Не Олимпиада, а «ковидная лотерея»: спортсмены скандалят из-за изоляции и плохой еды

Мы разбирались в особенностях «пандемийных Игр»

https://www.facebook.com/namila0910/photos/pcb.432791805213460/432791531880154

Зимнюю Олимпиаду в Китае уже прозвали «ковидной лотереей» – количество спортсменов с положительными тестами на коронавирус зашкаливает. Кто-то уезжает домой с разбитым сердцем и в состоянии стресса, кто-то до последнего сдает анализы в надежде получить заветный отрицательный результат. Везунчики успевают и в карантине посидеть, и вылечиться от коронавируса вовремя, и медаль выиграть.

- Мы очень сочувствуем всем пострадавшим, находящимся в изоляции или контактным с ними лицам, - заявил президент Международного олимпийского комитета Томас Бах на пресс-конференции перед Играми. - В худшем случае можно получить положительный результат, разрушить свою олимпийскую мечту или, как минимум, поставить ее под угрозу. Это психологически крайне сложно. Ты работаешь над этим четыре года, а потом вдруг ты здесь - и все рушится...

Напутственные слова Баха вряд ли смогли залечить душевные раны тех, кто покинул Олимпиаду со справкой о коронавирусе и без надежды на возвращение в этом сезоне. Но такого исхода следовало ожидать – это все-таки коронавирус, а не насморк, и даже Китай, объявивший все олимпийские объекты «зоной нулевого коронавируса», не справился со своей задачей: деликатно изолировать спортсмена и одновременно найти решение, чтобы он смог участвовать в Олимпиаде.

Жизнь в «пузыре»

Надо отдать должное: Китай принял беспрецедентные меры. Все участники зимней Олимпиады должны были сдать два отрицательных теста до вылета, прибыть чартерными рейсами в Пекин и затем ежедневно проходить тестирование. Все спортсмены и СМИ находятся в отдельных «пузырях» (замкнутых территориях, где базируются все участники Олимпийских игр-2022 и где связь с внешним миром сведена до минимума) до тех пор, пока не покинут страну. Любой, кто входит в эти пузыри, должен быть полностью вакцинирован или провести 21 день в карантине.

Любой человек с положительным результатом теста после прибытия помещается в изолятор и допускается к соревнованиям только после получения двух последовательных отрицательных тестов с интервалом в 24 часа. Те, у кого есть симптомы COVID-19, доставляются в больницу, бессимптомные - остаются в изоляторе. По правилам МОК, спортсменам, находящимся в изоляции, оказывается любая помощь, вплоть до поддержки психического здоровья. Им не разрешается выходить на улицу, но они могут запросить доступное тренировочное оборудование в свою комнату, если оно доступно.

Тесты, тесты, тесты

По состоянию на субботу, то есть меньше чем через сутки после официального начала Олимпийских игр в Пекине, было зарегистрировано 358 положительных результатов тестов на коронавирус – как среди прибывших спортсменов в аэропорту, так и в олимпийском «пузыре».

Основная проблема у всех – долгое ожидание результатов тестов. А если учесть, что после первого положительного результата участникам предлагается пройти повторный, подтверждающий, тест, результаты которого будут известны лишь через сутки, то можно понять, какие эмоции испытывают отстраненные от Игр участники. Одно дело – пропустить церемонию открытия Игр-2022, как Кэти Танненбаум, спортсменки по скелетону с Виргинских островов (США), которая должна была нести национальный флаг страны, но позитивный тест не дал ей такой возможности. И другое – быть исключенным из Игр вообще, как австрийская прыгунья с трамплина Марита Крамер, которая не смогла восстановиться после COVID-19 до начала Олимпиады.

Интернет, да не весь

Особое негодование вызвали у спортсменов-олимпийцев условия изоляции. Были нарекания на плохое питание (спортсмены жаловались на боли в животе) и на качество интернета. Напомним, в Китае нет полного доступа к Всемирной сети, государство ограничивает пользование интернетом, но при подготовке к Играм тот момент, что спортсмены из почти 100 стран будут связываться онлайн со своими близкими и врачами, проверять почту и т.п. вовсе не пределах Великой Китайской стены, остался неучтенным. Отчего «позитивные» спортсмены, запертые в обособленных помещениях, и ворчат.

- Мы уделяем особое внимание поддержке тех спортсменов, которые находятся в изоляторах… Ключевые вопросы - это, например, интернет, мы работаем над поиском индивидуальных решений для обеспечения полного доступа к интернету. Питание - произошли значительные улучшения, мы рассмотрели и решили все проблемы практически за одну ночь, - рассказал порталу InsidetheGames спортивный директор Международного олимпийского комитета Кит Макконнелл. - Доступ к спортивному инвентарю в помещении тоже очень важен и в равной степени влияет на психическое здоровье спортсменов.

Горячих блюд нет

Боли в животе и вялость после приема пищи олимпийцы напрямую связывают с качеством еды. Уже на второй день немцы заявили об отсутствии нормального питания. Немецкий тренер по лыжным гонкам Кристиан Швайгер сказал в комментарии каналу Fox Sports:

- Обслуживание крайне сомнительно, потому что на самом деле это вообще не питание. Я ожидал, что Олимпийский комитет сможет предоставить горячее питание. Но горячих блюд нет. Есть чипсы, немного орехов и шоколада - и больше ничего. Это свидетельствует об отсутствии внимания к спорту высших достижений.

