Недавно кондитер и экс-судья "МастерШеф" Елизавета Глинская объявила, что возвращается на телеэкраны. В канун Нового года на телеканале ТРК "Украина" она провела ряд кулинарных мастер-классов и поделилась с поклонниками рецептами праздничных тортов. "КП в Украине" узнала у Елизаветы, что она ждет от нового витка телекарьеры, как развиваются ее соцсети и что же происходит у нее в личной жизни.
Возвращение на экран в новом формате
- Елизавета, вы недавно вернулись на экраны с мастер-классами, однако два года от вас практически не было новостей. Почему решили сделать паузу в телекарьере?
- Последнее мое появление на ТВ - в программе "МастерШеф" на СТБ. Я ушла, потому что мне не хватало времени быть одновременно в телевизоре и заниматься своими проектами: мастер-классами, книгами и YouTube-каналом, который я хотела развивать. Изначально мне казалось, что я могу охватить все, но это не так, и от чего-то пришлось отказаться. Кстати, после того как я ушла, через пару месяцев началась пандемия.
- Почему решили сделали выбор именно в пользу соцсетей и школы? Ведь на телевидении можно получить больше узнаваемости, рекламных контрактов.
- Я хотела и хочу что-то свое. Что-то вроде кулинарной передачи, но не кулинарное шоу, а в плане того, что сейчас происходит в "Ранок з Україною". Хотя бы 10 минут эфирного времени, где я могу поделиться своим опытом, не приглашая гостя, чтобы весь съемочный процесс был сосредоточен на кулинарии. На тот момент был «МастерШеф», и у меня не получалось организовать такую мою мечту, а YouTube-канал дал мне возможность развить себя как ведущую небольшой кулинарной передачи. Я считаю, что мне это удалось: я занималась YouTube-каналом два года, и у меня сейчас около 600 тысяч подписчиков. Сейчас, когда поступило предложение от телеканала "Украина", я с удовольствием его приняла. Я люблю ТВ, и к самому съемочному процессу я привыкла. Однако для себя я с ТВ и не уходила, просто, может, на YouTube меня смотрело меньше людей, и я получала меньшее количество контрактов, но меня это вполне устраивало.
- Поступали вам предложения от телеканалов вести кулинарное шоу на постоянной основе?
- Пока никто не предлагал мне такого. С ТРК "Украина", где я вела мастер-классы, мы пока ведем переговоры, чтобы появляться в передаче на постоянной основе. Мне очень приятно, что меня ждут, меня помнят и меня знают.
- А передачу какого формата вы бы хотели вести?
- Я уже придумала (смеется). Мне кажется, отличный формат был у передачи, которую СТБ запускали в 2014 году, тогда отсняли три или четыре выпуска. Я путешествую по Франции и разным странам и захожу в какую-то известную кондитерскую и рассказываю о ее истории и основных топовых десертах, которые потом готовлю на своей кухне. Мне такой формат был бы интересен.
Себе я уже все доказала, еще кому-то - не хочу
- Не планируете вернуться на "МастерШеф"?
- Нет, я перевернула страницу "МастерШеф", и если говорить о роли ведущего или участника, то роль участника для меня ближе. Я смотрю сейчас на Олю Мартыновскую - она прекрасно справляется с ролью ведущей, и я считаю, что не нужно ничего менять, я там точно уже не нужна (улыбается).
- Вы сказали, что комфортнее себя чувствуете в роли участника, а если позовут на "суперсезон", пойдете?
- Нет, для себя я решила, что то, что я пережила в 2012 году, можно пережить лишь однажды. Для меня это трудно. Я не готова больше травмировать свою психику (улыбается). Если в моей жизни и будут соревнования, то только международные и по кондитерскому искусству. Не для шоу. Всему, наверное, свое время. Мне это уже не нужно, себе я уже все доказала, еще кому-то - не хочу.
- Сейчас часто можно услышать, что кулинарные шоу в Украине уже не интересны зрителю, так-как все "ушло в интернет" и люди больше не "привязываются" к конкретной передаче. Что об этом думаете?
