Кто заставил российских военных уйти из Казахстана

Ожидалось, что силы ОДКБ останутся в стране едва ли не навсегда, но оказалось, и против них есть сила.

REUTERS/Pavel Mikheyev

На днях президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о завершении основной миссии ОДКБ в стране. Процесс вывода сил организации начался 13 января и займет 10 дней.

Из Казахстана выводят более двух тысяч военнослужащих возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). «Коллективные миротворческие силы приступают к подготовке техники и материальных средств для загрузки в самолеты Военно-транспортной авиации ВКС России и возвращения в пункты постоянной дислокации», - говорится в сообщении Минобороны России, распространенном российскими информационными агентствами.

Там же сообщили, что военные из ОДКБ начали передачу охраняемых ими социально значимых объектов правоохранительным органам Казахстана. Вывод миротворческого контингента начался в том числе и из Нур-Султана (Алматы).

Китай сказал «нет»

Новость стала неожиданной. После того как силы ОДКБ вошли в Казахстан, многие мировые эксперты и политики прогнозировали, что они там останутся навсегда, а сама страна, как и Беларусь, станет сателлитом России.

«Главный бенефициар в этой ситуации - Путин. Неожиданно для него яблоко упало ему в руки», - заявил после ввода войск в интервью BBC казахстанский политолог и директор неправительственной организации "Группа оценки рисков" Досым Сатпаев.

Почему же Владимир Путин согласился на вывод войск из Казахстана? Кто или что могло заставить его это сделать? В мире есть только одна сила, с которой российский президент вынужден считаться и не пойдет на конфронтацию с ней. И эта сила – Китай. Хотя вначале Пекин одобрил ввод сил ОДКБ в Казахстан, он выступает против того, чтобы они там оставались.

- Хотя россияне, как правило, не уходят из страны, в которую ввели свои войска (Абхазия, Осетия, Приднестровье, Карабах, Украина), но уйти из Казахстана их мог заставить только Китай. Было несколько звонков китайского руководства в Кремль, во время которых Владимиру Путину дали понять, что Казахстан – это зона интересов Китая, - считает политолог Тарас Загородний.

В пользу этого эксперт приводит такой факт: войска ОДКБ не были введены в те районы Казахстана, где начинались протесты и где китайцы контролируют нефтяную отрасль.

- Россиянам показали, что  они могут туда заходить только с разрешения Пекина. Кроме этого, не стоит забывать, что нынешний президент Казахстана Токаев в совершенстве владеет китайским языком, да еще и назначил в новом правительстве министром информации русофоба Умарова, по сравнению с которым наши националисты просто отдыхают, - говорит эксперт. 

Российский оппозиционный политический эксперт Андрей Пионтковский также сообщает, что уход российских "миротворцев" под эгидой ОДКБ обусловлен давлением официального Пекина на Москву.

"Великий Китай сказал  – и Путин свои войска забрал", – отметил политолог. Он рассказал, что ведущие кремлевские пропагандисты возмущаются этим фактом, однако выносить свое недовольство наружу, на телевидение, им запрещено.

Почему Китай не хочет присутствия России в Казахстане

Все дело в том, что Пекин контролирует стратегические отрасли казахстанской экономики и за последние 15-20 лет полностью вытеснил оттуда Россию.

О масштабах китайского влияния на Казахстан говорят такие факты. Ключевые предприятия того же Западного Казахстана, где начались протесты, контролируются китайскими компаниями. Это «Мангистаумунайгаз», «Актобемунайгаз» (переименовано в «CNPC-Aktobemunaigaz»), доля в крупнейшем газовом месторождении Кашаган, нефтяное месторождение Каражанбас, группа бывших активов «Лукойла» в Казахстане, проданных китайской компании Sinopec в 2015 году.

Китай за последние 15 лет полностью переориентировал на себя экспортные потоки нефти и газа из Казахстана и других стран Центральной Азии, и они почти уже не проходят через Россию, а практически целиком идут в КНР. Например, китайская CNPC является оператором проекта газопровода «Центральная Азия - Китай», по которому в 2020 году в Поднебесную было поставлено почти 40 млрд кубометров газа (из России в КНР – в 10 раз меньше, 4 млрд кубометров). Согласно данным Нацбанка Казахстана, китайские инвестиции втрое больше российских - 9 млрд долларов против 3 млрд.

Поэтому именно китайские экономические интересы в Казахстане поясняют такой стремительный вывод контингента ОДКБ.

Пекин также имеет большое влияние и на политическую элиту Казахстана. Этим, скорее всего, и обусловлена смелость Токаева, потребовавшего от Путина быстро вывести из страны силы ОДКБ, вопреки пожеланию российского президента оставаться «столько, сколько потребуется».

- Казахстан – это 40% мировой  добычи урана, главными потребителями  которого являются Китай и  США. Главный инвестор по объемам  в промышленность Казахстана - тоже  Китай. Китайский проект нового  Шелкового пути «Один пояс  – один путь» (поставки китайских  товаров в Европу. – Ред.) тоже в основном проходит через Казахстан. Токаев, опять же, работал в посольстве Казахстана в Пекине.  Поэтому там стопроцентно китайские интересы. И президент Токаев оказался намного умнее, чем о нем думали. Протесты он подавил руками Путина, а сотрудничать собирается с Китаем, - считает эксперт по вопросам международной безопасности Олег Жданов. 

Власть чистят от людей Назарбаева

Параллельно с этим идет зачистка власти от людей Назарбаева. «Протесты казахов против повышения цен на топливо были использованы во внутриполитической борьбе за власть. В результате Токаев одержал победу над окружением Назарбаева. Бывший правитель окончательно свергнут с трона, но это имеет мало общего с желаниями народа. Во многом протест был инструментализирован - лица, обладающие властью, использовали хаос в стране для своей закулисной борьбы», - пишет Süddeutsche Zeitung. 

Казахстанский политолог Досым Сатпаев также считает, что Токаев начал чистку власти. «Арестовав председателя Комитета национальной безопасности Карима Масимова, который был долгое время аффилирован с первым президентом (Назарбаевым. – Ред.), он подал конкретный знак всем остальным, что чистка началась. Затем последовало заявление, сделанное на заседании парламента, о том, что финансово-промышленные олигархические группы Казахстана должны уже делиться. Это был четкий знак тем группам, которые в первую очередь были связаны с семьей Назарбаева, – считает эксперт.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Нур-Султан снова хотят переименовать в Астану

Петиция о переименовании столицы Казахстана Нур-Султан в Астану собрала свыше 80 тыс. подписей, и их количество продолжает увеличиваться ежечасно.

«Учитывая настроения в обществе, просим президента Республики Казахстан, правительство и парламент страны вернуть прежнее название столице нашей Республики - город Астана. Кроме того, просим органы местного управления во всех городах дать улицам имени Назарбаева нейтральные названия, подчеркивающие нашу государственность, единство и независимость страны. Например, проспект Назарбаева в городе Алматы можно переименовать в проспект Республики», - говорится в документе.