Ровно 60 лет назад на экраны вышел знаменитый киномюзикл «Вестсайдская история» режиссера Роберта Уайза и хореографа Джерома Роббинса, завоевавший десять «Оскаров». Повторная экранизация бродвейского шоу наверняка будет в числе главных фаворитов предстоящей «оскаровской» кампании: история любви простого белого парня к недавно прибывшей в Америку пуэрториканке особенно актуальна во времена очередного обострения расовой нетерпимости.
Играл на балалайке
Мы начали с того, что я напомнил Спилбергу: во время нашего прошлого интервью он рассказывал мне о том, как в детстве любил играть на балалайке.
- Играл я не очень хорошо! - развивает тему Стивен. - Балалайки были старые. Мои бабушки и дедушки приехали из Украины и привезли с собой балалайки, которые были в нашей семье еще с середины XIX века! Их передавали из поколения в поколение. Моя сестра играла на балалайке отца, а я - на балалайке мамы.
- Это было ваше первое соприкосновение с музыкой?
- Нет, моя мама была пианисткой, поэтому в детстве я слушал классику - Бетховен, Брамс, Моцарт, Шопен, Прокофьев, Стравинский... До того как я открыл для себя Элвиса Пресли, я свел знакомство с этими парнями.
- Так и дошли до мюзикла! Вы давно хотели выступить в этом жанре или сделали это только из-за своей любви к «Вестсайдской истории»?
- Это была мечта! Переосмыслить «Вестсайдскую историю» как мюзикл нашего времени. Хотя его действие по-прежнему происходит в середине 1950-х годов. Впервые я услышал эту музыку, когда мне было 10 лет. Мои родители купили пластинку с записью оригинального бродвейского спектакля, и я заслушал ее до дыр, запомнил наизусть все стихи Стивена Сондхайма. И вот результат: я сделал свою версию «Вестсайдской истории»!
Год на кастинг
- Правда ли, что вы провели 30 тысяч актерских прослушиваний для этого фильма?
- Конечно, сам бы я не смог посмотреть все 30 тысяч видео, которые наприсылали артисты. Но у меня очень энергичный кастинг-директор. Она отсмотрела все 30 тысяч видео претендентов всего на четыре роли - Марии, Тони, Бернардо и Аниты. Она показала мне лучших, с ее точки зрения, чтобы решить, встречаться мне с ними лично или нет. Процесс кастинга занял у нас целый год!
- Думаю, некоторые из открытых вами имен мы скоро услышим на «Оскаре»!
- Я просто счастлив, что мне удалось снять этот фильм. Не знаю, любите ли вы мюзиклы, но я их смотрю всю жизнь. Когда у меня появилась возможность пользоваться студийными фильмотеками, я пересмотрел все мюзиклы студии MGM. Мои любимые киномюзиклы из снятых до «Вестсайдской истории» - «Поющие под дождем», «Американец в Париже», «Встретимся в Сент-Луисе». Я восхищался такими режиссерами, как Винсент Минелли, Басби Беркли, Джин Келли и Стэнли Донен. И все повторял себе: «Однажды и я сниму такое кино!» И таки снял его в 75 лет!
- Вы не планируете снимать еще мюзиклы?
- Я настолько удовлетворен опытом этой работы, что хочу теперь подбить всех друзей-режиссеров тоже снимать мюзиклы! А я буду их смотреть.
На подходе шестой внук
- Вы где-то сказали, что снимали этот фильм с таким же удовольствием, как «Инопланетянина».
- На «Инопланетянине» я работал с детьми, но своих детей у меня не было. Этот опыт сподвиг меня на мысль о том, что когда-нибудь я, может, стану отцом. «Инопланетянин» открыл для меня эту возможность. Сейчас у меня семеро детей, пять внуков, и шестой уже на подходе! Съемочная группа «Инопланетянина» была мне как семья, а я был ее отцом на протяжении трех месяцев. То же самое было и на «Вестсайдской истории», правда, семья уже была огромной! 120 человек только актеров, танцоров, певцов. Производство было масштабным, съемочная группа - огромной, мы снимали на большом количестве локаций в четырех районах Нью-Йорка, а также в Нью-Джерси, но я чувствовал себя очень счастливым, как будто бы окруженным своей семьей. Меня окружали молодость, энергия и творческие амбиции. Все это напомнило мне съемки «Инопланетянина», но в гораздо больших масштабах.
- Выпуск фильма был отложен на год. Вас это сильно расстроило?
- В этот год мы все были заняты выживанием. Да, я был расстроен тем, что мы не могли показать этот фильм в 2020 году - премьера планировалась в мой день рождения. Но я не хотел выпускать его на телеэкранах, как это произошло со многими фильмами. Их бросили на стриминговые платформы, а режиссеры, мечтавшие, чтобы их фильмы увидели на больших экранах, вдруг обнаружили, что их смотрят в гостиных, спальнях, на айфонах, чуть ли не на часах... Я очень благодарен президенту компании «Уолт Дисней» Бобу Айгеру за то, что он предложил отложить выпуск картины на год, чтобы показать ее в кинотеатрах.
5 лучших фильмов Спилберга:
- «Челюсти» (1975)
- «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)
- «Инопланетянин» (1982)
- «Парк Юрского периода» (1993)
- «Список Шиндлера» (1993)