Предстоящая пленарная неделя Верховной Рады (14-17 декабря) последняя в 2021 году. Но уходя на каникулы, депутаты оставляют непонятное политическое послевкусие - увидим ли мы после Нового года монобольшинство в парламенте? Ведь за последний месяц «слуги» самостоятельно не смогли принять практически ни одно решение.
Спасибо дорогим коллегам
Как проанализировала «КП в Украине», при наличии 242 «штыков» у монобольшинства все равно возникают трудности с самостоятельным принятием законов - нужна «помощь зала» в виде депутатских групп «Довіра» и «За майбутнє». Чтобы не быть голословными, пройдемся по последним важным голосованиям:
+ за госбюджет-2022 «слуги» смогли наскрести в своей фракции только 213 голосов при необходимом минимуме 226;
+ только 221 голос нашелся у «слуг» за смету Верховной Рады-2022;
+ за «ресурсный» законопроект проголосовали 210 «слуг», остальные голоса додали коллеги из двух депутатских групп;
+ с принятием законопроекта о «президентской тысячи» и выделении допсредств на «Большое строительство» та же история - 209 и 203 голоса «за» соответственно;
+ за закон о продлении особого статуса Донбасса «слуги» дали только 225 голосов.
Перечень подобных голосований можно продолжать еще долго. В ноябре-декабре депутаты из пропрезидентской фракции только дважды смогли справиться собственными силами при рассмотрении законов. 226 голосов «слуг» получил законопроект об упрощенной процедуре закупки услуг по установке кислородных станций и 230 голосов обращение к правительству о создании Госслужбы по делам детей.
Что это значит?
Нехватка голосов у «слуг» для самостоятельного принятия законов - риск парламентского кризиса, но не повод для перезагрузки коалиции. В Конституции сказано, что в коалицию должно входить большинство от конституционного состава Верховной Рады. По бумагам у «слуг» такое большинство есть, даже с запасом. А если не смогли собрать среди своих необходимые 226 голосов - дело случая: кто-то в ответственный момент вышел в кулуары, кто-то заболел, кто-то поехал в командировку и т.д. Факт остается фактом - по состоянию на 10 декабря официально во фракцию монобольшинства входят 242 депутата.
Но вот если из пропрезидентской фракции начнут выходить люди, тогда возникнут реальные предпосылки к переформатированию коалиции. И перспективы такого развития событий вполне реальны.
Исход мажоритарщиков
Первый реальный тревожный звоночек для монобольшинства прозвучал в начале ноября, когда экс-спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков заявил о создании межфракционного депутатского объединения «Разумная политика». В него вошли 25 депутатов, в основном все «слуги».
Второй звоночек был 30 ноября, когда член «Разумной политики», народный депутат-мажоритарщик Роман Соха вышел из фракции «Слуга народа».
В день своего выхода он заявлял журналистам, что по его пути из фракции «Слуга народа» в самое ближайшее время выйдут еще не менее 10 депутатов. Более того, обсуждалось, что имя очередного «беженца» страна узнает 1 декабря, аккурат после обращения президента Владимира Зеленского к Верховной Раде. Но ни первого, ни второго декабря никто из «слуг» не заявил о выходе из фракции.
- До конца года фракцию точно покинут еще двое депутатов. А к марту будете наблюдать эффект домино, - уверял один из депутатов-«слуг», чья фамилия называлась среди потенциальных перебежчиков.
Но на низком старте могут быть только мажоритарщики. Для «списочников» сдерживающий фактор - императивный мандат. Как только они выйдут из фракции политической партии, по спискам которой попали в парламент, рискуют потерять депутатский мандат. Мажоритарщики же пока вольны в своих фракционных миграциях. И ключевое слово здесь «пока». Им уже дали понять, что как только вы решитесь отколоться от фракции «Слуга народа», то ждете интересных решений на ближайшем съезде партии или весточку из Конституционного суда.
Всемогущий съезд и КСУ
30 ноября на своей страничке в Фейсбуке член регламентного комитета, член фракции «Слуга народа» Павел Фролов опубликовал пост-размышления на тему, можно ли депутата-мажоритарщика, который вышел из фракции, лишить мандата. Его суть сводится к тому, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд (кулуарно обсуждается, что после этого поста те, кто хотел 1-2 декабря сделать заявление о выходе из фракции «Слуга народа», немного поостыли).
«Много кто во фракции СН уверен, что выход мажоритарщика из фракции ничем ему не угрожает. При этом ссылаются на решение Конституционного суда № 12-рп/2008, которым определен «выход» депутата из фракции как «прекращение депутатом своего пребывания во фракции политической партии, по спискам которой его избрали народным депутатом». Но это решение было утверждено во время действия пропорциональной избирательной системы и при условиях отсутствия в Верховной Раде депутатов, избранных в одномандатных округах», - написал Павел Фролов и отметил, что данное решение КСУ невозможно применить по отношению к народным депутатам действующего созыва Верховной Рады, нужно исследовать этот вопрос дальше.
По его словам, нужно докопаться до истины, а что же означает словосочетание «депутат, избранный от политической партии»?
«Во фракции «Слуга народа», напомню, нет мажоритарщиков, которые победили на выборах как самовыдвиженцы. Все шли под брендом партии Владимира Зеленского. Поэтому вопрос о судьбе депутатского мандата первого «выходца» (Романа Сохи. - Авт.) из президентской фракции остается открытым, - отмечает Павел Фролов. - В итоге съезду партии «Слуга народа», а потом, возможно, и Центральной избирательной комиссии вскоре придется решать этот правовой ребус. Кроме того, есть шанс попытаться защититься в административном суде или написать еще одно представление в Конституционный суд».
Также «слуги» применяют и полумеры в сдерживании потенциальных «перебежчиков». На примере Романа Сохи показывают - только выйдете из фракции, лишитесь членства в комитете Верховной Рады. Отметим, что членство в комитете - это не только прибавка к зарплате, но и солидные рычаги влияния при принятии профильных решений. 6 декабря первый замглавы фракции «Слуга народа» Андрей Мотовиловец зарегистрировал проект постановления об отзыве депутата Романа Сохи с должности члена комитета Верховной Рады по вопросам цифровой трансформации. Объяснение простое - депутат попал в комитет по квоте фракции, а когда он вышел из фракции, то эта квота сгорела (перешла к другому парламентарию). И «слуги» готовы отзывать из комитетов всех, кому стало тесно в президентской фракции.
ВМЕСТО ВЫВОДА
Если же сохранить монобольшинство не получится, то что тогда? В Конституции сказано, что тогда включается месячный таймер для создания новой коалиции. И если за 30 дней не удастся сколотить новое парламентское большинство, то тогда у президента появится право распустить Верховную Раду.
Важно! Владимир Зеленский получит право, а не обязательство распустить парламент. Выгодно это или нет - решать президенту.