Самыми подготовленными к такой ситуации оказались американцы: команда США предусмотрительно взяла с собой набор продуктов для кемпинга, например, пакеты с быстро завариваемыми макаронами.

«Боялась, что меня заберут обратно в изолятор»

Польская конькобежка на шорт-треке Наталья Малишевская не смогла сдержать возмущения после того, как ей запретили участвовать в забеге на 500 метров среди женщин. Спортсменка сообщила, что серия тестов на коронавирус дала разные результаты, в результате чего ее отпустили, а затем снова отправили на изоляцию.

- Я больше не верю ни в какие испытания, ни в какие Олимпиады, - написала в соцсетях Малишевская. - Я надеюсь, что тот, кто этим занимается, получит массу удовольствия.

Полька рассказала, что у нее сначала были положительные тесты на ковид, затем отрицательные, затем снова положительные («с такими значениями, по которым я должна быть в больнице на респираторе»), затем опять хорошие результаты… и снова «полная катастрофа».

- Меня забрали в изолятор, вывели из комнаты в 3 часа ночи в день старта, - вспоминает Малышевская.

Сразу же после этого поста в «Твиттере» польку выпустили из изолятора и разрешили тренироваться.

- Эта ночь была ужасом. Я спала в одежде в своей постели, потому что боялась, что в любой момент кто-то заберет меня обратно в изолятор. Я внимательно смотрела в окно одним глазом, потому что боялась, что меня кто-нибудь увидит, - рассказала спортсменка.

- У нее есть вторая возможность выступить через пару дней, - сообщил спортивный директор МОК Макконнелл.

Примерно такая же история произошли и с австралийской керлингисткой Тали Гилл, которой сначала запретили участвовать в соревнованиях в смешанном парном разряде, а потом разрешили, но с отсрочкой. Все дело было в поздно выданных ответах на тест. Тали Гилл и ее напарник по команде Дин Хьюитт уже паковали чемоданы домой в Австралию, но в последний момент им предложили вернуться в Олимпиаду – мол, тесты показали «доступный уровень».

В хоккей играли… в масках

Задержка с получением результатов теста на COVID-19 команды Олимпийского комитета России (ОКР) привела том, что участницы хоккейного матча женских сборных ОКР и Канады были вынуждены играть в защитных масках.

Поединок группы А предварительного раунда должен был начаться в 12.10 по местному времени. Его перенесли на 13.15, поскольку официальные лица Пекина-2022 сослались на «проблемы безопасности».

- Тест был сделан к 8 утра по местному времени, но результаты пришли поздно, команды согласились играть в масках, чтобы обеспечить максимальную безопасность, - поделился глава Международной федерации хоккея Люк Тардиф. - Канадцы поздно вышли на лед из-за результатов последних тестов российской команды. Результаты пришли только в конце второго периода, после чего игроки сняли маски. Все результаты тестов были отрицательные.

По словам Тардифа, после такого прецедента все команды пересматривают свои графики сдачи тестов.

- Можно сказать, что мы были на Олимпийских играх по COVID и даже носили маску на игре, - пошутила игрок канадской сборной по хоккею Натали Спунер. А экс-президент Международной федерации хоккея Рене Фазель признался, что был крайне удивлен, когда увидел на льду игроков в медицинских масках.

- Это очень странное решение - выходить на лед в масках, - заявил Фазель. - Играть на 100% и выкладываться в маске невозможно. В нем даже утренние пробежки делать нельзя, а тут олимпийские соревнования. Это ерунда, а не соревнование. И это будет хорошим уроком для организаторов, как не должно быть.

Невыносимые условия

В «ковид-скандал» попала и бельгийская спортсменка по скелетону Ким Мейлеманс, которую доставили в карантин, а не в Олимпийскую деревню, куда она изначально направлялась по прибытии в Пекин. После града критики ее вернули с извинениями на место пребывания, но тут на условия проживания начали жаловаться  немецкие спортсмены по лыжному двоеборью Эрик Френцель и Теренс Вебер, а также фигурист Нолан Зегерт. Троица показала положительные тесты на коронавирус, их отправили в изоляцию, откуда немцы сигнализировали о невыносимых условиях пребывания (речь шла, как уже говорилось, и о питании, и доступе в полноценный интернет, а не его китайский аналог, и качестве Wi-Fi).

Двоеборцев поддержала команда из родной страны по санному спорту, которая пожаловалась и на еду, и на интернет, и на размер комнат (маленькие), и на отсутствие оборудования для тренировок…

Международный Олимпийский комитет доложил: открыта горячая линия для оказания поддержки пострадавшим спортсменам. Но президент МОК Томас Бах призвал организаторов зимней Олимпиады не ждать, пока спортсмены позовут на помощь, а действовать на опережение. К тому же основные болевые точки спортсмены уже указали.

Сами организаторы Олимпиады в Пекине говорят, что действуют строго по протоколам обеспечения безопасности Олимпийских игр с учетом корректировок, которые одобрили представители разных стран и сборных. И просят отнестись с пониманием: проводить Олимпиаду в разгар пандемии – дело сложное, и отменить ее никак нельзя.