2021 год был отмечен рядом важных событий в мировой политике, которые к тому же будут иметь дальнейшее продолжение в геополитике. Тенденции, которые появились в этому году, определят всю картину дальнейшего расклада сил в мире. И к сожалению, он будет основан на конфронтации основных мировых игроков, которая только усилится. «КП в Украине» собрала основные «маяки» геополитики уходящего года.
Оставила Германию с ворохом проблем
В 2021 году мировую политику покинула глава лидера Европы - Германии -Ангела Меркель, которая была более чем полтора десятка лет во главе этой страны-локомотива ЕС. При этом она ушла, как принято говорить, не на мажорной ноте, а с целым ворохом нерешенных проблем и на волне растущего разочарования немцев в эффективности как своей личной политики, так и политики христианских демократов.
Немцы винят Меркель в нерешенном кризисе мигрантов и его разнообразных последствиях, включая рост преступности и ксенофобии, а также в разбалансировке системы социальной помощи, в растущей безработице и других неприятных для рядовых немцев вещах.
Меркель также не смогла довести Минские соглашения, гарантом которых она являлась в рамках «нормандской четверки», до мира в Донбассе. Зато она успешно пролоббировала российский проект «Северный поток - 2», который дал Москве большой козырь в спорах с Украиной и ее западными союзниками.
Новое германское правительство Олафа Шольца намерено продолжить политику Меркель по Донбассу. «Сейчас дипломатия Шольца будет направлена на то, чтобы посадить все конфликтующие страны за круглый стол, лучше всего в Берлине. Его поддерживает в этом начинании Макрон, тот тоже не против того, чтобы сделать это все вместе как можно скорее», - считает немецкий политолог Александр Рар.
Стратегическое противостояние США и Китая стало неизбежным
В уходящем году США столкнулись с ситуацией, когда они не могут однозначно вернуть себе статус глобального гегемона, и им придется делить его с Пекином. На это же претендует и Россия. Поэтому Вашингтон и пытается наладить отношения с европейскими союзниками для сдерживания Китая.
Со своей стороны Пекин, который раньше предпочитал избегать глобальной экспансии, теперь настроен на более жесткую линию в отношении с США. В этом ему помогает то, что он сильно включен в мировую торгово-финансовую систему. Элементы конфронтации усиливаются, идут разговоры о новой холодной войне. В Китае обвиняют в этом Америку.
пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung.
А ведущий эксперт теории международных отношений Джон Миршаймер считает, что США своими руками взрастили своего опаснейшего конкурента – Китай. Алчность американских компаний, которые из-за дешевизны китайской рабочей силы разместили в этой стране свои предприятия, привела к тому, что Соединенные Штаты усердно помогали КНР развиваться. Вместо того, чтобы еще в 1990-е начать препятствовать его росту и тормозить китайскую экономику. И теперь стратегическое противостояние, вплоть до возможного военного столкновения, например, вокруг Тайваня, практически неизбежно.
«Зеленое» европейское будущее
2021 год стал годом серьезных экологических тенденций. Евросоюз стремится повысить свою значимость в мировой политике, и одна из идеологических основ ЕС - «зеленая сделка», согласно которой к 2050 году Европа должна стать климатически нейтральным континентом.
Главный локомотив этой политики – Германия. Именно ее «зеленый» курс, по мнению экспертов, определит новый экономический и экологический ландшафт ЕС. Германия стремится стать законодателем в новой «зеленой» экономике с тем, чтобы к немецким рекомендациям прислушивались не только Китай и Россия, но и США. Плюс к этому на выборах в Бундестаг большую поддержку получили «зеленые».
Возрождение Талибана и фиаско США
Одним из трендов уходящего года стал провал американской внешней политики в Афганистане и вторичный приход к власти движения «Талибан». 20 лет усилий американцев и несколько триллионов долларов, потраченных на эту страну, «сгорели» даром. 300-тысячная афганская армия, созданная американцами, сдалась перед 60 тысячами талибов.
Афганистан, как и прежде, вновь стал полем геополитического боя между региональными державами. За влияние на него борются Китай, Турция, Пакистан, Россия, Арабские Эмираты и ЕС. Сами талибы демонстрируют известную гибкость и готовность как минимум на уровне слов и публичных жестов соответствовать общепринятым стандартам политеса.
