Гены на 70% определяют интеллект. Хотите смышленых детей? Рожайте от умного партнера! - подобные заявления некоторых популяризаторов науки вызывают как минимум недоумение. А если родители не блещут умом и талантами? Ставить на ребенке крест? Искать мужа/жену поумнее? А как же «сердцу не прикажешь»?
«КП в Украине» расспросила семейного психолога Анастасию Карченкову, почему одни дети становятся отличниками, а другие двоечниками? Какую роль играют первый учитель, отношения с одноклассниками и родительский пример?
«Двоечников формирует среда»
Анастасия считает, что формулу 70% на 30% нужно «перевернуть»: среда куда важнее генов.
- Представим ситуацию - ребенок родился от двух профессоров. Волею судьбы он попал в другую семью. С раннего детства ему говорят: «Ты тупой! Ты ничего не сможешь добиться! Нам стыдно, что ты наш ребенок! Ты наше наказание!» Что получается в итоге? Ребенок растет с обратной связью от родителей, что он - ничтожество, - поясняет наша собеседница. - Через время его отдают в школу. Причем тогда, когда он к ней не готов. Во время урока ребенок элементарно хочет в туалет, но боится или стесняется туда пойти. Будет ли такой ученик думать о математике? Маловероятно!
Далее, по словам психолога, ребенок может попасть к учителю, который по каким-то причинам его невзлюбил. Если малыш зарекомендовал себя как слабый ученик - педагог будет относиться к нему соответственно. У него подсознательно формируется ярлык: этот мальчик не может хорошо учиться, что с него возьмешь. Как следствие - педагог начинает занижать оценки. Полбеды, если преподаватель испытывает к ребенку симпатию или жалость. Хуже, если он начинает учительницу «подбешивать».
После ребенок возвращается домой. Дома - напряженная обстановка: за плохие оценки ребенка наказывают, за хорошие не хвалят.
А еще есть одноклассники - в социальной среде ребенок попадает в категорию изгоев.
Будет ли успешен такой ученик, рожденный от двух умных людей? Маловероятно.
Рецепт воспитания отличника
Возьмем противоположную ситуацию - ребенок здоров, но рожден от простых трудяг. Он растет в семье с благоприятной психологической атмосферой. Его хвалят и поддерживают, говорят: «Ты молодец, у тебя все получается!»
Возможно, этот ребенок далеко не самый умный, но он растет с ощущением: «Я могу!» и чувствует себя в этом мире иначе. Родители дожидаются возраста, когда будущий первоклассник готов к обучению - психологически, физиологически и эмоционально - и только после этого отдают его в школу.
Ребенку комфортно с ровесниками и учителями в классе. Он считает себя способным, и это помогает добиваться успеха. Возможно, временами ему не хватает интеллектуальной одаренности, но благодаря поддержке и вере в собственные силы он учится выходить из трудных ситуаций. Что важно - ребенку комфортно в школе, он нравится учителю. Педагог замечает даже небольшие успехи, хвалит и поощряет детей хорошими оценками.
Дома такого ребенка поддерживают. Если что-то не получилось, его не наказывают, не ругают. Вместо этого говорят: «Ничего страшного, мы научимся!» Возможно, по окончании школы такой ребенок не станет медалистом, но он будет достаточно успешным среди других учеников.
Повысить успеваемость: сложно, но можно
Можно ли «перенастроить» ребенка, который не хочет учиться? По мнению Анастасии, это возможно, хотя и требует усилий.
- В первую очередь от ребенка нужно отстать. Когда рядом те же родители, которые смотрят на сына как на неспособного и глупого человека, когда учитель воспринимает его точно так же - ничего не изменится, - убеждена наша собеседница. - Поэтому сначала родители должны поработать с собственной внутренней неудачностью, увидеть в своем ребенке человека, который нуждается в безусловном принятии.
