Как Джим Керри пародировал Брежнева и пытался быть серьезным

Одному из самых популярных голливудских комиков исполняется 60 лет.

globallookpress.com

Мечтал стать сталеваром

Джим Керри стал американцем только в 2004 году, когда официально принял гражданство США. А раньше был канадцем. Родился он в Ньюмаркете, пригороде Торонто, в скромной семье бухгалтера и домохозяйки. У обоих родителей – французские корни, и фамилия Керри – на самом деле англизированная французская Карре.

Его детство прошло в большой бедности: в один ужасный день отец остался без работы, а потом семья потеряла дом и была вынуждена жить в фургоне, прицепленном к старенькому «Фольксвагену». Позже отец нашел другую работу – работал бухгалтером на шинном заводе. Но чтобы расплачиваться за жилье, Джим и его брат были вынуждены после школы подрабатывать на этом предприятии то уборщиками, то охранниками. К тому времени самой большой мечтой Джима было стать сталеваром – ему казалось, что на сталеплавильном заводе лучшие рабочие места в округе (так было и в самом деле).

Однако Джим имел одно пристрастие: корчить разные рожи и передразнивать других людей. Выходило так хорошо, что еще подростком он начал выступать в клубах как пародист. Первый гонорар – 20 канадских долларов – он получил в 17 лет. Прорыв произошел в 1981-м – его портрет появился в газете «Торонто Стар»: тамошний критик, пораженный пародией Джима на певца Сэмми Дэвиса-младшего, назвал его будущей звездой. А затем известный комик Родни Денджерфилд пригласил поучаствовать в своих шоу на разогреве.

Канада была покорена: в Торонто Джим стал знаменитостью. Но ему хотелось большего – завоевать американское телевидение и Голливуд. Карабкаться на эту гору пришлось гораздо дольше. С большим трудом он попал на шоу Джонни Карсона, где через несколько минут спародировал множество людей и существ - от Элвиса Пресли и Джека Николсона до Леонида Брежнева и лягушки Кермита. Затем он получил роль в телесериале «Утиная фабрика», а вот в кино дела шли со скрипом: он если и появлялся, то в неизвестных, мягко говоря, картинах вроде молодежной вампирской комедии «Однажды укушен». Он отчаянно пытался пробиться в главное американское юмористическое телешоу Saturday Night Live, но на прослушиваниях ему несколько раз отказывали… Продолжал выступать и на сцене – но там публика видела в нем только пародиста, в других жанрах она воспринимать его отказывалась.

«Резиновое лицо»

Поворотным моментом стало участие в скетчкоме «В живых красках». Кэрри и не догадывался, что там его заметят продюсеры комедии "Эйс Вентура: Розыск домашних животных". Они не могли найти актера на главную роль: думали об Алане Рикмане, о Вупи Голдберг (пришлось бы переписать сценарий, превратив героя в женщину).

Но вот продюсеры наткнулись на Джима и... Он потом говорил: «Я знал, что зрители либо пойдут на этот фильм, либо он меня полностью разрушит». В роли Эйса Вентуры он хотел быть "непрерывно смешным", "устроить рок-н-ролл". И к его стилю после этой картины мгновенно прилепился английский эпитет manic – «перевозбужденный», «сумасшедший», «маньячный». Конечно, «Эйс Вентура» был еще спокойным фильмом по сравнению с «Маской», где Керри смог выявить это маньячество в полной мере.

Картина базировалась на довольно взрослых комиксах издательства Dark Horse, в которых старинная маска, как наделенная душой, превращала парня по имени Стэнли Ипкисс в злодея (его потом убивала подруга). Маска вообще делала из людей каких-нибудь монстров. Но в Голливуде решили сбавить обороты и превратить экранизацию в невинное, практически детское развлечение: человек, надевший маску, становился не убийцей, а лишь любителем разных проделок, который якобы сбежал из мультика. Трудно поверить, но к этой бесхитростной концепции фильм болезненно шел несколько лет: то его хотели сделать фильмом ужасов, то романтической комедией, а на главную роль планировали то Николаса Кейджа, то Робина Уильямса. И только когда на роль утвердили Керри, который был замечен в том же судьбоносном сериале «В живых красках», дела пошли на лад.

« Маска » предъявила публике не только свежее лицо («резиновое лицо» – это прозвище Керри на тот момент уже заработал благодаря своим выступлениям), но и феерические по меркам 1994-го компьютерные спецэффекты. И в результате фильм собрал огромные деньги – $350 миллионов. Залакировал этот успех Керри ролью в комедии «Тупой и еще тупее», которая многих шокировала грубостью, но тоже стала суперхитом.

В погоне за «Оскаром»

Теперь Джим был звездой Голливуда. Оставалось доказать всем, что он – если буквально переводить английское выражение – «может делать драму». На вершине лестницы до признания находился не гонорар $20 миллионов за фильм (именно такие чеки Керри вскоре стал получать), а «Оскар». Но до «Оскара» он так и не добрался.

Он снимался у великих режиссеров – Милоша Формана («Человек на Луне») и Питера Уира («Шоу Трумана»), но киноакадемия не отметила его усилия даже номинацией. Не отметила она и его лучшую на сегодня роль в «Вечном сиянии чистого разума». Режиссер Мишель Гондри сделал практически невозможное – вылечил Керри от его привычной «маниакальности», превратив в обычного человека и хорошего актера. Он запрещал ему импровизировать на съемках, но при этом сам пытался сбить с толку: например, в последнюю секунду перед командой "Мотор!" внезапно потребовал сыграть сцену совсем иначе, чем планировалось. Потребовалось много уловок, чтобы мы увидели совсем другого Джима Керри. Возможно, похожего на настоящего.

Вообще-то он достаточно закрытый человек, который уж точно не стремится попасть на странички светской хроники или открывать душу перед интервьюерами. Если говорить о личной жизни, у него периодически возникали романы с девушками, но рассказывать о них не стремятся ни он, ни девушки. Однако в середине 2010-х случилась великая драма, о которой писали очень много.

Джим встречался с Катрионой Уайт, ирландкой вдвое младше его, специалистом по гриму. После бурного романа с Кэрри она вышла замуж, но отношения с актером, учитывая все обстоятельства, не прервала. В 2015-м тело Катрионы было найдено в ее лосанджелесской квартире – она совершила самоубийство. Керри выпустил официальное сообщение, где назвал Катриону «милым и нежным ирландским цветком, слишком чувствительным для этой земли: любить и быть любимой – все, что заставляло ее радоваться». Однако официальный муж заявил, что Джим мог быть причастен к ее смерти, снабжая ее лекарством, которое может представлять опасность для здоровья. Кэрри был возмущен и заявил: «Это гадость, попытка нажиться на мне и на женщине, которую я любил». Дело так ничем и не закончилось, но более общительным после этого Джим точно не стал.

5 лучших фильмов