Пандемия стала фактором геополитики
В 2021 году пандемия перешла из острой фазы в хроническую, и окончательно стало понятно, что в мире закончилась экономическая и политическая глобализация. Новым инструментом влияния в 2021 году стали вакцины от коронавируса. Первенство в разработке вакцин от коронавируса и готовность предоставить вакцины другим странам позволяют стране зарекомендовать себя технологическим лидером в наиболее актуальной области фармацевтики и биотехнологий. Кроме того, глобальная вакцинация стала хорошим способом заработать на мировом рынке.
Украина из субъекта превратилась в объект торгов
В нашей стране главными маркерами уходящего года стали несколько событий и тенденций. Это то, что Минские соглашения зашли в тупик и возникла угроза полноценного российского вторжения в Украину.
Заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд заявила, что переговоры по Донбассу зашли в тупик. Но она отметила, что Соединенные Штаты Америки могут сыграть вспомогательную роль в урегулировании конфликта на Донбассе. «Переговоры зашли в тупик, и обе стороны делают все для того, чтобы микроэлементы затягивали обсуждение крупных элементов. Хочет ли Путин действительно вернуть Донбасс? Мы не знаем, но мы верим в это и думаем, что США могут сыграть вспомогательную роль, как мы это делали раньше», - отметила Нуланд на Киевском форуме по безопасности.
Переговоры зашли в тупик, и обе стороны делают все для того, чтобы микроэлементы затягивали обсуждение крупных элементов
Газета Washington Post со ссылкой на «просочившийся» документ из американской разведки сообщила, что Россия готовит наступление на Украину, в котором будет задействовано 175 тыс. военнослужащих.
Еще одним трендом украинской политики стало то, что судьбу Украины начали решать за ее спиной. Россия потребовала от США закрыть для Украины и Грузии путь в НАТО. Формально ей в этом отказали, а фактически закулисные переговоры об этом не прекращаются. Об этом можно судить по телефонным разговорам президентов Джо Байдена и Владимира Путина. На словах президент США демонстрирует жесткость в отношении Москвы, а на деле в НАТО заявляют, что там нет консенсуса по поводу вступления Украины. Значит, российский ультиматум действует на западных партнеров Киева.
Мнение экспертов
Алексей Якубин, политолог:
- Очевидный тренд мировой геополитики уходящего года - это усиление Китая и его конфликт с США. Причем часть Запада готова договариваться с Пекином. Далее – это попытка США выстроить коалицию из союзников против Китая, в том числе и желание Байдена перезагрузить отношения с Россией.
Что касается Украины, то тут можно отметить регионализацию, то есть сужение интереса к ней со стороны крупных мировых игроков. Наглядно это показала «Крымская платформа», которую проигнорировали мировые лидеры и посетили только ближайшие соседи Украины. И да, сама Украина стала уже не субъектом, а объектом торгов. Что же касается Минского процесса, то он зашел в тупик, но к концу года благодаря общению Байдена и Путина начались какие-то движения на этом направлении.
Вадим Карасев, политолог:
- В числе украинских трендов стоит отметить санкционную политику против медиаресурсов отдельных политических сил. Год назад они начались и теперь опять продолжились. Президент Владимир Зеленский своим указом ввел решение СНБО по санкциям против компаний, которые владеют телеканалами «Перший незалежний» и UkrLive, созданных на базе ранее закрытых каналов «112 Украина», NewsOne и ZIK. А сам СНБО превратился из совещательного органа в главный институт исполнительной власти.
Следующий тренд внутри страны – это перераспределения медийного рынка. Для того, чтобы сконцентрировать медийные ресурсы на новый избирательный цикл, на парламентские и президентские выборы. Еще один тренд - увлечение политикой в ущерб экономики, из-за чего получаем серьезное социальное напряжение и инфраструктурные кризисы.
Кость Бондаренко, политолог:
- Главный геополитический тренд уходящего года – это окончательное закрепление триполярного мира - США, Китай и Россия. США вынуждены были признать, что их гегемония в мире завершилась. Вторая ключевая тенденция уходящего года – это все учащающееся балансирование на грани войны и мира. Вокруг Тайваня, Украины - постоянные сообщения о возможной российской агрессии и прочее.
Что касается Украины, то здесь в этом году произошла авторитаризация власти и схлопывание демократии. И второй момент – смена ключевых западных союзников Киева. Если раньше это были США, то теперь стала Британия.