Испытано на себе: особенности австрийских лыжных курортов на фоне ковида

Некоторые особенности путешествий в Европу на фоне постоянных изменений требований к туристам.

Андрей Гаценко.

Есть такая шутка – европейские лыжные курорты подходят для тех, кому не по карману Буковель. И хотя в этой шутке только доля шутки (на самом деле у нас все равно дешевле, чем в Альпах), в этом году у украинцев наконец-то появилась возможность "сорвать вельвет" на европейских горнолыжных склонах. Правда, ковидные ограничения все еще могут существенно испортить ваш отдых. Корреспондент "КП в Украине" этой зимой уже побывал на одном из австрийских курортов и готов поделиться с читателями особенностями отдыха.

Ничего не получается планировать заранее

Самая большая проблема для путешественников в этом сезоне заключается в том, что ничего нельзя планировать заранее. Например, те, кто собирался ехать на отдых в Италию, были вынуждены отменять бронировки отелей и переносить авиабилеты на более поздний срок. Страна закрылась на карантин как раз перед началом сезона катания на лыжах.

Австрия же, наоборот, перед лыжным сезоном сначала закрылась для туристов, и никто не знал, когда карантин закончится. Перед новым годом же власти открыли возможность приезда для иностранных туристов, и изголодавшиеся по зимнему отдыху граждане очень быстро раскупили все прямые билеты в Зальцбург (один из ближайших к Альпам аэропортов) на праздничные даты. Поэтому нам пришлось искать стыковочные рейсы и в этом был еще один элемент риска.

Беспокойная регистрация

Естественно, перед тем, как покупать билеты, мы изучили все правила въезда в страну не только на сайте украинского МИДа, но и на сайте австрийского правительства. А из-за того, пересадка у нас была во Франкфурте, то пришлось еще ознакомиться с правилами транзита через Германию. До 9 января Украина по немецким регуляциям находилась в "красной" зоне и въезд в страну для туристов без уважительных причин был невозможен, но транзит через свои аэропорты Германия разрешала.

И вот при онлайн-регистрации на рейс и возникла первая неожиданность. Сайт Lufthansa отказывался нас регистрировать на рейс с формулировкой, типа, "вы не имеет права воспользоваться этим рейсом из-за отсутствия разрешения на въезд в Германию". Это было 1 января и связаться со службой поддержки авиакомпании из-за выходного дня мы так и не смогли. Решаем все-таки не обращать внимания на эту надпись, собирать вещи и на следующий день ехать в аэропорт – разбираться с проблемой на месте.

Но никаких разбирательств не последовало. На стойке в Борисполе нас спокойно зарегистрировали на рейс и сказали, что из-за немецких регуляций компания не проводит "онлайн-регистраций", а делает ее только в аэропорту. Почему, об этом не написать на сайте, а пугать пассажиров запретом на перелет - это для меня осталось загадкой. Скорее всего, авиаперевозчики просто не успевают адаптировать свои сайты под постоянно изменяющиеся правила.

С 9 января Украина покинула немецкий "красный список", поэтому таких проблем при транзите через Германию быть не должно. Но, на всякий случай, будьте готовы к тому, что онлайн регистрация будет невозможна – все придется делать в аэропорту.

Коды и маски

Австрия требует от туристов свидетельства о вакцинации и ПЦР-тест за 72 часа до въезда. Естественно, у нас были вакцины, но также пришлось сделать и тесты. Самое обидное, что по прилету в Зальцбург проверяли только QR-код о вакцинации. На наши ПЦР-тесты никто даже не посмотрел.

При этом QR-код о вакцинации вам будет нужен везде – при входе в магазины или рестораны, при аренде лыжного оборудования и даже, при покупке билетов (ски-пассов) на подъемники. Если вы покупаете ски-пассы не в кассах, а в автомате, то в этом же автомате его нужно будет активировать, просканировав свой QR-код о вакцинации. Лично видел, как людей не пропускал турникет из-за того, что при покупке они не проделали эту процедуру.

Кстати, будьте готовы к тому, что QR-код проверяют на каждом шагу. Даже в огромном торговом центре, где на каждом этаже по несколько десятков магазинов и ты заходишь в следующий с пакетами покупок из предыдущих магазинов, где у тебя до этого уже все проверили, нужно будет снова показать QR-код и удостоверение личности.

Кстати, наш код в "Дія" нормально принимается в Европе, но иногда вызывает удивление у проверяющих. Поэтому его можно его трансформировать в QR-код европейского образца. Для этого достаточно сделать скрин-шот своего QR-кода из "Дія", после чего загрузить его по этой ссылке и добавить в телефон. В этом случае ваш код будет выглядеть, как у европейцев и его внешний вид не будет вызывать вопросов у проверяющих.

Еще один интересный момент - в Австрии нужно носить исключительно маски типа FFP2. Это пятислойная маска, в которой дышать в несколько раз сложнее, чем в привычных нам медицинских масках, продающихся в наших аптеках. Первую маску туристам выдает авиаперевозчик, в дальнейшем их можно купить в любом продуктовом супермаркете около касс – стоят они около 60 евроцентов за штуку.

