«Был бы человек хороший – остальному научим». Какие soft skills нужны работодателям

В современных вакансиях все большее внимание уделяется персональным особенностям сотрудников.

StockSnap с сайта Pixabay

Украинских работодателей все больше интересуют soft skills – то есть так называемые «мягкие навыки» сотрудников и соискателей. Речь идет о компетенциях, которые невозможно продемонстрировать моментально, как, например, знание китайского или красный диплом. Soft skills также называют социальными навыками, поскольку речь идет, как правило, о взаимодействии между людьми.

Причины такого интереса к коммуникабельности и тактичности сотрудников называются разные. Одни ссылаются на мнение гарвардских экспертов, утверждающих, что успешность человека в профессиональной сфере на 85% зависит от мягких навыков и всего на 15% - от жестких.

А другие напоминают о качестве отечественного образования и поясняют: в условиях, когда на выдающиеся профессиональные знания рассчитывать не приходится, украинские работодатели соглашаются просто на «хорошего человека» в команде.

Как бы там ни было, а по данным кадрового портала grc.ua, две трети отечественных работодателей выдвигают к кандидатам требования, в которых прописаны те или иные soft skills. Кадровики представили популярную десятку.

1. Ответственность

Первое место среди всех возможных soft skills, по данным кадровиков, занимает ответственность – она встречается в 6 из 10 вакансий портала.

И это вполне логично, ведь ответственность важна на любой работе – и секретаря, и слесаря, и программиста. Ответственный человек знает, что за каждое свое действие или бездействие на работе будет отвечать он, а не коллега, заказчик или начальник.

При этом важный момент: чем выше должность, тем больше ответственности. Поэтому, предупреждают эйчары, к ней следует привыкать как можно раньше.

2. Умение работать в команде

Это требование встречается более чем в половине (53%) вакансий. Казалось бы, работать в команде и взаимодействовать с коллегами – не такие уж сложные задачи. Но на самом деле, говорят кадровики, умеют это далеко не все.

При этом возникающие проблемы списывают на кого и на что угодно: бестолковое руководство, некомпетентных коллег, неудачный день.

Специалисты кадрового портала подробно разобрали этот пункт, обозначив навыки, которые свидетельствуют об умении работать в команде:

3. Навыки налаживания связей

46% вакансий предполагает наличие у соискателей этого навыка, который можно интерпретировать как продвинутый уровень коммуникабельности.

Для работодателя, указывающего важность данного навыка, могут быть важны несколько моментов.

Во-первых, переговоры. Умение наладить связь с потенциальным партнером – крайне полезная черта, которая поможет совершить стремительный рывок по карьерной лестнице.

Во-вторых, нетворкинг. Обычно это поиск полезных знакомств на профильных мероприятиях: выставках, семинарах, конференциях и так далее. Чтобы использовать все его возможности, нужно уметь заинтересовать человека, которого видите впервые в жизни.

4. Коммуникабельность

Каждый третий работодатель считает важным коммуникабельность, и практически каждый соискатель уверен: уж чего-чего, а этого «добра» у него навалом.

Эксперты предупреждают: коммуникабельность – это не постоянное состояние «рот не закрывается», не способность говорить сто слов в минуту, не бесконечные рассказы смешных и, тем более, несмешных анекдотов.

Это в первую очередь умение выслушать собеседника, установить контакты с новыми людьми, настраивать их позитивно через разговор.

Поэтому, увидев в вакансии требование «коммуникабельность», не стоит превращать собеседование в сольное стендап-выступление. Просто будьте собой – такое поведение работает лучше.

5. Внимательность

Такая вполне обычная черта встречается в четверти вакансий.

Вполне логично, что чаще всего данное требование выдвигается к представителям административных, канцелярских и секретарских позиций, хотя внимательность не помешает на любой работе.

Если данное требование появилось в описании вакансии неслучайно и работодатель действительно хочет нанять внимательного специалиста, частью собеседования может быть соответствующий тест. По словам экспертов кадрового портала, он может включать в себя подсчет объектов на картинке за ограниченное время, поиск различий в изображениях, поиск ошибок в тексте и так далее.

