Почти тридцать отечественных шеф-поваров провозгласили Манифест украинской кухни. Они хотят, чтобы Украина появилась на гастрономической карте мира и этим привлекала туристов. Для этого нужно в корне поменять отношение к национальной кухне, ибо сейчас наши блюда воспринимают как домашние.
«КП в Украине» разбиралась, вокруг чего готовы объединиться топовые повара, какие продукты и блюда будут представлять национальную кухню и как Украине превратиться в туристический магнит.
С прицелом попасть в «Мишлен»
- Манифест – это не сборник рецептур и не история про три блюда, которые ассоциируются с Украиной. Конкретные блюда – лишь частичка в большом механизме. Манифест - это про идеологию и о том, куда мы стремимся, - считает один из подписантов манифеста шеф-повар Avangarden gallery & wine bar Андрей Северенчук. - Нам важно создавать что-то свое, а не повторять грузинские или японские рецепты. Главное, чтобы это была наша продукция. Если мы будем поддерживать фермеров, которые выращивают батат, и что-то из него готовить, - это уже будет собственный продукт.
Александр убежден, чтобы попасть в рейтинги лучших ресторанов мира, шеф-повара должны действовать в одном русле:
- Мы же хотим попасть в «Мишлен»? Вот мы и обозначаем общую траекторию, благодаря которой «Мишлен» к нам зайдет хотя бы с рекомендациями.
Однако достаточно ли популяризации украинской кухни для развития въездного и внутреннего туризма? Остается вопрос, как обстоят дела с отелями, транспортом и что делать в свободное от принятия пищи время.
- У нас пользуются спросом гастротуры в Испанию, Францию, Грузию, а ведь наша кухня ничуть не хуже! В Ужгороде и Мукачево есть сыры и виноделие. В Полтаве – галушки и «Сорочинская ярмарка». Если сделать хорошую рекламу, то проект может быть успешным! - считает директор турагентства «5 Океанов» Лариса Педченко. - Но тут важна организация. Локация отеля должна быть удобной, чтобы до места назначения можно было доехать автобусом, поездом или маршруткой.
Что касается визуальных впечатлений, по мнению нашей собеседницы, в городах Украины турист найдет чем полюбоваться.
- Взять тот же Каменец-Подольский, Чернигов или Черкассы. Там есть небольшие замки, любопытные для туристов. Если это осенне-зимний период, я бы внесла в план чаны и сауны. В летний - хорошо зайдут рыбалка и шезлонги, - продолжает Педченко. - И, конечно, всегда есть зеленый туризм. На выходные можно отправиться в небольшое путешествие. Приезжаешь в Карпаты - селишься в частном секторе. Живешь в простецких условиях, хозяева угощают тебя парным молоком. Можешь рыбу половить, по селу погулять, сходить в лес за грибами. Многим городским жителям интересно, как выглядят коровы, козы, гуси.
Шеф-повар - как художник, работает сам
- Перспективу развития гастрономического туризма в Украине около года назад мы обсуждали с Евгением Синельником - человеком, который проехал с «Орлом и Решкой» весь мир. Размышляли о том, чем наша страна может выгодно отличается от других государств. По мнению Евгения, в первую очередь – нашей гастрономией. Потому что везде есть горы, море, хорошие люди, а наша кухня действительно уникальна, - рассказала «КП в Украине» глава Государственного агентства развития туризма Марьяна Олеськив. - После этого мы начали переговоры с рестораторами и гастроэкспертами. Однако люди, которые задают тренды, – это шеф-повара. К примеру, есть такие украинские шефы, которые больше известны за рубежом, чем у нас – например Игорь Мезенцев с проектом «Топот».
В итоге, по словам Марьяны, после переговоров с тем, же Мезенцевым, другими шефами и экспертами пришли к выводу, что для того, чтобы Украина появилась на гастрономической карте мира, в первую очередь надо объединить украинских шеф-поваров вокруг общей цели. Потому что каждый шеф, как настоящий художник, работает сам. А если все будут работать разрозненно, то ничего не получится.
Конечно, для успешного развития туристической отрасли нужно решить массу других вопросов.
