Адвокатский щит Порошенко. Экс-президента защищают англичане, россиянин и переселенцы из Донецка

Лидер «Европейской солидарности» тратит на адвокатов десятки миллионов гривен.

facebook.com/petroporoshenko

Нелегко приходится нынче Петру Порошенко. Активы арестованы, а по счетам надо платить. Не далее как 29 декабря за тяжбу с братьями Суркисами он выложил юристам 300 тысяч фунтов (11 миллионов гривен), а общая сумма расходов по этому иску составит 2 миллиона фунтов (около 74 500 000 гривен).

И это только одно дело! А в активе бывшего президента их свыше десяти, причем по двум он проходит не безликим фигурантом, а как подозреваемый. В прошлом году, согласно декларации, Петр Алексеевич заказывал юридические услуги на десятки миллионов гривен. В этом году ему тоже платить и платить…

«КП в Украине» собрала информацию о самых известных защитниках интересов пятого президента Украины.

Спор с братьями Суркисами: юристы-международники

Дело, недавно опустошившее кошелек Порошенко на 11 миллионов, началось зимой 2020 года. Иск к Порошенко и Гонтаревой подали Игорь Суркис и шесть аффилированных с его семьей компаний. Дело касалось 350 миллионов долларов, которые были потеряны из-за национализации ПриватБанка. Истцы обвиняли Порошенко и тогдашнюю главу Нацбанка Валерию Гонтареву в преступном сговоре с целью незаконного использования денег, которые Суркисы депонировали в «Приват» для помощи в его рекапитализации.

Интересы Порошенко в тяжбе с Суркисами представляет адвокат Кристофер Бойн – партнер крупнейшей международной юридической компании Debevoise & Plimpton LLP. Основання в 1931 году со штаб-квартирой в Нью-Йорке, Debevoise в настоящее время имеет 9 офисов на всех континентах, а общий штат составляют около 770 профессиональных юристов.

Фирма имеет в активе сотни выигранных дел, но наиболее известна своими связями с историческими событиями. Ее юристы вели знаменитое «дело Хисса» - американского чиновника Алджера Хисса, которого обвинили в шпионаже в пользу СССР, и работали от имени заключенных, которых без суда содержали на американской военно-морской базе Гуантанамо. В 2014 году адвокаты Debevoise взяли под свое крыло голливудскую звезду Лидси Лохан, когда та подала иск к производителю видеоигр Take-Two за заимствование ее образа без разрешения. Но не преуспела вместе со своими адвокатами - процесс был проигран.

Что касается непосредственно Кристофера Бойна, который работает с Порошенко, то много его дел связаны с российским бизнесом. В кейсе значится защита интересов производителя стальных труб, судебный спор «Сбербанк против ВТБ», представление интересов крупного российского банка в многочисленных судебных разбирательствах из-за финансового краха международного нефтеперерабатывающего завода, акционерный спор между компаниями «Русал» и Crispian в отношении ПАО «ГМК «Норильский никель» и так далее.

Впрочем, в личных симпатиях к России Кристофера вряд ли можно упрекнуть. Скорее речь идет о выборе клиентов, которые могут платить согласно репутации юриста. Debevoise числится в лидерах среди юридических компаний, которые дают самый высокий доход на одного своего партнера.

«Отмазать» от скандала: внутренние советчики

В 2016 году, когда возник скандал вокруг «Рошен» и создания офшорной компании, за Петра Порошенко вступилась украинская юридическая компания «Авеллум», называющая себя его советником. На самом деле действующий президент нанял эту фирму для подготовки продажи своей сладкой империи и передачи ее в «слепой траст».

Юристы не только справились с задачей, но и сумели выгородить именитого заказчика, объяснив народу, что «создание компаний в иностранной юрисдикции (читай офшора) было единственным возможным путем для передачи активов в управление авторитетной международной трастовой структуре».

С аналогичным заявлением компания выступила и в 2017 году, когда были опубликованы результаты журналистского расследования Paradise Papers («Документы из райских островов») об офшорах, где также фигурировал Порошенко.

На сайте компания «Авеллум» рекламируется как ведущая украинская юридическая фирма с ключевой специализацией в сферах финансов, корпоративного права, разрешения споров, недвижимости, налогового и антимонопольного права. Тем не менее до связи с именем Петра Порошенко она была известна только в специфических кругах.

В 2015 году компания, будучи советником Минфина, помогла реструктурировать внешний долг Украины на 15 миллиардов долларов. Услугами компании пользуются государственные и частные банки, крупные бизнес-компании и агрохолдинги. Порошенко, как видим, с советчиками не прогадал.