- Я не знаю, потому что не смотрю телевизор и не привязываю себя к конкретному времени. Все, что показано в телевизоре - перейдет в интернет, и любую передачу можно посмотреть в записи. Я тоже не люблю привязок, когда ждешь конкретную передачу, зачем ждать, если я в любое время могу открыть и посмотреть ее в интернете? Но это не значит, что мне это не интересно, у меня просто не хватает времени, чтобы подстраивать свой график. И мне кажется, что дело не в самих кулинарных передачах, а в том, что само ТВ постепенно отходит, а лидирующие позиции занимает YouTube.
- Кстати, сейчас большинство кулинарных передач ведут на ТВ, и в них участвуют звезды шоу-бизнеса и популярные блогеры. Как относитесь к такому тренду?
- Мне кажется, у нас все очень смешано. Когда канал запускает кулинарное шоу, он в любом случае хочет, чтобы проект стал популярным, вышло несколько сезонов и посмотрели не только первый выпуск. Но если я смотрю кулинарное шоу, то обращаю внимание на то, разбирается ли человек в этом деле (улыбается). Звезды ведь не проводят много времени на кухне, как это делают профессионалы, но профессионалы не могут так держать себя в кадре, как это умеют звезды. Существует огромное количество профессионалов своего дела, но они не захотят в телевизор, потому что "на них скучно смотреть", поэтому делают выбор в пользу шоуменов и приглашают звезд.
Однако это не кулинарное шоу, а больше формат: какая у тебя вышла песня и что у тебя нового, а давай мы у тебя соберемся на кухне и что-то приготовим. Кулинарная передача - для меня это шоу, которое можно посмотреть и чему-нибудь научиться, а не выяснить новости шоу-бизнеса. Насчет участия в шоу, то нужно рассматривать конкретные примеры. Все, что ни делается, делается для рейтингов, и звезд часто привлекают, так-как у них есть своя аудитория и они знают, как работать в кадре.
Книга о десерте, с которым больше всего трудностей
- У вас выходит новая кулинарная книга. Чем планируете удивить читателей на этот раз?
- Новая книга будет посвящена десерту "Макарон" - это, наверное, самый популярный десерт в мире, и по нему всегда много вопросов, и с ним больше всего проблем и трудностей. Я выпускаю книгу "50 и один макарон", потому что знаю, что очень-очень много людей готовят этот десерт, и у них он не получается, поэтому мне бы хотелось поделиться своим опытом.
- А выгодно ли в Украине выпускать кулинарные книги?
- Они очень долго окупаются, плохо продаются. Наверное, если бы я занималась только этим, то это было бы не выгодно. Это те вложения, которые могут окупиться через 2-3 года. То есть книга, которая вышла в 2016 году, окупилась через 2-3 года, и я потом на эти деньги выпускаю новую. Но это не мой основной заработок, это скорее "общая связка": книги, мастер-классы, соцсети - и меня это устраивает, это часть моей самореализации. Для меня это как для художника рисовать картины: мое творчество, я расслабляюсь, когда работаю над этим, мой релакс и моя медитация (улыбается). Я не в минусе, но и не могу сказать, что это прибыльное дело.
Важно, чтобы блогер-кулинар развивался профессионально
- Вы регулярно ведете соцсети. Как придумываете контент? Где берете идеи для рецептов?
- Раньше по наитию. Все, что вижу, что знаю, то и публикую. Последние несколько лет все больше по запросу. Прислушиваюсь к своим подписчикам. Интересуюсь, что для них важно, нужно, интересно. Идеи для рецептов - это путешествия, социальные сети, обучение. Здесь я черпаю вдохновение для создания чего-то нового или восстановления забытого старого.
- Сколько времени уходит, чтобы снять один ролик, сделать пост? Вы сама со всем справляетесь или у вас помощники?
- Конечно, у меня есть команда. В среднем снимаем до трех видео в день, но для того, чтобы снять три видео в день, нужно сделать один-два дня заготовки. Конечно, если это тефтели, голубцы, то заготовок особо не нужно. А если это торты, то для того, чтобы не тратить время съемочной группы, я беру «подмены», которые заготавливаю за несколько дней до съемки. Съемочный процесс - это не просто, нужно все спланировать и подготовить. Я обычно делаю видео "с запасом" на месяц. Насчет постов, то они пишутся "попроще", и последние полгода я многое «поднимаю» из старого, так-как подписчики у меня добавляются, а обучающая информация ведь не меняется, редко устаревает. Поэтому для многих может быть интересной.