- Если туристу для того, чтобы добраться до Украины, придется прикладывать сверхусилия, то шансы на его приезд к нам значительно уменьшаются. Поэтому мы активно работаем с Министерством инфраструктуры над тем, чтобы приезжать в Украину и передвигаться внутри страны было максимально удобно. Именно поэтому мы открываем новые авиа-направления, к примеру в прошлом году это была Саудовская Аравия. А также прямое сообщение со странами Западной Европы по железной дороге, и удобное сообщение внутри Украины, - говорит наша собеседница. - Сегодня актуален вопрос очередей на границах и министерство работает над тем, чтобы границу можно было пересекать быстрее. Если говорить о проживания – сейчас открывается много новых отелей. Верховная Рада снизила налог для гостиниц до 7%, а это еще один стимул для инвесторов.
Что касается корзины продуктов, которые будут представлять интерес для иностранных туристов, то ее еще предстоит сформировать.
- Это может быть брынза, зиньковская колбаса, мед, подсолнечное масло от крафтовых производителей. Поскольку Украина – один из крупнейших мировых экспортеров масла и меда, эти продукты могут стать нашими национальными символами, к примеру, как итальянское оливковое масло или прошутто, - рассуждает Марьяна Олеськив. – А вот что касается гастрономических обновлений, я не очень верю, что за короткий срок новое блюдо можно сделать суперпопулярным. Например, была попытка сделать пирожки с начинкой Kyiv pie своеобразным съедобным символом, который бы ассоциировался с нашей столицей. Однако я не вижу, чтобы они сейчас массово продавались на улицах, однако как и прежде большой популярностью пользуется котлета по-киевски, и все везут домой «Киевский» торт. Возможно, «Киевский» торт нужно сделать символом Киева, но при этом переосмыслить его ингредиенты. Но это больше вопрос к экспертам. Важно, чтобы украинцы знали, любили и готовили какое-то определенное блюдо, и только в этом случае мы его можем «продавать» иностранцам.
Удивили международных экспертов
«КП в Украине» удалось связаться с харьковским шеф-поваром Игорем Мезенцевым, о котором говорила Марьяна Олеськив.
- Я давно мечтал объединить шефов. Но поверьте, собрать хотя бы 10 поваров в одно время в одном месте почти невозможно. У меня есть проект «Топот». Уже 4 года я приглашаю поваров, и мы отправляемся готовить еду в условиях дикой природы. У нас есть огонь и минимум посуды. Что нашли – из того и готовим, - коротко описал свой проект Игорь Мезенцев. - Каждый раз я сталкиваюсь с тем, что шеф-повара говорили: не хочу ехать с тем или другим поваром, он ниже по уровню, чем я.
Поэтому, когда Игорь узнал об инициативе Государственного агентства развития туризма объединить поваров вокруг общей цели, он охотно принял участие в осуществлении этой идеи. Сама презентация манифеста уже проходила непривычно. Там не было приготовленных блюд: иностранных гостей интересовал в первую очередь украинский продукт - овощи, фрукты, ягоды, маринады и соленья.
- Если б мы показывали блюда, это бы отдавало какой-то шароварщиной. Люди - разные, шеф-повара - разные, и позиции у всех отличаются. Один восстанавливает старые рецепты, другой готовит модерн, а третий делает уникальную еду, используя украинские продукты. Поэтому мы решили показать не блюда, а продукты, - рассказывает Игорь.
Конечно, потом иностранных гостей угостили украинской кухней и вручили подарки: колбасу, варенье из шишек, акациевый мед.
- Почему именно их? Потому что мы «продаем» бренд украинской еды, - говорит Мезенцев. - Вот из Испании вы можете привезти хамон как сувенир. А прилетели в Украину - какой продукт повезете на родину? Сало или бекмес (варенье из сушеных арбузов без сахара), а может быть, харьковские сморчки.
Шеф-повар уверен - достигнуть целей, заложенных в манифесте, можно за несколько лет.
- В прошлом году мы каждый месяц привозили в Украину мировых экспертов. После общения с ними уровень наших шеф-поваров менялся от 1 до 10-ти. А зарубежные эксперты потом приезжают на родину и как амбассадоры украинской кухни рассказывают, что в Украине не повара, а космолеты какие-то! – смеясь, подытожил Игорь.