Над самой старой роженицей Украины - 75-летней Валентиной Подвербной из Чернигова снова нависла угроза потерять дочь.
Ныне живущая в Израиле уроженка Харькова Оксана Спектор подала иск с требованием признать ее матерью 10-летней Анны-Марии, которая была зачата методом искусственного оплодотворения.
В Новозаводском районном суде Чернигова уже прошло подготовительное заседание. Иск принят к рассмотрению, слушание дела по сути назначено на 12 января. Все должна решить генетическая экспертиза, но… за Валентиной Подвербной оставлено право от нее отказаться.
Что говорит в таких случаях закон и что известно о беспрецедентной тяжбе, выясняла «КП в Украине».
Нет смысла в нарушении, когда есть донорский банк
Завязка этой истории может послужить сюжетом для мелодрамы. В начале 2021 года Оксана Спектор просматривала передачу о ребенке, рожденном от самой старой украинской мамы, и, как говорится, сердце екнуло. Анна-Мария показалась Оксане до боли похожей на ее родную дочь, да и на других родственников тоже. Даже болезни девочки, о которых говорили с телеэкрана, якобы совпадали с наследственными.
Женщина вспомнила, как оставляла в Украине на хранение свои яйцеклетки, и заподозрила, что их могли использовать в качестве донорских для 65-летней Валентины Подвербной в 2011 году.
По крайней мере, так история выглядит со слов адвоката Сергея Вольфовского, который защищает интересы Спектор. Где хранились яйцеклетки, юрист не говорит, ссылаясь на нежелание клиентки разглашать подробности.
Тем временем известно, что ребенка Валентина Подвербная зачала в столичном Институте генетики репродукции. «КП в Украине» обратилась туда за комментарием, но отклика мы пока не получили.
- Программа донорства яйцеклеток сродни программе донорства спермы. Женщина сдает свой биоматериал и подписывает разрешение на его использование. Но если клетки сдаются на хранение, то это частная собственность, врачи не имеют права ею распоряжаться, - говорит эксперт по медправу Андрей Швец. - Теоретически можно предположить, что для подсадки использовались клетки из банка хранения, технически это просто сделать: взять, и все. Но в каждой клинике должен быть донорский банк, и нет смысла идти на нарушение, которое может вскрыть генетическая экспертиза.
На проведении экспертизы ДНК и будет настаивать Оксана Спектор. Исходя из решения Новозаводского районного суда Чернигова, в иске содержатся требования признать ее матерью девочки и внести изменения в актовую запись о ее рождении. Требований передать Анну-Марию на воспитание нет. Или пока нет…
От героини до изгоя
Материнство Подвербной - это путь от славы до скандалов. Когда стало известно, что 65-летняя пенсионерка семь лет копила деньги на зачатие, питаясь одной картошкой и черным хлебом, общество умилялось, плакало и рукоплескало. До Валентины столь поздние роды были только у двух женщин на планете!
Став героиней Книги рекордов Украины, получив тысячи поздравлений и восторгов, Подвербная неожиданно стала объектом пристального внимания и недоумения. Она охотно брала помощь, но никого не пускала к себе на порог. Оберегала дочь от чужих глаз, даже врачей и соцработников, не давала девочке играть с детьми, когда та стала подрастать, и даже не хотела отдавать в школу.
Жители Чернигова возмущались, что в стужу и в жару пенсионерка слишком сильно кутает дочь, что девочка мало двигается, плохо говорит, зато хорошо слышит нецензурную брань, которой заботливая мама награждала не угодивших ей прохожих.
Вопрос о лишении Подвербной материнских прав активисты поднимали несколько раз. В 2020 году даже написали жалобу в Минсоцполитики, что пенсионерка использует дочь для попрошайничества.
Правда, в полиции такие факты не подтвердили, и служба по делам детей встала на сторону мамы.
- Валентина Подвербная гипертрофированно любит дочь, но это не повод, чтобы отбирать у нее ребенка. Девочка вовремя пошла в школу, находится под наблюдением врачей. За мамой и дочкой смотрят социальные службы, семья на постоянном контроле у местных властей, - сказали тогда «КП в Украине» в Черниговской облгосадминистрации.
Сейчас позиция чиновников не изменилась.
- Семья остается на контроле, жалоб на маму нет, - говорят в службе по делам детей Черниговского горсовета. - Мама исполняет свои обязанности насколько может. Нет оснований говорить о том, что ее нужно лишать прав на ребенка.
Предстоящий суд в мэрии комментировать отказываются. Да и правда, не их это вопрос.
Отказ не в пользу стороны
О том, что пережила Подвербная, узнав о претензиях чужой женщины на обожаемую дочь, можно только догадываться. С журналистами Валентина не общается, на подготовительное заседание суда не пришла. Адвокат Валентина Роговец, которая представляет интересы Подвербной, тоже отказалась от комментариев, пока не уточнит позицию с клиенткой. Но согласилась ответить на вопрос, что будет, если суд все-таки назначит ДНК-экспертизу в этом необычном деле.
- Моя клиентка имеет полное право отказаться, чтобы ее дочь подвергали экспертизе. Это в уголовном процессе процедура по решению суда может быть принудительной, а в гражданском деле не может, - сказала юрист.
Значит ли это, что Анна-Мария наверняка останется с мамой? Нет, загадывать нельзя.
- В гражданском кодексе записано, что если сторона уклоняется от проведения экспертизы, то это свидетельствует не в ее пользу, - говорит специалист по семейному праву Кирилл Фесенко. - У меня было похожее дело: мужчина, опираясь на сходство, настаивал на своем отцовстве, а женщина протестовала. Она отказалась приводить ребенка на экспертизу, и суд признал истца его отцом.
Правда, в этом случае между сторонами спора была физическая близость. В нашем деле аргументов у «второй» мамы Анны-Марии, кроме внешности, вроде бы нет. Но нигде и не написано, что они должны быть…
Все прояснится на суде, который планируется открытым и обещает быть громким.