«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: рай для глаз и испытание терпением

О чем новый стильный, но сильно затянутый триллер от мастера работы с монстрами.

dam.gettyimages.com

Мы привыкли, что Гильермо дель Торо – режиссер, который воспевает монстров. Тот же «Лабиринт Фавна» или «Форма воды», за которую он получил «Оскар» как лучший режиссер. В «Аллее кошмаров» обошлось без потусторонних существ, но не без монстров. В роли чудовищ тут обычные, просто беспринципные люди, готовые на все ради выгоды.

Впрочем, не удивительно, если учесть, что «Аллея кошмаров» это экранизация одноименного романа Уильяма Линдсэя Грешама, написанного в 1946 году. И, кстати, уже раз экранизированного в 1947-м. Гильермо дель Торо не стал переносить криминальную историю в современные реалии, а снял очень красивый и тщательно вырисованный с любовью стилизованный нуар, сохранив все необходимые особенности жанра: отрицательный главный герой, роковая и опасная женщина, криминальный сюжет и мрачная атмосфера.

США, начало 40-х. Житель бедной глубинки Стэн Карлайл (Брэдли Купер) сжигает свой дом и в поисках подработки присоединяется к бродячему цирку. Жизнь циркачей полна обмана для потехи публики и Стэн учится «читать мысли» и «разговаривать с мертвыми» у предсказательницы Зины и ее мужа Питера. Но потом решает начать собственные представления. Вместе с циркачкой Молли они уезжают и добиваются, что их спиритические сеансы становятся популярными среди богатых ньюйоркцев. На одном из сеансов Стэна пытается разоблачить психиатр Лилит Риттер (Кейт Бланшетт).

Однако вскоре они уже затевают сделку, пытаясь обмануть крупного дельца, возжелавшего пообщаться с умершей возлюбленной и готовым выложить за это солидный гонорар. Но для Карлайла это совместное дело становится роковым.

Если вы любите картины в духе «Мальтийского сокола», «Касабланки» или подобных, то «Аллея кошмаров» вас безусловно порадует – и закрученным, хоть и довольно предсказуемым (как в старых фильмах, но зато все развешенные в начале фильма ружья точно выстрелят в конце) сюжетом, и кропотливой работой оператора (полумрак, свет, выцветающий крупным сияющие глаза героев, взятые крупным планом и т.п.), тщательно продуманными и выполненными костюмами (изысканные платья и костюмы дам, пестрые, потрепанные, но яркие наряды циркачей, широкоплечие пальто, брюки-клеш и мягкие шляпы джентльменов).

Гильермо дель Торо совместил в одном фильме два совершенно разных мира. Грязного и бедного, но пытающегося пусть и под лохмотьями показаться сказкой, – бродячего цирка. И солидно-утонченного высшего общества Нью-Йорка.

А с другой стороны эта продуманность и любовь к деталям (обратите внимание на тяжелые стаканы для виски, туфли главных героинь, уродцев из кунсткамеры или радио) – часто перетягивает внимание на себя во вред сюжету. В духе жанра события здесь и так разворачиваются неспешно, нагнетая напряжение, а то, как камера то и дело останавливается на деталях одежды или интерьера, делают их еще затянутее. Похоже, что создатели фильма просто не понимали, чем же занять 150 часов экранного времени (в версии 1947 года фильм длился на 40 минут меньше).

Впрочем, детали в «Аллее кошмаров» действительно стоят того, чтобы рассматривать их подольше.

А еще не стоит забывать, что режиссер собрал в картине звездный каст: Кэйт Бланшет, Уиллем Дефо, Руни Мара, Рон Перельман, Тони Коллет, Холт Маккэллани, И, пожалуй, здесь одна из самых сильных ролей Брэдли Купера, за которую ему уже прочат «Оскара».

Впрочем, заветная статуэтка для Купера под вопросом, как и за лучшую режиссуру или лучший фильм (проблема не только в затянутости, а и в том, что персонажи не раскрываются в течение фильма), зато куда больше шансов выиграть приз Киноакадемии у оператора, художника-постановщика или художника по костюмам.

Алея жаху/ Nightmare Alley

Жанр: криминал, триллер, драма

Режиссер: Гильермо дель Торо («Багровый пик», «Хеллбой: Герой из пекла»)

В ролях: Брэдли Купер («Области тьмы», «Звезда родилась»), Кейт Бланшетт («Властелин колец», «Мстители:»), Руни Мара («Социальная сеть», «Девушка с татуировкой дракона»), Тони Коллетт («Достать ножи»), Уиллем Дефо («Меланхолия», «Отель «Гранб Будапешт»), Рон Перлман («Сыны анархии», «Хеллбой: Герой из пекла»), Ричард Дженкинс («Форма воды»), Джим Бивер («Сверхъестественное»).

Длительность: 02.28