Обвинения в госизмене Порошенко: Можно ли было отказаться от угля из ОРДЛО

Эксперты рассказали, чем чреват был отказ от покупки антрацита на неподконтрольных территориях.

eurosolidarity.org

СБУ выдвинула обвинение против пятого президента Петра Порошенко за то, что в 2014-2015 годах Украина закупала уголь на неподконтрольных территориях. В такой ситуации под следствие может угодить не только экс-президент, но и ряд бывших чиновников, а также политики и даже бизнесмены. Правда, эксперты говорят, что в те времена не было альтернатив поставкам угля с неподконтрольных территорий.

Что вменяют Порошенко

Бывшему президенту Украины Петру Порошенко сообщили о подозрении по двум статьям Уголовного кодекса - государственная измена и содействие деятельности террористической организации.

Как отметили в ГБР, Порошенко подозревается в том, что он, действуя с предварительной группой лиц, в том числе с представителями высокопоставленных лиц РФ, содействовал деятельности террористической организации «ЛНР» и «ДНР».

- В сентябре-ноябре уже сообщено о подозрении еще одному действующему народному депутату, бывшему министру энергетики и еще одному гражданину Украины. По мнению следствия, эти фигуранты поставили энергетическую сферу Украины в зависимость от Российской Федерации и террористических организаций, что подорвало энергетическую безопасность государства в 2014-2015 годах, лишило возможности для диверсификации источников поставок энергетических ресурсов, а также предоставило возможности для дальнейшего вмешательства во внутренние дела Украины и введения против нее подрывной деятельности, - заявил представитель ГБР.

Что думают эксперты

Скажем сразу, что обвинения в подрыве энергетической безопасности Украины со стороны нынешней власти выглядят несколько странно. Ведь только за 11 месяцев этого года Украина импортировала из Российской Федерации (страны-агрессора) угля на 1,34 млрд долларов. Общая доля российского угля в импорте составляет 64,67%. И когда РФ прекратила поставки топлива, нам пришлось начинать импорт электроэнергии из Беларуси.

Я не адвокат Порошенко, но озвученные обвинения выглядят невменяемо

Но вернемся к делам 2014-201515 годов. Как говорят эксперты, обвинения Петра Порошенко в подрыве энергетической безопасности страны выглядят не очень обоснованно.

- В то время полностью отказаться от угля с неподконтрольных территорий можно было только ценой веерных отключений электроэнергии по всей стране. Также ряд населенных пунктов остался бы без тепла, - говорит энергетический эксперт Дмитрий Марунич. - Я не адвокат Порошенко, но озвученные обвинения выглядят невменяемо. Если бы тогда не было поставок антрацита из ОРДЛО, то остановились бы многие ТЭС и ТЭЦ. Найти за короткий срок такой объем угля на внешних рынках было нереально. То есть если бы не поставки этого топлива, то в Украине были бы не только веерные отключения, но и в ряде населенных пунктов были бы перебои с отоплением - ведь ТЭЦ, которые вырабатывают тепло и электричество, у нас тоже работали тогда на антраците.

Кроме Порошенко по этому уголовному делу могут привлечь и еще ряд известных людей. Кроме чиновников, в теории может пострадать и самый богатый бизнесмен страны. Ведь ни для кого не секрет, что большая часть топлива шла в Украину с предприятий Рината Ахметова.

- Ринат Ахметов к моменту, когда у него отжали предприятия на неподконтрольных территориях, начал выступать против покупки угля там, - говорит Дмитрий Марунич. - Так что его можно считать в этом деле пострадавшей стороной. Не исключаю, что по этому делу будет попытка связать Петра Порошенко и Виктора Медведчука. Возможно, попытаются доказать, что Порошенко отдал устное распоряжение покупать уголь, а Медведчук организовывал процесс. Не зря же в свое время были опубликованы пленки прослушки Медведчука. Но вся сложность заключается в том, что Петр Порошенко, скорее всего, нигде не ставил свои подписи. В то же время Владимир Зеленский сам подписывает решения СНБО, которые потом могут попытаться оспорить и признать незаконными, и тогда уже против нынешнего президента, возможно, будут возбуждать уголовные дела.