«Совы» и Савченко: интеллектуал

По сравнению с настоящим временем юридические проблемы Порошенко 2016-2017 гг. – это «цветочки». Сейчас посыпались такие «ягодки», что успевай уворачиваться. Нетрудно предположить, что на экс-президента работает добрая команда адвокатов. Однако на слуху только два имени.

Илья Новиков - один из самых известных игроков телевизионного клуба «Что? Где? Когда?», обладатель «Бриллиантовой совы» и двух «Хрустальных сов». Карьеру знатока в России ему пришлось закончить в связи с делом Надежды Савченко. Тогда он и стал известен в Украине как адвокат, один из трех российских защитников «узницы Кремля».

Именно Илья Новиков был создателем законопроекта, который прошел в Раде на ура под названием «закон Савченко»: два дня в СИЗО за три. И продолжал поддерживать свое детище, когда эйфория вокруг Савченко утихла, хотя в Раде стали задумываться над последствиями принятого в ее честь закона. К этому времени Новиков успел побить горшки со своими российскими коллегами, которые стали на него кляузничать.

«Новиков сначала пронес Савченко в СИЗО проект закона, впоследствии названного ее именем, а потом тайком начал решать вопрос по помощи лидеру «УКРОП» Корбану, который находился под стражей в Украине» - писал в 2016 году другой российский адвокат Савченко – Николай Полозов.

Впрочем, ни козни бывших друзей, ни обвинения в подыгрывании Кремлю на реноме Новикова не повлияли. Кроме Савченко, он стал известен как участник защиты Николая Карпюка, Станислава Клыха, капитана катера «Бердянск» Романа Мокряка и других украинцев, которых называли политическими заключенными.

В 2016 году Илья Новиков решил связать свою карьеру с Украиной и стал первым иностранцем, который получил у нас лицензию адвоката. Он даже заявлял о намерении получить украинское гражданство, поскольку его бабушка является уроженкой Запорожской области.

В 2017 году Новиков стал одним из соучредителей адвокатского объединения Barristers, среди клиентов которого Надежда Савченко и Владимир Рубан (дело о терроризме), Неля Штепа, Илья Кива, Владислав Мангер (дело об убийстве Катерины Гандзюк), Геннадий Корбан, мэр Киева Виталий Кличко и другие известные и очень разноплановые личности.

Политическое преследование: «акула» правозащиты

Ведущую роль в делах, связанных с Петром Порошенко, ведет Игорь Головань. Адвокат с менее яркой биографией, но с большим жизненным и юридическим опытом. Его выступления на пресс-конференциях кажутся эмоциональными и простодушными. Но за этим кроется тонкий расчет.

В практике адвоката Игоря Голованя немало интересных и резонансных дел. В 2012 году он одержал победу в Европейском суде по правам человека по делу «Головань против Украины», получив 10 тысяч евро компенсации.

Речь шла об обыске в квартире, которая использовалась как адвокатский офис. Правоохранители занимались делом о неуплате налогов фирмой, чье юридическое сопровождение осуществлял Игорь Головань. В своем жилье он хранил документы компании.

За несколько лет до этого Игорь Головань выиграл дело в Конституционном суде Украины о праве на правовую помощь. Речь шла о том, чтобы с адвокатом можно было приходить в налоговую инспекцию, санэпидстанцию, прокуратуру, СБУ…

Сам Игорь Головань родом из Донецка, в Киев вместе с фирмой переехал из-за событий 2014-го. В его багаже - комплексная защита бизнеса, налоговые и инвестиционные споры, уголовные дела, международный арбитраж и так далее.

С Петром Порошенко адвокат и его компания стали работать, как только над экс-президентом нависла угроза уголовного преследования.

Сегодня Игорь Головань - главный комментатор всех дел, которые связывают с его подзащитным. И неизменно придерживается позиции о политическом преследовании Петра Порошенко.

Из истории вопроса

С 2019 года было открыто более 20 уголовных производств, в которых фигурирует имя Петра Порошенко. По словам генпрокурора Ирины Венедиктовой, 17 дел открыл ее предшественник Руслан Рябошапка, а 4 - она лично.

Ряд дел уже закрыты, но по двум Порошенко реально проходит подозреваемым. Это производство о нарушениях при назначении первого заместителя главы Службы внешней разведки Сергея Семочко. И последнее дело о государственной измене и содействии терроризму: торговля углем в «ДНР» и «ЛНР» в 2014-2015 гг. Мера пресечения должна избираться после того, как Порошенко вернется в Украину.

Сам он обещал, что это случится 17 января.