"Минная лихорадка" продолжает трясти страну. Утром 21 января стало известно, что в колл-центр СБУ поступили письма о минировании всех без исключения школ во Львове, Киеве и Броварах - городе-путнике столицы. В Броварах к школам присовокупили еще и торговые центры.
Прошло сообщение о массовых эвакуациях, тотальных проверках, усиленной работе правоохранительных органов…
С начала 2022 года такие переполохи случаются едва ли каждый день. В Черкассах и Николаеве школы даже перевели на дистанционное обучение до конца недели, чтобы не дергать детей. А гарантий, что инциденты не будут повторяться ежедневно, нет. И противоядия против жестоких шуток тоже.
Пришел, прошел по коридорам
Во Львове об эвакуации детей из школ и уведомлении родителей официально сообщил на своем сайте горсовет. А вот в Киевской городской администрации "КП в Украине" отказались давать какую-либо информацию - ни в пресс-службе, ни и в департаментах образования и муниципальной безопасности. Дескать, идите со своими вопросами в полицию. Но и там не сильно помогли.
Алгоритм действий при сообщении о минировании в принципе известен. На место должны выезжать взрывотехники ГСЧС и кинологи для обследования помещений. А также полиция оцепления и следственно-оперативная группа, в чью задачу входит квалификация ЧП: покушение на теракт или ложное сообщение о преступлении. Еще необходимо присутствие скорой помощи.
Когда речь идет о нескольких объектах, этот протокол соблюдается. А когда в Киеве порядка полусотни школ? На вопрос, хватает ли ресурсов, в пресс-службе столичной полиции днем 21 января ответили, что проверки будут идти до вечера.
- Мы ничего не знали, никаких писем не было и никаких звонков, - рассказала "КП в Украине" директор одной из гимназий в Подольском районе Киева. - В первой половине дня пришел один представитель полиции, ввел в курс дела и спросил, не хотим ли провести эвакуацию. Я ответила, что идут уроки. Он прошелся по коридорам и опять спросил: могут ли в школу попасть посторонние? Я ответила, что входные двери запираются на ключ даже днем, потому что наша школа выходит прямо на улицу.
На этом проверка закончилась. Однако директор заверила нас, что если бы на эвакуации настояли, то паники бы не произошло.
- У нас есть инструкция, есть ответственный за гражданскую оборону, учения по эвакуации в школе проводятся дважды в год.
Решение выводить людей из зоны риска или нет все же должна принимать не директор, а полиция, говорят специалисты.
- Если опасность неочевидная, эвакуацию можно не проводить, - консультирует бывший сотрудник милиции Владимир Петрушев. - Но помещения должны обследовать собаки, натренированные на поиск взрывчатки. Так и раньше бывало, но таких массовых тревог никто не знал. Кинологическая служба не может справиться с таким количеством объектов. Служебных собак немного.
По средним подсчетам, работа всех задействованных на "бомбу" служб обходится государству в сумму порядка 50 000 гривен. Торговые центры, если им пришлось прервать работу, несут убытки до 700 евро в день.
Растаскать и разложить 200 килограммов тротила за ночь
Мы не знаем, чего хотел школьный "минер" в Киеве, но в открытый доступ попало письмо "російського терориста KARNAVAL", покусившегося на Бровары. Его опубликовали на Фейсбуке в группе "Вартові еспресо".
Злоумышленник требовал 2 миллиона гривен на номер Киевстар (проверяли - занят), а в ответ грозился подорвать 50 килограммов тротила на каждом объекте. И вот теперь прикидываем: в Броварах больше десяти коммунальных школ и столько же торговых центров. Это сколько же надо людей, чтобы за ночь перетаскать и заложить более 200 килограммов взрывчатки в городе площадью 34 квадратных километра.
Но даже при такой очевидной абсурдности угроз и огромных затратах на проверку анонимки нельзя игнорировать. Потому что речь идет об опасности человеческим жизням. Тут, как говорят в народе, и палка может выстрелить.
Сами псевдоминеры намеренно выдвигают идиотские требования, хотя идиотами отнюдь не являются. Специалисты говорят, что они используют платные ресурсы со сквозным шифрованием и нулевым доступом, когда письмо нельзя передать третьему лицу. Часть сообщений отправляется по программам, которые автоматически подхватывают электронные почты разных учреждений. Поэтому на разные адреса из разных почтовых ящиков приходят письма с абсолютно одинаковым содержанием.
И на такие "роботы" тоже приходится реагировать.
Поймали школьника и студента
В СБУ придерживаются основной версии, что "цифровой терроризм" - это элемент гибридной войны, а его цель - посеять сумятицу и панику. Большинство серверов, откуда идет рассылка, находятся в Крыму, на неподконтрольных территориях либо в России. Там же якобы и авторы посланий.
Но некоторые моменты подсказывают, что злоумышленники могут находиться и рядом с нами. Из-за границы логично "нападать" на столицу и другие большие города. Но вот о существовании Броваров наверняка знает не каждый россиянин и не каждый крымчанин тоже. Тем более о том, что в Черкассах есть ЧХТК (Черкасский художественно-технический колледж), который упоминал в письме от 18 января некий "владелец террористической группировки".
А вот и пару открытых фактов: в городе Смеле полиция уличила девятиклассника, который сообщил о минировании нескольких школ. Парень хотел, чтобы и его городок перевели на дистанционное обучение, как это сделали в Черкассах.
21 января, когда полиция прочесывала киевские и львовские школы, СБУ порадовала поимкой студента, который переполошил Горный специализированный колледж при Криворожском нацуниверситете.
- Юноша заказал минирование у администратора одного из российских телеграм-чатов, которым руководят спецслужбы РФ, - рассказали в пресс-центре Службы безопасности.
Можно ли, находясь в Украине, рассылать тревожные анонимки и при этом быть уверенным в своей безопасности, мы спросили у члена правления интернет Ассоциации Украины Максима Тульева:
- Теоретически да, ресурсы есть. Можно воспользоваться российским номером и через него совершить отправление. Но все равно звонок будет отслежен. Есть и другие возможности, но для этого нужен высокий профессионализм и навыки. А людям, которые ими владеют, не интересны такие дурацкие занятия, - говорит IT-эксперт. - В принципе любые уловки можно отследить и раскрыть.
Тем не менее львиная доля ложных сообщений, которые нарушают жизнь целых городов, остается неразгаданной.
А как у них? У них не лучше
По России тоже катится волна минирования. 12 января в Екатеринбурге эвакуировали свыше 150 школ и несколько вузов. На следующий день были сорваны уроки в Красноярске, Самаре, Саратове, Архангельске.
До 21 января включительно занятия приходилось отменять в Тюмени, Челябинске, Иванове, Барнауле и многих других городах. В числе жертв анонимных "террористов" оказались детские сады и больницы.
В декабре прошлого года более 600 объектов, в том числе 450 учреждений образования, вынуждены были проверять или эвакуировать в Москве.