Школьная программа по информатике устарела лет так на 20. Об этом заявил министр цифровой трансформации Михаил Федоров. Он убежден - без модернизации программы никак не обойтись. «КП в Украине» узнала, что об этом думают преподаватели и программисты.
«Сначала обеспечьте техникой»
По словам учителя информатики одной из киевских школ, прежде чем менять программу, нужно решить вопрос с техническим обеспечением классов и учителей.
- Нам катастрофически не хватает компьютеров! Государство обещало ими обеспечить каждого учителя, однако многие педагоги их не получили. Особенно нужна техника во время дистанционного обучения. Да, у многих есть смартфоны, но вести уроки с телефона нельзя. В такой ситуации преподавателям пришлось забрать ноутбуки из класса домой, чтобы учебный процесс не прерывался, - рассказала наша собеседница. - Нам приходится работать в обычных классах. Объясняем на пальцах, как проверять информацию, как работать в текстовом редакторе. Ребята должны научиться создавать презентации, работать с программой Scratch. Иногда выручает проектор, однако без практики особого смысла в таких занятиях нет.
По словам учителя информатики, есть еще одна трудность, с которой сталкиваются школы - не все общеобразовательные учреждения могут провести интернет. Особенно в маленьких городах и селах.
Что касается обновления программы, то в этом нет нужды, считает наша собеседница. И поясняет:
- У учеников очень разный уровень компьютерной грамотности. И связано это в первую очередь с финансовым обеспечением семьи. Большинство родителей смогли купить детям смартфоны, а на компьютеры у многих просто нет денег. Малообеспеченная или многодетная семья не может себе такое позволить. Поэтому кто-то из детей знает больше рекомендованного, а кто-то не знает вообще ничего.
Как оказалось, подавляющее большинство учителей информатики думают примерно так же - в школах огромная проблема с техническим оборудованием, нет онлайн-платформы и просто беда с кадрами.
Считают второстепенным предметом
По мнению главного специалиста по обучению известной IТ-компании Sigma Software Максима Почебута, ситуация с уроками информатики в нашей стране достаточно сложная. Очень многое зависит от конкретной школы и учителя.
- Сейчас курс информатики преподают с первых классов школы, ведь цифровые навыки необходимы современным людям. Но вопрос качества преподавания зависит от учителя и от того, говорим ли мы о профильной школе, - объясняет Максим Почебута. - В обычной школе преподавателей информатики для старших классов часто не хватает, потому этот предмет могут преподавать учителя других специальностей. Как правило, информатику считают второстепенной дисциплиной, особенно, если школа не уделяет много внимания STEM-предметам (STEM - аббревиатура слов наука, технологии, инженерия и математика. - Авт.).
Максим уверяет: за последние 10 лет над программой по информатике действительно хорошо поработали: ее пытаются наполнить практичными ситуациями и случаями. А в ответ на жалобы учителей о нехватке техники напоминает: Министерство образования запустило инициативу по закупке ноутбуков учителям и передаче техники по IТ-индустрии в школы. Помогает и бизнес - несколько дней назад компания Sigma Software Group передала несколько компьютеров для средней школы в Любине во Львовской области.
Однако дело не только в компьютерах.
- Нужно, чтобы у маленьких городов и сел был доступ к качественному интернету, к интересным образовательным платформам и познавательному контенту, - считает наш собеседник. - Качественного преподавания информатики не будет без обновления образовательной программы; доступа в интернет; хороших учителей, которым интересен их предмет.
Уроков информатики должно стать больше
Как считает старший вице-президент IТ- компании SoftServe Константин Пилипчук, уроков информатики в школах должно быть значительно больше, чем один раз в неделю.
- При этом надо понимать, что индустрия технологий быстро прогрессирует - здесь всегда нужно держать руку на пульсе, чтобы давать школьникам актуальные знания, - считает наш собеседник. - Что бы ни говорили учителя, система обучения не может не меняться годами, ведь между поколениями существуют колоссальные отличия в работе, приоритетах, восприятии информации.