- Сколько нужно времени, чтобы окупились затраты?
- У нас затраты начали окупаться где-то через год. Но опять же, есть такая вероятность: три месяца видео снимается - и нет ничего, а потом что-то получается. Если просто на монетизацию работать, то не окупается, довольно низкие там цифры. Если бы видео выходили на английском и в Америке, то там были бы другие цифры. Нас спасает, наверное, реклама. Мне очень жаль, что многие люди не понимают, что это все снимается за деньги. Мы и так стараемся не очень часто, не очень навязчиво показывать рекламные объявления, но многие начинают: "Я пришла посмотреть на блины, а вы здесь со своими кастрюлями!". И ты думаешь: "Боже, я же вам все даю бесплатно, вы можете пролистать, промотать, я тоже хочу заработать, и это нормально".
- На ваш взгляд, сейчас кулинару, чтобы сделать себе имя, лучше идти работать в заведение или раскручивать себя через соцсети?
- Я не знаю, как сейчас раскручивают себя через соцсети. Но, на мой взгляд, важно, чтобы кулинар, который создает контент для своей аудитории, действительно развивался, а не покупал подписчиков. Если на него подписано десять тысяч, но они "не живые", то о каком развитии идет речь? Работать в заведении и набираться опыта - это гораздо важно.
- А что скажете о кулинарных блогерах?
- Все индивидуально. Есть те, кто учатся сами дома, а есть те, кто ездит в кулинарные школы, берут мастер-классы, стажируются. Блогер блогеру рознь. Не люблю, когда меня называют "блогером", я считаю себя кондитером. Я сейчас пытаюсь донести ребенку, что моя жизнь - это не только соцсети, у меня есть работа, и она не заключается в том, чтобы просто выставлять посты и мне это приносит денежку. Я показываю, чтобы сейчас получить то, что есть у меня, - я прошла довольно-таки долгий путь, много училась. Но мне сейчас страшно, когда дети говорят, что будут блогерами, откроют свою страничку, чтобы на нее "набалтывать и снимать какую-то дурь" и при этом чувствовать, что это правильно.
С избранником познакомилась в 2001 году
- В 2021 году у вас была помолвка, имя избранника вы не разглашали. Вы уже сыграли свадьбу или пока планируете?
- Она запланирована на май. Свадьба будет обычной и очень скромной. Для меня это второй брак. В первом браке был шумный праздник на сто человек, и я настолько вымоталась перед этим банкетом и в процессе, что повторять такое не очень хочу (улыбается). Мы просто официально все проведем и соберем в ресторане самых близких людей. Я, честно говоря, больше люблю смотреть на красивые фотографии и видео с шикарной свадьбы, но участвовать в этом как основное действующее лицо - мне дискомфортно. К тому же это затратно и морально, и материально. Лучше потратим эти деньги на отдых в теплой стране.
- Как вы познакомились с будущим избранником?
- В 2001 году, в интернете. Тогда это были чаты (смеется). Мы несколько месяцев общались в переписке и по телефону, встречались год. Потом разошлись, стали дружить и вот дружим очень много лет. А дальше вы знаете (улыбается).
- Кто у вас готовит дома?
- Он у меня отлично готовит. И если мы выезжаем куда-то на пикник, то все, что касается мяса, рыбы - это его. Все, что касается дома, то часто мои наработки занимают полный холодильник, поэтому у него не возникает каких-либо вопросов - всегда можно что-то найти покушать. Еще он любит готовить нам завтрак. У меня бывает, что утром я долго не могу раскачаться, пока проснусь, котами займусь, в душ схожу… Раз - а у меня завтрак уже на столе.
Тему конкуренции обхожу стороной
- Сейчас среди поваров популярна тема "новой" украинской кухни, одни выступают за пересмотр традиционных блюд, другие же считают, что наша кухня - это бренд и ее менять нельзя. Что вы об этом думаете?
