«Сделал-заработал» - называется новое приложение одного из украинских банков. Предназначено оно для поощрения хорошего поведения подростков. Чтобы получить деньги, ребенок должен выполнить поставленные родителями задачи: помочь по дому, сбегать в магазин или на отлично выучить урок.
Правильно ли поощрять ребенка деньгами за помощь, которую он, по идее, должен оказывать своим близким бесплатно? Об этом «КП в Украине» поговорила с психологами и педагогами.
Поощрять, но за сверх достижения
По мнению школьного психолога Дарины Шевцовой, материальное поощрение детей допустимо. Главное, чтобы отношения внутри семьи не перешли в потребительские.
- Отношения между родителями и детьми не должны строиться на материальной основе. Важно, чтобы они были доверительными и эмпатийными. Если с этим все хорошо, то можно подключать и финансовое вознаграждение, - считает Дарина Шевцова.
Но не за обычную работу. Например, договориться, что ребенок будет не только наводить порядок в своей комнате, но и выполнять непрямые обязанности за дополнительную плату. Скажем, убирать в подъезде или выгуливать соседскую собаку. Он может это делать, если хочет заработать, а может и не делать.
- Если деньги - подарок за какие-то сверхдостижения - такой вариант имеет право на жизнь, - соглашается детский психолог из Киева Татьяна Пугаченко. - Другое дело, использовать материальные блага для стимуляции учебы и хорошего поведения. Я не поддерживаю такую практику: в этом случае у детей не возникнет внутренней мотивации, на которой держится личностное развитие.
Кроме того, деньги в виде поощрения не научат ребенка с ними обращаться. Но! Важное замечание: средства на карманные расходы детям в любом случае нужны.
- Карманные деньги – это необходимость. С их помощью дети учатся финансовой грамотности на практике. Например, каждый день ребенку дают 10 грн. Он может их потратить, а может положить в копилку. Если он спустит все и сразу, то поймет, что средства нужно распределять. А если потратит на бессмысленную вещь, то неудачная покупка послужит уроком на будущее, - считает наша собеседница.
«Сдачу оставь себе»
Бизнес-тренер и основатель Школы финансовой грамотности FinIQSchool Сергей Луценко полагает, что вопрос - платить ребенку или нет – спорный.
- Я знаю многих людей, которые поощряют ребенка деньгами за то, что он убирает квартиру или моет посуду. Хорошая это практика или нет? Зависит от ребенка и его возраста. Главное, не перекармливать детей деньгами, не создавать товарно-хозяйственных отношений внутри семьи, - считает Сергей Луценко. - Если использовать денежное поощрение иногда и в разумных пределах, - то это вполне допустимо. Например, получишь в конце четверти «12» – «заработаешь» бонус – поездку или игрушку. Хотя это не слишком поможет обращаться с финансами в будущем. В этом вопросе полезны беседы и задания от родителей. Например, «сходи в магазин, купи продукты, а сдачу можешь положить в свою копилку».
Любой труд должен вознаграждаться. Так считает руководитель программы «Школа финансов для детей» в Киеве Елена Чумак. Другой вопрос, научит ли материальное поощрение детей обращаться с деньгами? По мнению нашей собеседницы - нет.
- Если молча давать деньги, это ничему детей не научит. Нужно объяснять, как с ними обращаться, разобраться в способах заработка, пояснить, что такое семейный бюджет, - говорит Елена Чумак. – В нашей школе мы устраиваем ярмарки, на которых ребята продают, например, кексы. Дети на практике разбираются, сколько нужно потратить денег, чтобы приготовить продукт. Наши ученики общаются с настоящими клиентами и получают реальные деньги. Такой практический подход принесет гораздо больше пользы в вопросе обращения с деньгами, чем молчаливое спонсирование ребенка.
Это убивает внутреннюю мотивацию
В отличие от предыдущих собеседников, киевский педагог и основатель лицея «Гранд» Владимир Спиваковский смотрит на финансовые отношения между детьми и родителями без малейших признаков оптимизма. По его мнению, внешнее поощрение может навсегда убить внутреннюю мотивацию. Особенно это касается учебы.
- Эксперименты по поводу того, стоит ли награждать детей деньгами за хорошую учебу и поведение, проводятся постоянно - и за рубежом, и у нас. И каков результат? Все бесполезно! Уже через пару месяцев дело глохнет, - рассказывает Владимир Спиваковский.
По его словам, аппетиты детей растут постоянно и, если ребенку платить за оценки, через 2-3 месяца он вообще откажется учиться без денег.
- А потом родители восклицают: «У тебя совесть есть?!». А ребенок уже отравлен: желание учиться бесплатно пропало окончательно. Почему так происходит? Потому что дети - такой народ, - убежден наш собеседник. - Что хорошего, если ребенок начнет думать: «Сколько мама даст? Сколько у папы попросить?» Дальше – больше. «Отравленный» таким поощрением ребенок может начать буллинговать учителя, требуя высокие отметки. В результате учительница скажет: «Да ну тебя! Вот твои«12», иди гуляй». Но это неправильно! Такая схема не работает.
По мнению Владимира Спиваковского, существует два вида мотивации – внешняя (ребенок учится за деньги и подарки) и внутренняя (в нем жив познавательный интерес). Педагог считает, что в начальной школе хотят учиться все дети, а вот в переходном возрасте 80% школьников превращаются в «пофигистов».
- Пробудить в детях внутреннюю мотивацию очень сложно. Заинтересовать ребенка можно только увлекательными, драйвовыми уроками. Это не значит, что учительница должна танцевать перед классом. Нужно глубокое и интересное преподавание. Сейчас ведь уроки и учебники такие скучные! Учиться по ним можно только по приговору суда, - уверен педагог. - Хорошо, когда школьник хочет узнать, почему химические элементы булькают, а водоворот в кране крутится в одну сторону, а не в другую. Когда ребенку становится интересно - он идет гуглить. Если он начинает искать ответы в интернете – значит, проснулся познавательный интерес. А если он проснулся, такого ребенка не проймут никакие 10-50 гривен.
ВМЕСТО ПОСТСКРИПТУМА
К каким выводам пришли эксперты
- Платить деньги за учебу, хорошие отметки и другие обязательные для ребенка дела - вредно.
В этом случае он может окончательно потерять внутреннюю мотивацию. Постепенно отношения в такой семье становятся потребительскими. - Поощрять нетипичные задания – уборку подъезда, выгул соседской собаки - можно.
Такие задачи, по сути,становятся первой работой ребенка. - Детям нужны карманные деньги.
Именно карманные средства учат на практике основам финансовой грамотности.