Современное преподавание информатики должно содержать игровые форматы, когда команды придумывают идеи для решения тех или иных проблем, а также максимально приближенным к проблемам школьников и их интересам.
- Всегда можно попробовать сделать альтернативную соцсеть или платформу для общения одноклассников, чат-бота с информацией о домашних задачах либо попытаться решить какую-то неотложную проблему школы с помощью технологий, - рассказывает Пилипчук.
Вспоминая свои ученические годы, Константин уверяет: он не слишком рассчитывал на школьную программу, а искал информацию самостоятельно, тратил на книги и софт для программирования все свои первые деньги: «После того, как я заинтересовался дисциплиной, я продолжил ее глубоко изучать. Но заинтересовать обязательно нужно. Самый лучший вариант, если это будет еще в школе».
А вот ждать финансирования от государства - не лучший выход. Школы могут контактировать с местными частными академиями или школами IТ-курсов, с IТ-компаниями и IТ-cообществами, которые могут помочь осовременить учебную программу или проводить отдельные дополнительные уроки или лекции, которые разнообразят обучение.
- К примеру, в этом году наша компания предоставила 5 грантов преподавателям университетов, предложила лучшие идеи по внедрению или модернизации учебных курсов для технических специальностей, - рассказал Пилипчук. - А недавно мы совместно с ОО «Навчай для України» финансово поддержали молодых преподавателей-волонтеров, которые будут преподавать информатику в двух школах Днепропетровской области.
Бизнес не отказывает в помощи
IT-сообщество действительно не стоит в стороне.
- Недавно наша компания заключила контракт с Министерством образования. Мы решили передать свою технику в сельские школы: хотим сгладить барьер между городскими и сельскими общеобразовательными учреждениями. До конца года планируем передать 100 компьютеров в школы Хмельницкой области, - рассказывает сотрудница одной из ведущих IT-компании ЕРАМ Нина Василова. - Мы работаем с государством в двух направлениях. Первое - это техническое оснащение. С этим проектом мы стартовали в этом году. Второе - это обучение. Все 16 лет своего существования мы создаем так называемые лаборатории при университетах. Это специальные компьютерные классы, где преподают наши коллеги. К нам приходят студенты 2-3-го курса и выпускники. Они выбирают направление, которое им интересно, и сдают вступительные экзамены. Обучение у нас бесплатное.
На вопрос, зачем бизнесу делать такие широкие жесты, наша собеседница приводит весомый довод:
- С одной стороны мы заинтересованы в том, чтобы у нас работали высококвалифицированные специалисты с актуальными знаниями. Но, с другой стороны, нам важно, чтобы уровень населения в вопросах компьютерной грамотности был достаточно высоким. Иначе люди просто не смогут воспользоваться нашими услугами и продуктами.
МНЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
«Я люблю уроки информатики. Нам рассказывают, как пользоваться некоторыми программами и Microsoft Word, показывают презентации. Но мы на них только смотрим, а сами ничего не делаем, - рассказал нам Тимофей, ученик 4-го класса одной из киевских школ. - Я хотел бы, чтобы нас учили работать на игровых движках, пользоваться сложными программами. К сожалению, мы не занимаемся на компьютерах. Если бы уроки информатики проходили в компьютерном зале, было бы намного интереснее: я бы мог показывать всему классу, что умею.
Иногда урок информатики у нас меняют на какой-то другой, хотя информатика у нас и так раз в неделю. Мне и моим одноклассникам не нравится, когда вместо этого урока к нам приходит незнакомая учительница и дает нам математические задачи. Для меня это ценный предмет, даже если нам рассказывают то, что я уже знаю».
***
«Мои дети учатся в новой школе, поэтому проблем с обеспечением учителей компьютерами нет, - рассказывает нам мама ученицы пятого класса одной из киевских школ. – Но многое зависит от педагога. Наша учительница - выдумщица. На день информатики расклеила по школе QR-коды, чтоб дети могли их сканировать и выполнять задания - разгадывать кроссворды, решать задачки и головоломки. Правда, не уверена, что кто-то из учеников воспользовался такой возможностью».