- Я придерживаюсь второй стороны. Я считаю, что хорошо, качественно выполненные наши украинские блюда, "классика" будет всегда в топе, нежели что-то непонятное, например: борщ-пюре. Иногда заходишь в заведения и смотришь на качество нарезки в том же борще, который я очень люблю, и думаешь: "Это как же нужно не любить свою работу, чтобы так испохабить борщ?". Многие наши кулинары не умеют вкусно приготовить борщ, и, извините, куда мы спешим дальше? Я за то, чтобы развивать украинскую кухню в ее в классическом исполнении и делать это красиво и вкусно.
- Кого из украинских поваров вы считаете своим конкурентом?
- Я вообще тему конкуренции не люблю и обхожу стороной. У меня есть свой мир, в который я погружена, и я слежу за тем, что создают мои коллеги, и где-то радуюсь, где-то огорчаюсь, где-то восхищаюсь, а где-то меня "трусит" от профессиональной безграмотности (улыбается).
- А есть кто-то, кого вы ставите себе в пример?
- Конечно. Я восхищаюсь Седрик Грале, Пьер Эрме, Садахару Аоки, Гийом Мабийо. В основном, меня вдохновляют французские кондитеры, они задают планку и создают что-то новое, свое. Это те люди, за которыми хочется идти и на которых хочется равняться.
- Часто СМИ публикуют рецепты популярных кулинаров, которые они выкладывают в соцсети, после чего повара выражают недовольство. Как вы относитесь к тому, что СМИ публикуют ваши рецепты?
- Я настолько быстро генерирую идеи и создаю что-то новое, что мне не жалко делиться. Например, десерты Грале в виде фруктов копирует весь интернет, но если бы он на это обращал внимание и подавал на всех в суд… Он все время движется вперед и создает быстрее, чем кто-то успевает это присвоить (улыбается). Если у тебя в жизни есть один рецепт уникального крема и ты вокруг него кружишься, то ты будешь защищать его всеми способами и никуда не сдвинешься с этого сундука. У меня нет времени следить за тем, кто, что выставил. Выставляйте, пожалуйста, сколько хотите, я к этому очень просто отношусь.
- Что вы думаете о меню для школ от вашего коллеги Евгения Клопотенко?
- Я его не изучала и не пробовала. Года три назад мне предлагали сделать рубрику, вроде "завтраки для детей" или "чем накормить ребенка", и я соглашалась, не совсем понимая, о чем идет речь. В теории - накормить ребенка же проще простого. А что на практике? Сейчас мы часто проводим время с ребенком моего молодого человека от первого брака, и я поняла, что этот маленький человек ест привычные блюда - борщ, котлеты, тефтельки, сосиски, гречку, макароны... Я столкнулась с проблемой: ввести что-то новое в его рацион невозможно. Мне приходится фантазировать и изгаляться - "тыквенные блинчики", которые я называю "апельсиновые" (улыбается). Рыбу мы едим только в варианте котлет, туда прячется цукини, по-другому рыбу и овощи он не ест. Я поняла, что все мои псевдознания о детях - они вообще ничего общего с реальностью не имеют. Человек, который создает детское меню, - это не просто человек, а команда специалистов, у которых есть дети. Это можно сделать для галочки, а можно действительно сделать для детей. Уверена, это очень сложный процесс, требующий не один год кропотливой работы.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
- Вы - одна из самых популярных украинских кондитеров: вы победили и были судьей в популярном телешоу, у вас много рекламных контрактов и работы. Каких профессиональных целей вы хотели бы достичь?
- Последняя точка - это открыть свою кондитерскую. Но если раньше все упиралось в материальную сторону, чтобы открыть достойный кондитерский бутик, то сейчас передо мной встал выбор: семья или работа. И я выбрала семью. Я понимаю, что если сейчас открою кондитерскую, то семью я не увижу, потому что я буду жить на работе (улыбается). Поэтому на ближайшие время я выбрала семью, но думаю, что через 5-7 лет я таки открою свою кондитерскую.
- Уже придумали концепцию?
- "Все лавандовое" - шутка (смеется). Я хотела бы открыть кондитерский дом: трехэтажное здание, где первый этаж занимает кондитерский бутик и кофейня, второй и третий - это школа и магазин с инвентарем и ингредиентами для кулинаров.