Год назад Фонд сохранения культурного наследия художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко («АРВМ») «потерял» одно из своих самых любимых полотен «Влюбленные». Недавно работу «нашли» - отреставрированная картина появилась на закрытой выставке Людмилы Березницкой под авторством… художника Виктора Зарецкого.
«КП в Украине» разбиралась в скандальной истории вместе с председателем «АРВМ» Ксенией Кравцовой.
«Лав стори» длиной во всю жизнь
У картины «Влюбленные» есть своя история, благодаря которой ее так ценит фонд. Художники Ада и Владимир познакомились еще в институте. Летом отправились практиковаться на Север. Вместо мест потеплее выбрали холодную тундру, чтобы пообщаться с людьми, которые живут в чумах. На Севере художники прожили около 7 лет. А в 1959 году в поселке Кара Ненецкого автономного округа создали большую совместную работу, которая сегодня стала причиной скандала.
Тогда Владимир еще не знал, что он и Ада полюбят друг дргуа. Просто однажды девушка попросила, чтобы напарник ей попозировал, а она его написала. Когда портрет юноши был готов, он нарисовал ее. По окончании работы Ада дала картине название «Влюбленные».
Когда Владимир увидел название, воскликнул:
- Так это же мы с тобой!
- Конечно, это мы с тобой. Я назвала нашу работу «Влюбленные», - ответила Ада и улыбнулась.
- Эта «лав-стори» и портрет, когда персонажи писали друг для друга, очень нам дороги, - рассказывает Ксения Кравцова. - С тех пор Рыбачук и Мельниченко никогда не расставались, хотя так и не расписывались в ЗАГСе.
После этой картины влюбленные подписывали все свои работы инициалами АРВМ. Даже тогда, когда трудились порознь.
- Они всегда и везде были вместе. Жили в одной мастерской. С самого института не расставались. Ада умерла 11 лет назад, а Владимир, как и прежде, продолжает подписывать свои картины инициалами АРВМ, - продолжает наша собеседница.
Все последующее творчество влюбленных художников – живопись, графика, скульптуры - было совместным, включая такие монументальные работы, как «Стена Памяти» (картина в камне на Байковом кладбище, – Ред.) и мозаика в холле киевского «Дома пионеров».
- Они друг друга так любили! Это отражалось в их творчестве. Поэтому исчезновение автопортрета художников мы восприняли очень болезненно, - огорченно вздыхает Ксения.
«Ваша картина исчезла»
Когда Ада и Владимир вернулись в Украину, они оставили свою работу в мастерской Союза художников: в собственной мастерской настолько большое полотно - 4 на 2,5 метра - художники хранить не могли.
- Это было бы возможно, если бы Владимир снял работу с подрамника, однако художник считал, что без него картина может испортиться. Поэтому даже с Севера в Украину он перевозил ее в раме, - рассказывает Ксения. - Примерно год назад мы с Владимиром приехали в мастерскую Союза художников, строили планы, как перевезти работу. И тут нам позвонили и сказали, что картина исчезла. Остался только подрамник. Владимир думал, что его работу порезали на холсты, а мы уверяли, что это исключено: работа уникальная и очень сильная - с ней не могли так обойтись. Мы понимали, что рано или поздно мы снова ее встретим.
После пропажи сотрудники фонда «АРВМ» сразу написали заявление в полицию, однако правоохранители отнеслись к проблеме несерьезно.
- Нам говорили: «Ну где мы будем ее искать?». В итоге, никакого дела открыто не было, - уверяет наша собеседница. – Весь год мы отслеживали выставки, аукционы, галереи. И вдруг обнаружили нашу работу на фото – отреставрированную, с подписью другого художника – Виктора Зарецкого. Это была частная галерея Людмилы Березницкой, закрытая выставка, предназначенная для узкого круга людей.
Не хотели поднимать скандал
Чтобы решить ситуацию мирно, представители фонда «АРВМ» обратились к Людмиле и Евгению Березницким с предложением встретиться и поговорить. Однако продуктивного диалога не вышло.