Почему родители ведут себя неправильно? Потому что их ребенок ежедневно напоминает им о собственных неудачах: яблоко от яблони недалеко падает. Инструментарий у таких родителей ограничен - наорать, забрать телефон, ударить. Эти методы не работают, только уничтожают интерес к познанию и вырабатывают рефлекс отвращения к школе.
Только тогда, когда ребенок перестанет бояться возвращаться домой, когда поймет, что может говорить с родителями о чем угодно - ситуация сможет измениться.
Поскольку в любом классе есть лидеры и изгои, возможно, имеет смысл сменить школу. Когда тебя принимают - можно расслабиться и наконец-то заинтересоваться учебой.
ФОРМУЛА УСПЕХА:
1. Готовность к школе.
Не нужно терроризировать ребенка развивающими занятиями, убеждена Анастасия.
- Я как психолог постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда мама обращается ко мне с проблемой: «Моему ребенку уже 1,5 года, а он не хочет заниматься! Ему неинтересно учить цвета!»
Лучше до 5 лет детей не трогать! Абсолютно. Если мама не может заниматься со своим полуторогодовалым ребенком так, чтобы ему это нравилось - лучше оставить его в покое.
Многие 6-летние дети уже невротизированы: родители невольно уничтожают в них познавательный интерес своими действиями и словами: «Как же ты в школу пойдешь? Что из тебя вырастет?»
Совсем не страшно, когда 6-летний ребенок не умеет читать. Хуже, если он умеет, но уже не хочет.
2. Доброжелательный учитель.
Такой человек создает у детей впечатление, что в школе безопасно и интересно. В благоприятной обстановке ребенок хочет слушать, что говорят взрослые.
3. Спокойные любящие родители.
Дома ребенка окружает среда, где его поддерживают и дают установку: «Ты молодец, ты умный, у тебя все получится. Ничего не понятно с уроками? Не страшно, разберемся!»
Когда ребенок оказывается в среде, где есть любимая учительница, когда родители не ругают за плохие оценки, а могут только посочувствовать и предложить помощь - ребенок способен приятно удивить близких успехами.
4. Хорошие отношения с одноклассниками
Это тоже важно. Сложно думать об учебе, если тебя обижают.
А ЧТО ЕЩЕ?
В качестве факторов, влияющих на успех, ученые выделяют книги, уровень образования родителей и благоприятное окружение.
- Я встречала любопытное американское исследование, в котором сравнивали успеваемость детей. Ученые искали факторы, которые влияют на хорошие отметки, - продолжила наша собеседница. - Оказалось, чем больше книг окружает ребенка в его дошкольном возрасте - тем лучше. Причем читать их необязательно.
Кроме того, важен уровень образования родителей, а также степень благополучия региона, в котором живет ребенок.
Все остальные факторы - кружки и развивающие занятия - оказались не важны.
Ученые объяснили результаты исследования так - присутствие книг дома сравнимо с наличием дипломов о высшем образовании у родителей. И, если ребенок родился у интеллектуалов, общаться он будет с определенным кругом людей со своей системой ценностей, которая легко передается.
- Если ребенок приходит в школу с ориентацией на успех, не имеет значения, занимались ли с ребенком ранним развитием, - уверяет Анастасия.
«Когда в школу сбегали…»
Еще один немаловажный момент - ребенку должно нравиться в школе.
- Моя бабушка в школу убегала, потому что там можно было спастись от бесконечного физического труда, - вспоминает наша собеседница. - В школе спокойно сидишь и слушаешь учителя. А дома что? Ни телевизора, ни книги, ни интернета. Ничего! Дома нужно выгребать нечистоты за животными, носить воду и вскапывать огород.
Моя бабушка росла в среде, в которой ребенку никто не отбивал охоту учиться. Она училась в пединституте, закончила университет с красным дипломом, стала учителем математики. Подобных историй немало.
Сегодня дети проводят свободное время в ТикТоке, а тогда шли в школу с мыслью: «Там что-то рассказывают!».