Приглашали в Украину
В его родном городе Житомире этот день начался с возложения цветов к памятнику конструктору. С самого утра двери Музея космонавтики в Житомире открыты для всех – в честь этой даты подготовили новую выставку и нашли старые кинохроники с Сергеем Королевым. Среди них – кадры с Никитой Хрущевым в Крыму, экзамен Юрия Гагарина и пленки с Байконура.
«КП в Украине» связалась с внуком легендарного конструктора, профессором, доктором медицинских наук и хирургом Андреем Королевым.
- Андрей Вадимович, как у вас принято отмечать этот день?
- Отмечаем традиционно: есть целая церемония, которая существует уже больше 50 лет с момента смерти дедушки, – это возложение цветов и награждение молодых ученых. Возложение цветов традиционно начинается в городе Королев на ракетно-космической корпорации «Энергия», где он работал и которую он создал и возглавлял, потом – возле нескольких памятников, на Аллее космонавтов и возле Кремлевской стены, где захоронена его урна с прахом. В этот же день разные торжественные мероприятия проходят в других местах: в техникумах, университетах, школах, которые носят имя Сергея Павловича Королева. По телевизору показывают очень много фильмов, посвященных ему. Эта дата хоть и промежуточная, но все равно важная, и очень приятно, что пресса дает возможность людям вспомнить об этом великом человеке.
- А семейные, личные традиции празднования дня рождения Сергея Павловича у вас есть?
- Мы всегда приглашали домой всех людей, которые его знали и с ним работали, – понятно, что их становится все меньше и меньше в силу объективных причин, и устраивали дома застолье с воспоминаниями о Сергее Павловиче. Эта традиция существовала много-много лет, и только, к большому сожалению, вот эта вся сложная пандемическая история ее вынудила прекратить.
- Вас приглашают в мировые музеи, другие места за границей, связанные с космонавтикой?
- Приглашают, конечно, и в Украину, и в Германию. Но мы в силу понятных причин не можем никуда уезжать. И пандемия, и участие в торжественных мероприятиях здесь мешают это сделать.
Орбитальный модуль и лунная станция
- Если пофантазировать, какому подарку обрадовался бы Сергей Королев? Что бы его порадовало?
- Он бы очень порадовался ракете новой конструкции и, безусловно, полету человека к Луне или к Марсу. Если бы удалось создать лунную станцию. Скажем, кратковременные лунные станции, на несколько дней, существовали, но долговременной лунной нет. К этому только движется человечество.
Международная космическая станция существует - очень большая, и это очень бы обрадовало Сергея Павловича Королева. Я не думаю, что он был каким-то завистником, он всегда ратовал за прогресс. МКС есть, она работает, и весьма эффективно и полезно, и даже экономически оправдана.
А что касается следующих шагов - это должен быть лунный орбитальный модуль, лунная станция и полет к Марсу, для которого лунный модуль необходим в качестве промежуточной площадки для сборки ракеты. Потому что прямо с Земли отправить ракету к Марсу довольно сложно - требуется довольно большой полетный вес и большой запас топлива, и лучше это аккумулировать на орбите, а потом с орбиты Луны, например, отправлять к Марсу.
Полет на Марс - это возможно, и такой план озвучен. Еще во времена дедушки его озвучивали - что надо создать на лунной орбите некую лунную станцию, которая поможет создать большего размера корабль, привезти адекватное количество горючего и тогда уже, собрав ракету там, отправить ее к Марсу.
Скромный праздник на 12 человек
- А как Сергей Павлович любил отмечать день рождения? Или он не любил праздники?
- Вот я буквально сегодня в доме-музее, где он жил до самого последнего дня, когда он уехал на операцию, с которой уже не вернулся, внимательно рассматривал список гостей, которых он пригласил на свое 55-летие. Я поразился краткости этого списка - там были только самые-самые близкие друзья, практически не было родственников. Они собирались отмечать дома – 12 приглашенных, включая хозяев. Там был Келдыш Мстислав Всеволодович, тогдашний президент академии наук - они очень тесно дружили, он был очень умный, интеллигентный, симпатичный человек. Они вместе работали над разными проектами.
Там же - классические записки хозяйки, его супруги Нины Ивановны, которая отмечала галочками, что она задумала, что уже сделано и стоит на столе. Это бытовые записки - что поставить на стол, сколько пирожков, какие салаты, какие овощи, какие фрукты.
Интересно, что в музее сохранился сервиз, которым они пользовались в последние годы, - абсолютно оригинальный, и он сейчас в рамках новой экспозиции стоит на столе ровно в том виде, в котором оставили его хозяева дома, Королевы.
- Это было скромное торжество по тем временам или с размахом?
- 12 человек дома – конечно, это скромное. Существует одна такая легенда, полулегенда, что он хотел отметить 50-летие с несколько большим размахом, но 50-летие пришлось на 1957 год. Это было до запуска спутника - его запустили 4 октября 1957 года, а дедушка родился 12 января 1907 года. Он получил запрет на широкое празднование из Министерства обороны… Честно говоря, я сегодня впервые услышал об этой истории - еще требуется ее проверка.
Папа из-за отказа от фамилии не обиделся
- В нашей традиции принято, что дети берут фамилию отца. Как в вашей семье этот вопрос решился – не было претензий со стороны вашего отца по поводу фамилии? У вас же фамилия матери.
- Не было претензий никаких, это уже были такие времена, когда можно было брать любую фамилию. Может, это не было очень просто. Но поскольку моя мама - единственная дочка Сергея Палыча Королева, Наталья Сергеевна, то, естественно, семья хотела, чтобы фамилия осталась в роду. Мы тоже этого желали с братом, фамилия нам досталась через маму. Сейчас это вообще в норме вещей, есть масса людей, которые носят фамилию мамы или девичью фамилию. Никакого нарушения в этом не вижу.