Народный депутат Инна Совсун: Когда в учебниках мама на кухне, а папа в гараже, вырастают люди с дикими взглядами

Что изменит законопроект о качестве образовательной литературы.

Соколовская Инна / УНИАН / facebook.com/sovsun.inna.

"Киев основали в XIX веке, тогда же были построены Киево-Печерская лавра и Софийский собор", - считают авторы одного из учебников для 3-го класса. В другие учебники пролезла прямая реклама: марка воды и даже лекарственных препаратов.

Почему в школьных учебниках встречаются несуразицы, кто виноват и что делать, "КП в Украине" рассказала народный депутат от "Голоса", одна из авторов законопроекта о качестве образовательной литературы Инна Совсун.

Лженаучные советы, опасные для здоровья

- Инна, что происходит со школьными учебниками? Речь идет не об опечатках, а о вопиющих ошибках, и не об одной или двух ошибках, их же поток…

- Учебники - это показатель того, что происходит в системе образования в целом. А происходит там вот что… Самый скандальный кейс последнего времени - сода, которой составители учебника по химии для 9-го класса советовали лечить рак. Тут же предлагается использовать хозяйственное мыло для лечения ран, воспалительных процессов кожи, грибковых заболеваний ногтей. Авторы учебника считают, что мытье волос хозяйственным мылом помогает бороться с перхотью, которая возникает в результате сухости кожи головы. Мылом советуют протирать область ожога, а мыльный раствор якобы лечит насморк на начальной стадии.

Осталась идея пить лимонный сок с повышенной кислотностью желудка.

Что это такое?! Это далеко не единичные случаи потенциально опасных для здоровья советов! Родители регулярно скидывают мне подобные несуразицы.

- Расскажите, что еще находили?

- Например, в некоторых учебниках утверждаются стереотипные и дискриминационные модели поведения. В частности, в отношении женщин. Например, в учебниках по охране здоровья пишут: если произошло изнасилование, то виновата девочка, которая носила короткую юбку или платье. Вместо того, чтобы учить детей не трогать другого человека без его согласия, девочкам советуют отказаться от косметики и сидеть дома по вечерам. Мол, если девочка вышла на улицу вечером, она сама виновата. Это абсолютно неприемлемая позиция для меня как для женщины и педагога. Вместо этого следовало бы говорить о нормальном поведении и принципах согласия, а не заниматься Victim blaming ("обвинение жертвы". - Авт.).

Сегодня наши учебники описывают стереотипные гендерные роли. Даже в учебниках математики в условиях какой-нибудь задачи мама традиционно занимается пирожками, а папа ремонтирует машины. В реальной жизни какая-нибудь мама может заниматься автомобилями, а папа при этом прекрасно готовит. Казалось бы, мелочи. Но когда ребенок всю школьную жизнь пребывает в подобных стереотипах, вырастают люди с дикими взглядами.

Я уже молчу о том, что в учебниках не присутствуют семьи, в которых мама и папа проживают порознь. А ведь многих детей воспитывает один родитель.

- "КП в Украине" писала и о фотожабе с Киану Ривзом в учебниках по истории…

- Это еще один блок проблем - фактические ошибки. В учебниках математики могут написать неправильные ответы, в пособиях по истории - неверно указать дату того или иного события.

Визуальное оформление учебников также оставляет желать лучшего. Глядя на книги, по которым приходится учиться детям, я понимаю, что они выглядят так же, как учебники, по которым в 90-х училась я. Для сравнения возьмем книги в магазинах - яркие, с красивыми иллюстрациями, такие приятно держать в руках, интересно рассматривать картинки. Вместо этого школьники пользуются скучными учебниками с картинками советских времен или ранних 90-х. А потом мы удивляемся, что у детей пропадает интерес к обучению.

Многие родители хотели бы отвлечь детей от гаджетов, чем-то их заинтересовать. Учебники, которые существуют сегодня, с этой задачей справиться не могут: они не привлекают внимания и не интересны детям. Конечно, каждая из перечисленных проблем требует индивидуальных мер реагирования.

На учебники выделяют 300 млн гривен

- Но почему у нас плохие учебники?

- Этому есть несколько причин. Первая - коррупция на уровне экспертизы.

Вторая - ограниченное количество средств, которые выделяют на образовательную литературу. Создать за имеющиеся деньги классные учебники просто невозможно.

В институте нам говорили, что исправить ситуацию нельзя, поскольку это слишком дорого. Ну что значит дорого? На учебники выделяют 300 млн гривен. На фоне 20 млрд гривен на дороги это совсем немного. Если увеличить сумму в 2 раза, будет 600 млн гривен, их уже хватит. Просто Институт модернизации содержания образования (ИМСО) никогда не пытался просить дополнительные средства на образовательную литературу.

- В конце прошлого года Верховная Рада приняла закон о качестве образовательной литературы под вашим авторством. Поможет?

- Законопроект я подавала 3 раза. В первый раз - 1,5 года назад, потом его перерегистрировала и снова повторяла эту процедуру. Приняли его далеко не сразу. Между первым и вторым чтением продолжались бурные дискуссии. Особенно мы спорили с Институтом модернизации содержания образования, который формально отвечает за учебники.