При этом носить маски заставляют не только в магазинах, ресторанах или городском транспорте, но и в закрытых гондольных лыжных подъемниках, типа, вагончиков. Даже если лыжник катается в балаклаве, которая закрывает нос и рот, сотрудники подъемников заставляют надевать маски FFP2. Более того, некоторые подъемники имеют не одну, а несколько пересадочных станций – на них служащие заглядывают внутрь кабинок и контролируют ношение масок. Некоторых отдыхающих, по все видимости, так утомила необходимость снимать и надевать маски FFP2, что они в них и катались.

При этом на открытых кресельных подъемниках, несмотря на объявления о необходимости ношения масок, никто замечаний за их отсутствие не делал.

Ковид пережили не все

Еще один момент, который стоит учитывать при планировании путешествия – это существенное сокращение количества сервисов по аренде лыжного оборудования. Из-за того, что прошлый год на австрийских курортах не было иностранных туристов, многие небольшие альтернативные прокаты попросту закрылись.

Для тех, кто не в курсе, объясню в чем дело. Самые дорогие сервисы, предоставляющие необходимое лыжное оборудование в аренду, как правило, находятся непосредственно возле подъемника. Это максимально удобно – вы берете все в одном месте и тут же поднимаетесь на гору. Но за удобство приходится дороже платить.

Раньше на большинстве курортов можно было найти альтернативные пункты проката, которые позволяли сэкономить как минимум 20%. Но сейчас они все закрылись. В нашем случае, работал единственный прокат возле подъемника, а ближайший его конкурент находился в соседней долине и цены у них полностью совпадали.

Кстати, о ценах. Для тех, кто привык ругать Буковель за дороговизну, приведу пример. В прошлом году я в прокате возле подъемника № 1 арендовал модель лыж Salomon Race за 1200 грн на 4 дня. В Австрии на такой же срок они обошлись в 105 евро. Правда, австрийский вариант был практически новый, а украинский к тому моменту уже откатал один сезон.

Цены прокат лыжного оборудования в Австрии можно посмотреть здесь.

Еще одно интересное наблюдение - очень дорогие б/у лыжи, которые продаются в прокатах. До недавнего времени некоторые лыжники поступали следующим образом – приезжали на курорт и приобретали там б/у лыжи, которые уже отслужили один сезон за 25-30% от их первоначальной стоимости. Если вы планируете кататься неделю, то это было сопоставимо с ценой аренды такого же комплекта. В этом году все было существенно дороже - та же модель Salomon Race, которая по внешнему виду отработала минимум один сезон, продавалась в прокате за 499 евро. При том, что такие же лыжи новыми у нас можно заказать с доставкой в течение недели за 550-600 евро, а непосредственно в украинском магазине я их видел приблизительно за 700 евро. То есть, получается, что поток клиентов в лыжных прокатах сильно упал, и они уже не распродают б/у оборудование так активно и дешево, как раньше.

Транспортные особенности

Если вы, кроме лыжного курорта планируете путешествовать по стране, то желательно иметь мобильный интернет или заранее тщательно планировать поездку.

Как я уже выше писал, наше путешествие проходило через Зальцбург, и мы решили выделить один день, чтобы посмотреть город. В доковидные времена билеты на транспорт можно было купить в автоматах или у водителя. Автоматами по продаже билетов мы и пользовались - в аэропорту и на вокзале они есть. Но когда приехали в свои апартаменты, то, наутро, выйдя на улицу поняли, что автоматов ни на нашей остановке, ни на следующей - нет. Водители из-за ковидных ограничений тоже не продают билеты – передняя дверь и кабина перетянуты запрещающими проход лентами.

Пришлось покупать билеты через интернет. При этом, чтобы приобрести возможность проезда в течение 24 часов, нужно зарегистрироваться (с домашним адресом и телефоном) на сайте транспортной компании, получить от них письмо на почту, подтвердить регистрацию и только потом можно будет купить билет, который придет вам на почту. Сразу на двоих купить нельзя - они именные. С iPhone регистрация почему-то глючила и мне пришлось регистрировать отдельно себя, а потом супругу со своего телефона на Android. Заняло это минут 20 на улице – за это время мы пропустили два наших троллейбуса.

С хозяевами не пересекаешься

Жить мы предпочитаем не в гостиницах, а в апартаментах с кухней.  Это позволяет питаться привычной пищей и немного экономить. Раньше чаще всего хозяева лично встречали туристов по приезду.

Сейчас же все чаще попадаются апартаменты, где ты вообще не контактируешь с владельцами или обслуживающим персоналом. Заселение происходит или при помощи key-box (ящичек с ключами от входной двери на кодовом замке), или же сама входная дверь имеет кодовый замок. Инструкцию, как попасть в апартаменты вам присылают в приложение по аренде или в мессенджер, а городские налоги, которые обычно нужно доплатить наличкой, турист заклеивает в специальный конверт или просто оставляет на столе.

Как видите, пандемия довольно сильно изменила туристическую сферу Европы. Возможно, некоторые из этих новшеств станут со временем актуальными и в Украине.