По следам стрельбы на «Южмаше: могут ли стратегические объекты охранять пацаны-срочники

Вместе с бывшими сотрудниками правоохранительных структур «КП» в Украине» разбиралась, какие выводы нужно сделать из этой трагедии.

Нацполиция

Шок, который испытало общество после расстрела на заводе «Южмаш» в Днепре, перечеркнул даже панические мысли о войне. 20-летний здоровый, красивый парень, у которого впереди вся жизнь, лишил ее пятерых человек и пытался довести смертельный список до десяти.

И это не школа, где могут играть подростковые гормоны, это военная служба в Национальной гвардии - крайне ответственном подразделении МВД.

Следствие обещает быть долгим, но исхода два. Либо Артема Рябчука, уроженца Измаильского района Одесской области признают невменяемым и его ждет принудительное лечение, либо тюремная решетка до конца лет.

Требования по отбору - как в десантники

Артем Рябчук был одним из более четырех тысяч молодых людей, которых отправили по призыву в Национальную гвардию. Отслужившие говорят, что такое распределение считается престижным, как минимум - более удачным, чем в сухопутные войска, где приходится «копать от забора и до обеда».

- Национальная гвардия - это правопреемник внутренних войск. В старом названии была заложена основная суть: это военные, которых готовят не для прямых боевых действий, а для важных задач внутри страны. Первая основная функция - охрана общественного порядка, вторая - конвоирование осужденных, третья - охрана особо важных государственных объектов. Так было во времена Советского Союза, в первые годы независимости Украины, так остается и сейчас, - говорит полковник милиции Владимир Полищук, который сам служил во внутренних войсках, возглавлял их пресс-центр, а после пресс-службу МВД.

Эксперт говорит, что отбор новобранцев в Нацгвардию должен отличаться особой строгостью.

- Это единственные солдаты срочной службы, которым безоговорочно доверяют оружие и которые постоянно находятся с ним, если стоят в охране. Требования можно сравнить разве с теми, которые предъявляются к десантникам. Особенное внимание уделяется психике и психологической выносливости. Психологи должны работать не только перед отправкой новобранцев в часть, но также перед каждым караулом - проследить нюансы настроения, узнать, не случилось ли чего-то тревожного, не было ли грустной вести из дома. Словом, убедиться, что человек спокоен, сдержан и не склонен к эксцессам, - говорит Владимир Полищук.

Что касается дедовщины, которая сейчас у всех на слуху, то мнение нашего эксперта таково:

- За время моей службы мы всегда концентрировали внимание на том, чтобы во внутренних войсках не было таких проявлений. Наставничество было, но жестких издевательств над новобранцами не помню, да и от других об этом не слышал.

Тем временем Владимир Полищук не отрицает, что инциденты случались и раньше.

- Были попытки суицида по разным причинам, самоубийства в карауле, были побеги. Но ничего подобного не происходило.

Все упиралось в неуставные

В Украине функционируют несколько видов вооруженных охран. Это «Альфа» СБУ, Управление государственной охраны, полиция охраны, судебная охрана. Может ли произойти там что-то подобное?

- В нашем ведомстве исключено, - говорит сотрудник пресс-центра Судебной охраны Николай Жукович. - Во-первых, у нас нет такого оружия, суды охраняются с травматическими пистолетами и только для личной охраны судей выдаются огнестрелы. Во-вторых, и, пожалуй, это главное, у нас все на контрактной основе.

То же самое в СБУ, УГОУ, полиции охраны. Это профессиональные силовые подразделения, куда люди ходят на работу, где получают зарплату и откуда могут уйти по своему желанию в любой момент.

Срочный призыв - это совсем другой статус, осознание несвободы и зависимости. Вот сейчас, когда все это произошло, многие задаются вопросом, а можно ли так просто доверять охрану стратегического объекта юношам, которые всего три месяца назад понимали убойную силу оружия только по компьютерным стрелялкам.

Вопрос о переводе Нацгвардии на контрактную основу поднимается регулярно. Последний раз его обещал решит в 2015 году Арсен Аваков, но все остается как есть.

- Контрактная служба - это очень хорошо, но на нее нужны деньги. А мы сейчас не можем укомплектовать контрактниками даже боевые бригады, - говорит генерал-лейтенант в отставке Игорь Романенко. - Проблема не в том, что срочники не могут справиться с задачами по охране. Проблема в неуставных отношениях. Похожие трагедии случились в армии, может быть, в меньших масштабах. Когда начинали разбираться, все упиралось в неуставные.