Чтобы разобраться, зачем нужен законопроект, необходимо объяснить нашу историю отношений с ИМСО. Наши переговоры всегда были эмоционально насыщенными: ИНСО настаивал, что у них все отлично работает, так как они придерживаются правил. Но проблема в том, что, несмотря на правила, учебники все равно выходят плохими!

К ИМСО есть немало вопросов. Закупка учебников - наибольшая статья закупок Министерства образования, а там, где крутятся большие деньги, - максимально благоприятные условия для коррупции.

Мы рассчитывали, что институт расформируют либо кардинально переформатируют его работу. При Гриневич (министр образования и науки в 2016-2019 гг.) его не смогли ликвидировать из-за массы политических причин. В это время был создан альтернативный Институт развития образования. Функцию экспертизы учебников они должны были взять на себя.

Это была хорошая идея - создать институт с нуля и набрать людей на новых принципах. Однако после того, как министром образования и науки Украины стал Шкарлет, он вернул весь функционал, связанный с экспертизой учебников, в ИМСО и поставил главой института человека, которого в 2014 году увольняли из-за коррупции. После этого назначения я поняла, что другого пути решить проблему, кроме как инициировать законопроект о качестве учебников, нет.

Новый закон - "страшилка для издателей"

- Что предусматривает новый закон?

- Четко установлены критерии, которым должен отвечать учебник.

Первый критерий - научность. История про соду и рак нам очень помогла: с тем, что это глупый и потенциально опасный для здоровья совет, никто поспорить не мог.

Второй критерий - отсутствие дискриминационных высказываний. Он относится не только к женщинам и мужчинам. Принцип недискриминационности также распространяется, например, на то, что в учебнике должны быть представлены дети с инвалидностью. Сейчас их там нет, и это - дискриминация.

Третий критерий - принцип академической доброчестности: нельзя иллюстрировать учебник картинками из интернета, не соблюдая авторских прав. Нельзя переписывать целые куски чужих текстов - это неуважение к интеллектуальной собственности.

Четвертый критерий - принцип возрастного соответствия.

Кроме того, согласно новому закону учебники будут проходить апробацию.

- Что такое апробация?

- Апробация означает, что нельзя просто прислать электронную версию учебника и попросить провести экспертизу. К тому же учебник проверяет 1-2 эксперта. Задача специалистов - оценить, как будут воспринимать учебник дети. Нужно понимать, что это почти невозможно. Даже лучшие эксперты не смогут дать адекватную оценку: для этого по учебнику нужно проучиться хотя бы год.

Например, вышел новый учебник. Возьмите 10 школ по Украине разного типа с разным уровнем подготовки и посмотрите, смогут ли дети по нему учиться, какие отзывы оставляют педагоги и родители. За один год все прояснится.

Кроме того, мы считаем, что каждый учебник должен иметь электронную версию. Не просто отсканированный ПДФ-файл, а отдельный документ, в котором можно выполнять задания. Это особенно актуально в ситуации дистанционного обучения. Не все дети хотят и должны тягать за спиной тяжелые книги. Иногда проще взять планшет и пользоваться им во время урока.

Также в законе есть следующая норма - все участники образовательного процесса могут пожаловаться на качество учебника. Например, на мелкий шрифт либо фактические ошибки.

- А сейчас нельзя жаловаться?

- Вы и сейчас можете написать письмо в Министерство образования, однако оно не обязано на него реагировать и проводить новую экспертизу. Вам что-то формально отпишут, но ничего исправлять не будут.

Новый закон должен сработать как страшилка для издателей. Если будут найдены какие-то ошибки, то понадобятся дополнительные траты на экспертизу. Кроме того, если новая экспертиза докажет, что учебник не отвечает перечисленным выше критериям, то учебники будут запрещены и изъяты из школ.

Почему это важно? Мы говорили про скандал с учебниками про соду. Угадайте, что с ними случилось после? Учителям поступило письмо с заданием заклеить сомнительную часть текста!

Если сейчас текст можно просто заклеить, то по новому закону такие учебники нужно изъять.

- Понес ли кто-то ответственность за допущенные ошибки? Кто будет отвечать за них в дальнейшем?

- Пока никто из авторов или издателей учебников ответственность за допущенные ошибки не понес. Тот самый учебник про соду переиздали, скандальную часть текста действительно убрали, однако все остальные глупости, которые там были, оставили.

Но тут нужно понимать, где лежит ответственность. На самом деле за ошибки отвечают не авторы, а издательства: именно они подают учебники на рецензию. Но максимальная степень ответственности лежит на тех, кто ставит гриф "Рекомендовано для использования Министерством образования и науки Украины".

В будущем издательства будут знать, что они понесут убытки из-за некачественной образовательной литературы.

ДОСЬЕ

Инна Совсун родилась 21 сентября 1984 года в Харькове. Магистр политологии КНУ им. Тараса Шевченко. В 2006-2007 гг. училась в Лундском университете (Швеция), получила степень магистра по европейской политике.

С 2014 по 2016 год работала заместителем министра образования и науки Украины Сергея Квита.

Народный депутат Украины 9-го созыва. Член Комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций.

Замужем, воспитывает сына.