- Мы не хотели никого обижать: люди имеют право на ошибку. Особенно в таких условиях, как у нас – рынок наполовину «черный», наполовину «белый». Не все работают с документами. У нас можно купить работу и даже не знать, что ты приобрел, - говорит Кравцова. - Мы обратились лично к Березницким и сказали: «У вас оказалась наша работа под другим авторством. Давайте встретимся, поговорим». После были встречи и переговоры, которые ничем хорошим не заканчивались.
Чтобы доказать свою правоту, Владимир Моисеенко собирал вырезки из газет, в которых была опубликована работа и написано, кто ее авторы. Кроме того, в распоряжении фонда «АРВМ» есть эскизы картины и фотографии, на которых художники позировали друг другу. Ада надевала косынку, а Владимир – шапку-ушанку. На фото художники в тех же позах, в которых они изображены на полотне. Но самое главное, есть живой автор – Владимир Мельниченко, который может рассказать, как рождалась картина.
Меня по жизни никто не защищает. Это наш портрет, но мне никто не верит
Больше всего пропажа работы огорчила именно ее автора. По словам Кристины, Владимир Мельниченко никак не оправится после «Стены Памяти», над которой работали он и Ада Рыбачук, а теперь еще и история с «Влюбленными».
- Владимир говорит: «Меня по жизни никто не защищает. Это наш портрет, но мне никто не верит», - рассказывает наша собеседница. - Точку на этой истории мы поставили тогда, когда нам предложили выкупить полотно. Мы даже не спрашивали, сколько это стоит. Владимир Мельниченко сказал: «Когда мне предлагают купить мою картину - это просто смешно».
Почему Зарецкий?
Почему чужую картину подписали именем Зарецкого? Пока ответа на этот вопрос нет. Известно, что Виктор Зарецкий и Алла Горская – еще одна знаменитая пара украинских художников. Супруги были современниками Рыбачук и Мельниченко и даже поддерживали с ними дружеские отношения. Увы, разрешить конфликт, развернувшийся вокруг «Влюбленных», Зарецкий не сможет – он скончался.
- Но на нашу сторону встала внучка художника, - рассказывает Ксения. - Елена Зарецкая выступила с официальным заявлением - работа не принадлежит ее дедушке!
Об этом Зарецкая написала на своей страничке в Facebook:
В нашей стране нужно поднимать вопрос, что такое авторское право, насколько важно художнику работать с документами
«Страшная история происходит с картиной Ады Рыбачук «Влюбленные». <…> Эту картину создал не Виктор Зарецкий. Есть несколько очень авторитетных публикаций и каталогов работ Виктора Зарецкого, где эта работа еще не была.
Мне очень обидно, что само имя Зарецкого было использовано на талантливой картине другой, очень самобытной художницы Ады Рыбачук. Желаю фонду добиться справедливости в этой ситуации».
После того как конфликт стал публичным, выяснилось: случай с «Влюбленными» – не единичный. Многие художники начали жаловаться на то, что у них тоже когда-то украли работу, после чего она «всплывала» в другом месте. Некоторые говорили о подделке подписи автора.
- В нашей стране нужно поднимать вопрос, что такое авторское право, насколько важно художнику работать с документами. Мы советовались с юристами и в дальнейшем планируем устраивать публичные дискуссии, будем общаться с художниками по теме авторского права, - объясняют в фонде. - Творческие люди - очень скромные. Многие не знают, как вести каталоги, договора. Это нужно исправлять. Понимаем, если поднимать такие вопросы, нашу работу можем больше не увидеть: она просто заляжет где-то на долгие годы. Чтобы как-то себя обезопасить, мы разослали письма во все галереи.
«Категорически отрицаем ложные претензии»
В свою очередь, Евгений Березницкий опубликовал на своей страничке в Facebook другую точку зрения на происходящее, закрыв при этом возможность комментировать публикацию:
«АРВМ» продолжает манипулятивную риторику. Мы считаем, что дальнейшее общение возможно только в правовой области.
- Ни Людмила Березницкая, ни Евгений Березницкий не являются обладателями картины и не держат ее в руках.
- По окончании выставки по условиям договора с владельцем картину ему вернули.
- При содействии Евгения Березницкого была организована встреча представителей «АРВМ» с фактическим владельцем картины.
- Мы категорически отрицаем ложные претензии, содержащиеся в письме, и требуем прекратить беспочвенные обвинения».