал португальские новшества Михайлов. - Все мы знаем, что капитализм предполагает эксплуатацию человека человеком, то есть работодатель настроен получить большую работу за меньшую сумму - отсюда и звонки в нерабочее время. Хотя понятно, что за работу вне рабочего дня надо доплачивать.

В том, что под закон не попали компании до 10 человек, тоже есть логика, продолжает эксперт. Это малый бизнес, где обязанности сотрудников часто бывают размыты и каждый из них выполняет несколько функций. Если в такой компании все будут работать с 9.00 до 18.00, это может просто убить бизнес.

В средних и больших компаниях бизнес-процессы прописаны лучше. И там люди могут трудиться по своим графикам, а в целом компания работать 24/7. Понятно, что в таких условиях звонки в нерабочее время зачастую не оправданы. Хотя, конечно, могут быть форс-мажоры и производственная необходимость.

Словом, резюмирует Михайлов, раз в Португалии такой закон возник, значит, к нему были предпосылки. В Украине, во-первых, таких предпосылок нет, во-вторых, подобный закон в любом случае работать не будет.

- Европейцы, как известно, гораздо более законопослушны: если стоит ограничение 50 км в час, они будут ехать 50 км в час, а не говорить «какой идиот это придумал» и ехать 120, - говорит эксперт. - То же самое и с трудовым законодательством. В Европе запретили звонить - и они не будут звонить. У нас в стране каждый «сам себе начальник», и никакие законы ему не указ. Что в таких условиях делать сотруднику? Жаловаться? Предположим, что такой закон у нас есть, жалоба сработала и работодателя оштрафовали. Согласитесь, вряд ли можно ожидать, что жалобщик останется на работе.

По словам Михайлова, сам он своим сотрудникам давно в рабочее время не пишет и не звонит. Может написать разве что в почту, предполагая, что сотрудник прочитает письмо в рабочее время. Но если начальник не ценит личное время и личное пространство своих подчиненных, то выбор у тех небогатый: с этим либо придется смириться, либо искать новую работу. ​