Наша представительница на «Детском Евровидении-2021» Елена Усенко уже находится в Париже. Артистка выступит в финале конкурса 19 декабря со своей авторской песней «Важіль» под номером 12 (трансляция на канале UA: КУЛЬТУРА).
Мы поговорили с 14-летней певицей о конкурсе, подготовке, смыслах ее песни и настроении накануне выступления в концертном холле La Seine Musicale.
«Мое волнение скорее приятное, чем тревожное»
- Лена, как настроение?
- Настроение супер! Я лечу в Париж, чтобы проникнуться атмосферой творчества и подружиться с ребятами. В общем, я в предвкушении большого приключения. Возможно, одного из самых ярких в моей жизни.
- Не страшно?
- Конечно, я немного волнуюсь, так как это конкурс мирового масштаба. Но это волнение скорее приятное, чем тревожное. Я обожаю путешествовать и считаю, что нет никаких «чужих людей», есть ребята, с которыми я пока еще не успела подружиться.
- Конкурс - это соревнование, и всегда будет кто-то первый, второй, третий… Вы к соревнованиям как относитесь?
- У меня есть огромное желание и участвовать, и побеждать. Тот азарт, драйв и энергию, которые есть перед конкурсами, невозможно получить больше нигде.
- Умеете достойно принимать и победу, и поражение?
- Вы, наверное, знаете, что я участвовала в национальном отборе на «Детское Евровидение» два года подряд, и в 2020 году уступила первенство Александру Балабанову. Это событие меня только раззадорило, и вот уже через год я еду в Париж!
Подобные случаи в моей музыкальной карьере случались не раз. Не пройдя отборочный тур на «Голос. Дети», я сумела очаровать моих любимых исполнителей, группу «Время и Стекло», настолько, что они пригласили меня выступить на их сольном концерте Vislovo.
До этого было множество разных конкурсов. «Черноморские игры», например, где я участвовала в составе группы. Конкурсы - это неотъемлемая часть жизни современного артиста, нужно обязательно быть лучше, чтобы тебя заметили. При этом для меня очень важно идти к победе исключительно благородными методами.
- А вы были до этого в Париже или это ваш первый визит?
- Первый. Никогда не была в Париже и очень жду экскурсии.
- Город пойдете смотреть?
- Все будет зависеть от графика подготовки к «Детскому Евровидению». В первую очередь мы с командой Суспільне UA: КУЛЬТУРА, моим преподавателем по вокалу Катей Комар и мамой едем туда работать.
«Важіль» - как раз о решении быть счастливым
- В клипе на песню «Важіль» вы рассказываете свою историю, как победили страх сцены и буллинг в школе. Кто поддерживал в сложные периоды?
- Мама меня очень поддерживала и проявляла внимание и заботу. Я хоть и заявила, что больше никогда не буду выступать, продолжала следить за всеми вокальными шоу по телевизору, пела в душе, опять же (смеется). Мама это все не могла наблюдать сложа руки и нашла мне преподавателя. Сцена - лучший психолог! Энергию, которую я получаю от зала, нельзя сравнить ни с какими тренингами, это - магия.
- Вы признавались, что вышли на сцену в 7 лет, и то выступление было ужасным. Что такого случилось, из-за чего возник этот страх сцены?
- Я перепутала местами куплет и припев. Но страшно было даже не это, а та буря, которая ждала меня за кулисами. Моя первая преподавательница по вокалу сделала мне страшный выговор. Я почувствовала себя ничтожеством и расплакалась за кулисами.
- А за что вас травили в школе?
- Понимаете, мои творческие занятия сейчас в приоритете. Учителей, которые это понимают и поддерживают, в общеобразовательной школе - единицы. Я устала бороться с системой и полностью перешла на формат удаленного обучения еще до того, как это стало мейнстримом.
- Сейчас как дела?
- У меня есть одна близкая подруга, с которой мы празднуем Новый год, дни рождения, много болтаем, смеемся, гуляем. Из-за удаленного формата я не вижусь с одноклассниками и не общаюсь с ними. Мое окружение - это такие же артисты, как и я, ребята из Katapulta Art Music School.
