«Смерть на Ниле»: как красиво убить веру в Кеннета Брана как режиссера, но не разлюбить детективы

С 10 февраля в кинотеатрах стартовал второй фильм британского кинематографиста по произведению Агаты Кристи. 

gettyimages.com

«Смерть на Ниле» - уже вторая адаптация романа королевы детективов (после «Восточного экспресса», 2017), снятый режиссером Кеннетом Брана. Картину называли одним из самых ожидаемых фильмов года. И из-за того, что очень многие любят Агату Кристи, в частности ее франтоватого сыщика Эркюля Пуаро, и из-за того, что выход фильма по разным причинам несколько раз за почти три года переносился, а еще из-за сексуального скандала с исполнителем одной из главных ролей - Арми Хаммера. Ну а больше всего потому, что «Восточный экспресс» получился хоть и сомнительным с точки зрения постановки (рейтинг на IMDb - 6,5), но при этом очень красивым и собравшим целую плеяду выдающихся актеров. Хотелось повторения такого же визуального наслаждения для глаз.

И ура! В «Смерти на Ниле» тоже все очень красиво: невероятные розовые закаты и рассветы в дельте Нила, водные и пустынные пейзажи, снятые с высоты птичьего полета, величественные пирамиды и памятники фараонам в Гизе (пусть даже это все и не настоящее, а нарисованное на компьютере), красивые актеры, декорации и костюмы… Рекламный буклет, да и только.

Оживи Агата Кристи, то свой роман она смогла бы опознать лишь по концовке, так сильно его переделали. Интересно, что в числе сценаристов значатся Майкл Грин («Восточный экспресс», «Логан») и сама леди Агата. Но фантазия сценариста и режиссера (он же исполнитель главной роли Эркюля Пуаро) принесла туда кучу отсебятины.

Тут и трагедия молодого Пуаро во время Первой мировой войны, и практически полностью измененные в сравнении с оригиналом персонажи. Потому что политкорректность - непоколебимый тренд в Голливуде. И нужно вводить в картину не только белых актеров (индус по фамилии Качадурян? Вы серьезно?), к примеру, вместо английской писательницы – темнокожую джазовую певицу, показывать любовь не только между мужчиной и женщиной и однозначно избежать гендерной дискриминации: женщины тоже могут быть носильщиками. Заодно можно убить не тех героев, кого убила Агата Кристи, а еще из «напыщенного, утомительного и эгоцентричного» в оригинальных книгах Пуаро сделать романтического героя. Возможно, Кеннету Брана хотелось еще больше уделить внимание самому себе и сделать своего персонажа более глубоким - но выглядит немного странно.

Впрочем, если вы роман не читали, вас это так сильно не заденет, потому что детективная составляющая, пусть и урезанная и переколбашенная, там интересна и сама по себе. Не зря Агата Кристи - величайшая в своем жанре.

О чем фильм. Эркюль Пуаро проводит отпуск в Египте, случайно встречается со старым знакомым, который приглашает сыщика к своим друзьям. Молодожены – нищий альфонс Саймон Дойл (Арми Хаммер) и богатая красотка Линнет Риджвей (Галь Гадот) в компании близких ей людей отмечают медовый месяц. Праздник пытается испортить школьная подруга Линнет - Джеки де Бельфор (Эмма Маккей). Она была помолвлена с Саймоном, но тот предпочел ей более богатую невесту.

Чтобы спастись от назойливой истерички, Саймон принимает решение тайком от нее отправить всю компанию в круиз по Нилу. А Линнет, уверенная, что все окружающие ее ненавидят по той или иной причине, просит Пуаро поехать с ними, последить за безопасностью. Но через пару дней Джеки умудряется проникнуть на корабль, устроить там скандал. А утром один из пассажиров найден мертвым. Пуаро приходится взяться за свои прямые обязанности сыщика, чтобы вычислить убийцу. А им мог оказаться каждый из присутствующих.

Не всегда Пуаро оперативен, в основном события опережают его расследование, но в итоге он, конечно же, разгадает эту загадку.

И тут в классическом камерном детективе Остапа, простите, режиссера понесло. Сначала нам в черно-белых окопах Первой мировой довольно долго показывают, благодаря какой трагедии Володька сбрил... простите, Эркюль Пуаро обзавелся своими роскошными усами. Затем долгая, эротически гипертрофированная прелюдия знакомства Саймона с Линнет. Затем мы созерцаем вместе с бельгийским сыщиком красоты пирамид... Знакомимся со всеми персонажами… В общем, убийство произойдет лишь на 70-й минуте фильма.

В оставшееся время мы будем наблюдать за неуклюжей режиссерской подачей того, как расследуется дело. Можно, например, показать, как герои зачем-то беседуют за решеткой, или луч света, как в старых фильмах, делает акцент на глазах сыщика, причем совершенно бессмысленно.

Впрочем, из режиссерских заслуг: Брана показывает развитие едва ли не каждого персонажа, давая возможность каждому рассказать свою историю. И это делает картину довольно объемной.

Так что если отбросить все критические замечания, то в целом у нас остается классический «олдскульный» неспешный детектив, с неожиданной развязкой в красивой обстановке. И уж точно заслуживающий хотя бы одного просмотра.

P.S.

На этом, скорее всего, экранизации Агаты Кристи от Кеннета Брана закончится. А чтобы не разувериться в нем как действительно талантливом режиссере, можно посмотреть его же «Белфаст», который собрал 7 номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм и за лучшую режиссерскую работу. И да, вот эта предыстория Пуаро в 1914 году - вот точь-в-точь в стилистике «Белфаста».

Режиссер Кеннет Брана

Сценарий: Майкл Грин, Агата Кристи

В ролях: Кеннет Брана («Тенет», «Гарри Поттер и Тайная комната»), Галь Гадот («Чудо-женщина»), Эмма Маккей («Половое воспитание», «Эйфель»), Арми Хаммер («Агенты U.N.C.L.E.»), Роуз Лесли («Игра престолов»), Софи Оконедо («Доктор Кто»), Летишиа Райт («Мстители: Война бесконечности»), Аннетт Бенинг («Красота по-американски»), Чарли Энсон («Аббатство Даунтон», «Острые козырьки»), Том Бейтман («Убийство в Восточном экспрессе».