Врожденная аномалия
29-летняя Юлия Хижавская родилась в небольшом городке Корец Ровенской области. До школы эта девушка даже не подозревала, что другие люди видят на оба глаза, да еще и различают лица и детали, а не только силуэты и тени, как она. Как позже подтвердили врачи, Юлия из-за врожденной аномалии видит только одним глазом, и то на 5%.
Юлия Хижавская: Я с этим живу с рождения - даже не знаю, что такое видеть
С детства она была уверена, что так у всех, не понимала, что это – только ее особенность. Соответственно, родителям не жаловалась – и те считали, что все в порядке. Но в школе проблема стала очевидной.
- Я с этим живу с рождения - даже не знаю, что такое видеть. Это нонсенс для окулистов, - отмечает «КП в Украине» Юлия Хижавская. – Врачи написали диагнозов на полстраницы… Они все переплетены между собой. Один из основных – колобома (аномалия, при которой нарушена целостность одной из структур глаза – радужной оболочки, сетчатки. – Авт.). Также есть плавающее помутнение, еще что-то – всего я и не помню. Проблема в том, что это не лечится. Если какая-то травма или проблема с глазами, то, скорее всего, в Украине за меня даже никто не возьмется. Операция не поможет – диагноз не один. Надежда только, что спустя десятилетия врачи что-то придумают. Медицина не стоит на месте.
Юле прописали очки – единственное, чем могли хоть как-то помочь.
В школу - между силуэтами
До класса шестого-седьмого Юлия стеснялась их носить – дети в школе и так издевались. Из-за аномалии зрачки у девушки – неправильной формы, что мигом стало предметом для насмешек. Очки надевала только на уроках, а в школу шла, как и привыкла – лавируя между проплывающими мимо силуэтами людей.
- Вот так и ходила - я лучшего никогда не знала, - объясняет Юлия Хижавская. - Я не знала, что такое «видеть». Когда впервые надела очки – у меня был шок… Я столько деталей дома увидела: соединения кабелей, ямочки на стене… Говорю: «Мама, а что со стенами?!» Она: «Так это было»... Я такая: «Да?!» Без очков оно все такое тусклое…
Очки помогли видеть одним глазом почти на 50%.
Несмотря на это, после школы Юлия выбрала ремесло, которое требует едва ли не идеального зрения – шитье. Работает швеей. Мечтала выучиться на дизайнера-модельера, но в год, когда поступала, вышла какая-то непонятка с тестами – готовилась сдавать одни, а когда приехала – выяснилось, что надо другие. Чтобы не терять год, пошла на портного-закройщика. Решила – учат тому же. Только диплом другой.
По рисованию были двойки
Сегодня Юля сама шьет платья, сама их расшивает бисером или нитками. Пишет картины – акрилом, а недавно написала первую маслом. Делает поделки из спичек, которые выставляют в местном музее. Пишет портреты. А еще – стихи.
С рождения живущая в мире теней, она научилась передавать тонкие черты и детали, оттенки куда точнее и талантливее, чем многие зрячие.
Картины и портреты пишет на заказ – недавно одно полотно уехало в Польшу. А вот спичечные произведения хранит дома – дает только в местный музей.
Заказов не так уж много – мешает скромность.
- Сначала заказывали родственники, потом девочки с работы. Они и подговорили написать, что принимаю заказы, - улыбается Юлия.
Над своей проблемой со зрением Юлия, не поверите, теперь смеется. Говорит: «Мне это не мешает!»
- Знаете, я в детстве слишком много плакала, и теперь меня уже ничем не задеть, - откровенничает девушка. - Это большая работа над собой - я долго с собой воевала, но научилась смеяться даже над этим... Решила: «Хватит плакать!» Насчет глаз меня уже никто не зацепит за живое.
Талант к рисованию у Юлии проснулся в седьмом классе – это был последний год уроков рисования в школе. До этого перебивалась с двойки на тройку по этому предмету. А потом – вдруг «пошло»…
«Не дай бог проснешься – и темнота»
Чтобы нарисовать картину или портрет, очки Юлия снимает. Говорит, так удается лучше нанести тени и передать оттенки, изобразить мелкие детали. Но холст или лист бумаги приходится держать в миллиметрах от лица.
- Когда портреты рисую, контур делаю в очках, а разрисовываю без, - объясняет художница. - Например, волоски бровей в очках я не могу нарисовать - не вижу.
Зато очки помогают лучше ориентироваться в пространстве – без них все плывет даже в метре. Но даже с ними уже в двух-трех метрах Юлию окружают расплывчатые очертания предметов и людей.
- Бог мне не дал зрения, но дал другие способности. И я всеми силами стараюсь не закапывать их, успеть как можно больше, - говорит Юлия Хижавская. - Кто знает, что там дальше будет… Хочется больше оставить после себя. Каждую ночь засыпаешь и думаешь: не дай бог проснешься – и темнота… Пугающе. Никто из врачей не дает прогнозов. Самое страшное, что ничего сделать нельзя. Главная моя мечта - чтобы как можно дольше зрения хватило. Планов много…