- У вас серьезная и сложная песня. Вы, как представительница «Детского Евровидения», скажите, почему на детском конкурсе дети стремятся петь взрослые сложные песни? Вы, конечно же, уже не совсем ребенок, вы уже подросток, тем не менее, может, для детского стоило выбирать какие-то более светлые и легкие композиции? Или какое время, такие и песни?
- Да, мне многие говорят об этом, что песня «не по возрасту». Хотите - верьте, хотите - нет, но песню написала я сама. Я ее пережила, выстрадала. Надеюсь, получится донести всем «взрослым» людям важную мысль: живите, потому что жизнь коротка, и не бойтесь принимать решения!
«Важіль» - как раз о решении быть счастливым, несмотря ни на что. Я убеждена, что такие решения нужно принимать в любом возрасте: 7 тебе, 14 или 74 года. Никогда не бывает слишком рано или слишком поздно для счастья.
- В конкурсе участвуют дети от 9 до 14. В детском возрасте разница в 5 лет очень ощутима. И, конечно же, артист в 9 лет, скорее, не исполнит такую песню, как «Важіль», он будет петь более легкую композицию. Не влияет ли это потом на результаты? Что больше слушают на детском конкурсе – там хочется легкости или серьезности?
- Если организаторы в определенный момент приняли решение сделать именно такой разброс по возрасту, значит, это не так важно для жюри и еврофанов. Главное - посыл и сила голоса. Для эксперимента я сделала кавер на конкурсные песни Франции, Италии, Испании и Польши. Эти записи находятся в открытом доступе на YouTube-канале Junior Eurovision, каждый может послушать и принять решение самостоятельно. На детском конкурсе, как и на взрослом, собираются разные люди с разным бэкграундом, опытом, и возрастные категории здесь не так важны, как душа, личность артиста.
Победу никогда нельзя предугадать
- Взрослое «Евровидение» у нас в стране воспринимается очень серьезно. И если европейские страны едут туда, как на праздник песни - себя показать, хорошо выступить, познакомиться, повеселитбся, то нам обязательно надо победить, иначе загнобят. Вы для себя как оцениваете участие в конкурсе? Что важнее всего на таком конкурсе песни?
- Haters gonna hate (популярная в интернете фраза - «Ненавистники (хейтеры) пусть ненавидят». - Авт.). Я не боюсь этого. Повторюсь: я еду на конкурс как раз кайфануть, набраться опыта, обрасти контактами. Я уже даже сделала чатик в Инстаграме для всех участников. Конечно, я и моя команда делаем все для того, чтобы представить Украину на высоком уровне. Вот это для меня и важно.
- В прошлом году вы тоже участвовали в нацотборе, но тогда, выбирая между вами и Александром Балабановым, жюри выбрало Сашу. Сейчас Балабанов сидел в жюри и поставил вам из всех судей самую низкую оценку – 9 баллов. Не обиделись?
- Нет, я не обиделась на Сашу, поскольку это его личное мнение и он имел полное право поставить мне такую оценку, какую хотел. Потому я полностью принимаю эту ситуацию.
- Разговаривали с ним после оглашения результатов?
- Да, разговаривали, и у нас все хорошо. Тем более, что мы сейчас с нетерпением ждем Сашу, он будет объявлять баллы Украины.
- Ваша песня на украинском языке. Поймут ли все ваши посылы в Европе? Не хотели сделать, к примеру, припев на английском?
- Когда моя песня только появилась на официальном канале «Евровидения», то фаны сразу же сделали перевод песни «Важіль». И мне сейчас поступает очень много сообщений от еврофанов о том, что в моей песне очень мощный месседж. Я рада, что аудитория так тепло восприняла мою песню. Поэтому вообще не волнуюсь насчет перевода, и переводить часть песни на английский просто не вижу смысла. Буду петь полностью на украинском языке.
- На «Детском Евровидении» мы побеждали лишь единожды за 15 лет нашего участия - это было в 2012-м, когда победила Настя Петрик. Как думаете, чего нам не хватало для победы?
- Победу никогда нельзя предугадать. Но, думаю, что для победы самое важное - это душа в песне и энергетика артиста.