На днях советник министра внутренних дел Антон Геращенко открыл дискуссию, которая продолжается до сих пор: сколько времени нужно судам для рассмотрения административных протоколов по пьяной езде и лишения прав злостных нарушителей.
Ссылаясь на европейскую практику, Геращенко просит законодателей отвести на это 72 часа, чтобы любители выпить и сесть за руль прочувствовали неотвратимость наказания. У идеи есть сторонники, но и противники тоже.
«КП в Украине» выслушала разные аргументы.
Две стороны медали
Поводом для дискуссии послужила трагедия на Харьковской окружной дороге. Не справившись с управлением, водитель «КИА» выехал на встречную и врезался в «Тойоту», где находилась супружеская пара с двумя детьми. Малыши выжили благодаря детским креслам на заднем сидении, но остались круглыми сиротами. Кроме их папы и мамы, погиб и сам виновник ДТП.
Как оказалось, в прошлом году за одну только осень 34-летний водитель «Тойоты» трижды задерживался полицией за нетрезвую езду. Протоколы были направлены в суд. Два заседания назначили на конец января 2022 года, одно – на конец февраля. Нарушитель продолжал спокойно ездить, как хотел, и даже до первого суда не дожил. Сломав попутно судьбу целой семьи…
В марте прошлого года вступил в силу закон, который называли прорывом в борьбе против пьянства за рулем. Во-первых, резко выросли штрафы для таких водителей. Во-вторых, сроки рассмотрения административных дел увеличили с 3-х до 12 месяцев.
Последнюю новацию называли революционной потому, что она пресекала уловку «тянуть кота за хвост». Тактика защиты виновного водителя состояла в том, чтобы фигурант не являлся в суд, а его адвокат брал больничный, писал какие-то отводы и ходатайства. Время шло, и если суд не укладывался с решением в 90 дней, административное дело подлежало закрытию, нарушитель получал назад изъятые полицией права. Законодатели логично рассудили, что за год такие штучки не провернешь.
Но вот практика показала, что медаль имеет другую сторону: теперь суды стали откладывать дела с пьяницами на потом.
Целый год, чтобы выпивать и ездить
- Я изначально говорил, что это ошибочное решение, но меня не услышали, - говорит замглавы Координационного совета Общенационального форума по безопасности дорожного движения Владимир Караваев. – Человеку, который склонен садиться пьяным за руль, разрешают ездить целый год. Временное удостоверение, которое полицейский дает взамен изъятых прав, действительно 3 месяца. Если суд не состоялся, его можно продлевать на такой же срок еще и еще. Поэтому я считаю, что 72 часа на рассмотрение дела – это самый нормальный срок.
В ответ на возражения оппонентов, что судьи, которые у нас нынче в большом дефиците, перегружены другими делами и просто физически не смогут уложиться в 72 часа, эксперт по безопасности движения парирует:
- Мы проводим судебную реформу, она еще не завершена и должна быть построена так, чтобы безопасность на дорогах не осталась в заложниках. Иначе окажется, что судьи не будут укладываться в год, а если им дать два года, то не поместятся и в этот срок.
Заметим, когда борьбу с домашним насилием поставили в ранг государственных приоритетов, законодатели распорядились, чтобы суды рассматривали такие дела в неотложном порядке. При наличии политической воли так же можно учредить и экстренную процедуру рассмотрения «пьяных» дел.
А они и без прав будут ездить
Тем временем с темой неотвратимости наказания тесно связана другая – нарушения и фальсификации, которые полиция допускает при составлении протоколов. Не далее как в интервью «КП в Украине».
Владимир Караваев говорит, что сегодня сделать трезвого человека пьяным не составляет труда.
- Процедура освидетельствования на алкотестере «Драгер» выписана достаточно хорошо, но полиция ее не соблюдает, результат контроля может быть ошибочным. Но у водителя есть право не признавать тест и пройти освидетельствование в наркодиспансере в течение суток. В любом случае 72 часов на то, чтобы суд принял решение, хватит, - считает эксперт.
Иного мнения юристы, ведущие практику по 130-й статье Административного кодекса (Управление транспортными средствами в состоянии опьянения).
- На самом деле это приведет к невозможности реальной защиты водителя! Дело даже не в том, что обращение к адвокату в такой срок проблематично, а тем более ознакомление с материалами и подготовка ходатайств. 72 часа делают невозможным ни соблюдение порядка вызова лица, которое привлекается к ответственности, ни вызовы свидетелей, ни истребование доказательств, - говорит адвокат Вадим Володарский.
По его мнению, быстрые сроки и быстрые штрафы не уменьшат количество любителей выпить и снова сесть за руль.
- Они будут продолжать ездить и после лишения прав. И почти ничего с такими поделать нельзя. Поэтому пытаться разрешить проблему за счет права на защиту недопустимо. Тем более, когда это ее не решит, - резюмирует Володарский.
Лишенный прав судья никому не оставляет шансов
С коллегой солидарен адвокат Евгений Кузьмин, выигравший много дел в пользу водителей:
- Про 72 часа может говорить тот, кто не работал в судах. Если такую норму примут, то в Европейский суд по правам человека полетят жалобы о нарушениях в Украине права на защиту. У меня на то, чтобы отстоять интересы человека, может уходить от одного месяца до полугода.
По утверждению адвоката, отказ от проверки на «Драгере» и экспертиза в больнице еще не значит, что честный водитель победил.
- Если полиция направляет человека на экспертизу в клинику, она в 90 процентах случаях получит результат в свою пользу. Поэтому нам приходилось проводить независимую наркологическую и даже почерковедческую экспертизы – это когда подпись условного нарушителя в протоколе подделывали.
А в общем и целом, говорит, опираясь на свой опыт, Евгений Кузьмин, решение по протоколу зависит о личности судьи.
- Это самые субъективные дела. Есть судьи, которые признают допущенные полицией нарушения, а есть, которые наказывают, несмотря ни на что. Я знаю в Киеве действующего судью районного суда, который сам лишен прав за пьяную езду. Так вот он никому не оставляет шансов, - говорит Евгений Кузьмин.
По мнению эксперта, год – это самый оптимальный срок. Но дискуссия остается открытой. Единственное, ее участники сходятся в том, что Украине давно пора создать новый, современный Кодекс об административных нарушениях. Тот, который действует сейчас, был принят еще в 1984 году и слишком перегружен постоянно меняющимися правками.