6. Пунктуальность

Каждая четвертая вакансия предполагает, что потенциальный сотрудник будет пунктуален, и этот результат удивил самих авторов исследования. Такой низкий процент может означать только то, что остальные три четверти работодателей считают, что пунктуальностью сотрудник должен обладать по умолчанию.

Согласитесь: каким бы классным ни был специалист, вряд ли он устроит шефа и коллег, если будет постоянно срывать дедлайны и опаздывать всегда и везде – на встречи, конференции, планерки. Так что, если планируете устроиться на хорошую работу в серьезную компанию, пунктуальность – обязательное качество, даже если в описании вакансии этого пункта нет.

7. Стремление к профессиональному росту

Желание расти и развиваться озвучивается в качестве необходимых soft skills в 24% вакансий.

Эксперты поясняют: когда человек устраивается на работу, он рассчитывает на постепенное повышение заработной платы. Похожая ситуация и у работодателя: он хочет, чтобы сотрудники постоянно развивались, становясь более полезными для компании.

Хорошая новость заключается в том, что это требование часто идет бок о бок с полезными «плюшками»: работодатель готов оплачивать семинары, вебинары и профильную литературу, отправлять работника на конференции – словом, вкладываться в профессиональное развитие своих сотрудников.

8. Аккуратность

Любовь к порядку и способность его поддерживать была бы желательна для 22% работодателей. И дело даже не в требовании выглядеть хорошо, хотя это не помешает.

Аккуратность является своеобразным индикатором, который позволяет понять: этот человек способен принимать общие стандарты и нормы, он умеет «играть по правилам». А еще аккуратный человек, как правило, не ленив.

9. Организаторские способности

Способности незаурядного организатора требуются в 21% вакансий.

Это пожелание предполагает не только умение делегировать полномочия и раздавать задания, но и умение контролировать выполнение задач, при необходимости помогать и вносить коррективы.

10. Тактичность

Требование уметь себя вести в соответствии с этическими стандартами встречается в каждой пятой вакансии. И это не только про способность говорить «спасибо» и «пожалуйста».

По-настоящему тактичный человек старается избегать конфликтных ситуаций, понимает собеседника, контролирует свои эмоции и обладает эмоциональным интеллектом.

К бестактному поведению эксперты относят ссоры и скандалы, повышение голоса, саркастические комментарии и даже неуместную ироничную улыбку во время общения.

При этом тактичность должна проявляться не только в общении с клиентами, но и внутри команды. В последнее время нередки случаи, когда работника увольняют за «токсичность» - то есть пренебрежение этическими нормами. Так что если вы видите данное требование в списке, готовьтесь быть действительно вежливым и доброжелательным.

МНЕНИЕ

«Не надеясь, что соискатели умеют что-то выдающееся, работодатели все чаще обращают внимание на мягкие навыки»

- Ни для кого не секрет, что украинское высшее образование сегодня оставляет желать лучшего, - отмечает директор консалтинговой компании «Михайлов и партнеры» Виталий Михайлов. – Мотивации студентов достаточно банальны - чтобы родители отстали (не секрет, что поступление в вуз в нашей стране нужно больше родителям, чем детям), получение «корочки» (любой, лишь бы была) и получение работы (не для карьеры и статуса, а опять же любой, на какую возьмут). К таким мотивациям прибавьте низкое качество образования в большинстве отечественных вузов, и вы поймете, почему страдают работодатели.

Кстати, опытные украинские работодатели, открывая вакансии, особо и не надеются взять специалиста с выдающимися способностями, особенно, если речь идет о вчерашних выпускниках. Поэтому все чаще они обращают внимание не на hard skills («жесткие» навыки, которые можно проверить с помощью экзамена - профессиональные знания, иностранные языки, владение компьютером и т.д.), а на soft skills («мягкие» навыки, которые сложно измерить количественными показателями). К этим востребованным компетенциям относятся коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, ответственность, способность быстро обучаться, умение вести переговоры, умение адаптироваться и т.д. В общем, соглашаются на то, чтобы просто человек был хороший, а остальному надеются научить.