Последнюю жертву он даже не знал

Собственно, это и есть основная версия, над которой будут работать следователи Государственного бюро расследований. По неподтвержденным официально данным, Рябчука сослуживцы якобы травили за то, что он разнял драку и доложил об этом командиру. Этакий буллинг «ябеды», почти как в школе.

- Военная часть находится за территорией завода. Хорошо кормят, режим сна обеспечен. Тепло, комфортно, кругом асфальт, а не полевая грязь, - рассказал «КП в Украине» один из сотрудников «Южмаша», попросивший не называть имени. - В караульном помещении на территории завода тоже созданы все удобства. Кто не служил в других условиях, тот этого не оценит.

Собеседник считает, что той дедовщины, с которой многим приходилось сталкиваться раньше, в части нет.

- Все зависит от восприятия. Одному скажешь: вымой туалет, он сделает. Другому скажешь - он сочтет себя униженным. Каждый человек имеет свой болевой порог, у некоторых он очень низок. В любом случае реакция солдата неадекватная. На заводе работает как Нацгвардия, так и ведомственная охрана. Женщина (Вера Лебединец, контролер контрольно-пропускного пункта. - Ред.), которую солдат убил последней, даже не была с ним знакома.

Проверки сведены к формальностям

Выводы о состоянии стрелка из Нацгвардии сделает психолого-психиатрическая экспертиза. Но время назад не вернуть. Как получилось, что столь уязвимый юноша, проскочил через фильтры и получил оружие? Могут ли тут вообще быть какие-то гарантии?

- Могу сказать, что раньше действительно проводились серьезные исследования психики новобранцев, которых собирались направлять в Нацгвардию на ответственные задачи. Были специальные тесты, методики. Но и они позволяли исключить вероятность психических разломов только на 90 процентов, - говорит доктор психологических наук Денис Александров, много лет проработавший в милиции. - После 2014 года стали развивать мощную школу по реабилитации участников АТО из системы МВД. А вот отбор на срочную службу снизился по качеству.

Сейчас, по мнению эксперта, психологическая проверка сведена к формальностям. Военкоматы испытывают дефицит призывников, берут всех, кто годен. А рослый, физически крепкий сельский юноша без явных вредных привычек и с хорошими характеристиками чем не кандидат? И беседа перед выдачей орудия тоже давно не разговор по душам. Командир спрашивает: все нормально? Нормально… Ну, бери автомат!

- Даже если вы знаете абсолютно идеального человека, все равно остаются риски, - говорит Денис Александров. - То, что произошло в Днепре, похоже на пограничное состояние, которое могло быть вызвано длительными стрессами. Кажется, что стрелок убивает спокойно и рассудительно, а на самом деле он действует как автомат, выполняя заложенную в себя программу.

При этом психолог не считает, что детские переживания - смерть отца, гибель близкого друга - обязательно стали причиной душевного расстройства Артема. У всех в прошлом остались те или иные травмы. Большую мотивацию для поступков имеет настоящее.

В ТЕМУ

На «Южмаше» и раньше стреляли

Это не первая стрельба на заводе «Южмаш». В начале сентября 2016 года караул Нацгвардии задержал фрезеровщика, который пытался вынести из завода большое количество цветного металла.

Неожиданно рабочий выхватил пистолет и открыл огонь по часовым. Один солдат получил ранение в лицо и пулю в бронежилет. Второй был ранен в живот по касательной.

Стрелка задержали прибывшие на помощь бойцы.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Незадолго до четырех утра в момент несения караула солдат охраны завода «Южмаш» в Днепре открыл огонь    из автомата по своим сослуживцам. Пятерых убил, пятерых ранил. Трое находятся в очень тяжелом состоянии.

Последней жертвой стрелка стала женщина, которая дежурила у выхода и отказалась открыть дверь. Артем Рябчук покинул территорию завода через забор, забрав с собой оружие и запасные рожки к нему. Около девяти утра он попросил у прохожей женщины телефон, чтобы сообщить полиции, где его можно задержать.

Рябчуку объявили подозрения по трем статьям Уголовного кодекса. Параллельно ГБР зарегистрировало уголовное производство по статье о служебной халатности руководства Нацгвардии и намерено расследовать версию о том, что в военной части, где служил Рябчук, были допущены неуставные отношения. А пока спустя несколько часов после трагедии командующий Нацгвардии Николай Балан подал в отставку.