Кармен, Маргарита, Жизель, Мавка… На сцене такая разная, но всегда изящная и грациозная будто куколка из редкого тончайшего фарфора. Чаще многие из нас наблюдают за Екатериной Кухар в «Танцах со звездами» на «1+1» - и там она совершенно другая. Как она сама иногда говорит, генерал в юбке. Но ее удивительную зажигательную искру и доброту не спрячешь ни в каком амплуа.
Мы обсудили с примой-балериной и судьей «Танцев со звездами» Екатериной Кухар все самые свежие новости.
Открыла в себе бальницу – это было очень неожиданно
- Катя, каждые «Танцы со звездами» особенные по-своему. Каким этот сезон был лично для вас?
- Это был сезон открытий новых звезд. Я благодарна «Танцам со звездами» за то, что они открывают новых интересных личностей для зрителей – замечательных актеров, певцов, спортсменов… Это очень важно.
Например, мне было очень обидно и странно слышать, что некоторые люди не знали, кто такая Ольга Харлан. Мы должны чтить своих героев, помнить свои традиции, должны рассказывать и прививать детям любовь и уважение к ним с юношеских лет. Если мы не будем представлять таких людей, к примеру, как Оля Харлан, Серж Лифарь, это будет неправильно. Наши дети должны знать, кем они могут гордиться и к чему должны стремиться в этой жизни.
Вообще «Танцы со звездами» открывают для меня какие-то новые и бесконечные возможности, о которых я никогда не подозревала. И это, наверное, может служить хорошей мотивацией и для других людей, которые хотят начать что-то делать в уже достаточно зрелом возрасте, и, может быть, боятся.
Я, например, получила колоссальное удовольствие от сальсы. Никогда не думала, что латиноамериканские танцы могут меня так увлечь. Открыла в себе бальницу – это было очень неожиданно (смеется). По крайней мере, в душе. Мне всегда нравилось смотреть такие танцы, оценивать, но я никогда не предполагала, что мне понравится их танцевать.
Классический балет, бальные танцы, современные танцы – это разные стихии, и не всегда один и тот же человек может любить и владеть разными элементами. Хотя у истоков всех направлений танцев, даже гимнастики и фигурного катания, лежит все равно экзерсис у балетного станка (экзерсис - комплекс тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, устойчивости и правильной координации движений. - Авт.)
- Вы еще и доказали, что судьи тоже могут учиться и открывать новое не только в героях, но и в себе.
- Да, и это здорово. А еще – быть примером для других людей. Мне кажется, жизнью важно наслаждаться, дышать полной грудью, вдыхать разные ароматы, насыщаться ими. Я очень люблю учиться чему-то новому, и если у меня есть хоть чуточку свободного времени, я познаю, познаю, познаю… Мне кажется, я как губка, которая постоянно хочет впитывать все новое.
Никогда не поздно открывать для себя новые двери, экспериментировать. Кстати, если бы Владимир Завадюк (руководитель Big Entertainment Shows, которое производит развлекательные проекты для «1+1». – Авт.) не уговорил меня петь в шоу «Маскарад», я бы не узнала, что являюсь обладательницей двух октав.
- Дмитрий Дикусар, подводя свои итоги, сказал, что он разочарован, это нечестно, и считает, что если бы был «танец за жизнь», все было бы иначе. Что скажете? Мы же все понимаем, что это конкурс, где все равно кто-то будет первым, кто-то – вторым и так далее.
- В каждом сезоне мне, другим судьям, всем, кто создает это шоу, всегда очень обидно, когда уходит каждый участник. Особенно, когда уже пройден экватор, начинается, как говорится, борьба не на жизнь, а на смерть.
Я часто наблюдаю, как звезды, соглашаясь на участие в проекте, поначалу думают: «Ну, немножко поучаствую в свое удовольствие, побуду пару эфиров и уйду». Но потом они втягиваются, им нравится этот сумасшедший адреналин, пластика, движения становятся их жизнью, потому что они тренируются с утра до вечера, и в итоге уходят они со слезами на глазах, хотя заходили очень налегке.
Но этот марафон осилит только один, как бы нам не хотелось всем раздать кубки, всех похвалить, ведь все действительно старались и большие молодцы. И принимать поражение тоже нужно уметь. Особенно - на телевидении, особенно - среди коллег, которые дышали с тобой одним воздухом.
Дима, безусловно, первоклассный артист и танцовщик. Безусловно, он заслуживает победу и уже давно. Но оценивали мы и зрители мастерство Ольги. Так распределяются звезды. Если вы внимательно посмотрите на реакцию судей в финале, у нас было единое мнение. Мы судили не только танец, а всю работу - технику, актерское мастерство, музыкальность, пластику и умение работать в дуэтном танце. А дуэтный танец – это обязательно красивые поддержки. Именно пара Анны Карелиной и Артура Логая сделала в этом проекте то, что никогда ни в одном сезоне ни одна пара не делала.
Могу только пожелать Диме удачи, уверена, все у него получится.
С Меловином у нас сейчас самые что ни на есть теплые отношения
- У вас в этом сезоне были очень интересные взаимоотношения с Меловином. Он и вправду обиделся, когда вы подарили ему мозг?
- Все это было интересно и смешно наблюдать! В первом сезоне я поставила двойку Оле Поляковой – тогда прямо был целый «шкандаль» (смеется). И, естественно, все думали, что у нас будут ссоры. Мы тогда друг друга знали, но близко еще не общались. Но и с Олей Поляковой, и с Меловином у нас сейчас самые что ни на есть теплые отношения.
Меня, Мела и Олю объединяет четкое понимание того, что есть правила проекта и телевидения. Мы работаем для зрителя, мы дарим зрителю красивую картинку, эмоцию и интерес. Каждый артист делает это по-разному, по-своему. Кто-то берет эпатажем, кто-то – темпераментностью, страстью, кто-то – лирикой и слезами. И круто, когда мы вызываем у зрителей эмоцию.
- «Здорово, что проект подарил мне тебя», - сказали вы о нем. Вы все-таки друзья? Встретитесь, скажем, на кофе?
- Да! Кстати, на последнем эфире Мел даже предложил мне сняться в его новом клипе (смеется). Недавно он брал у меня интервью вместо Кати Осадчей в «Светской жизни», да и любая переписка, которая у нас с ним происходит, очень искренняя, добрая и настоящая. Если я встречаю людей, которые подходят мне по темпераменту, ментальности, мировоззрению, они всегда остаются на моей орбите.
- Рискнете сняться в его клипе?
- Однозначно!
- Но Илона Гвоздева, по-моему, на вас так точно обиделась.
- Она обиделась на меня до того, как присела в кресло жюри, или после? На кого она только не обиделась (смеется).
- Ваша фраза «я при надії» просто взорвала один из эфиров. Это была оговорка, игра слов? Как по мне, у этой фразы все же один смысл.
- Мне было очень смешно, когда мне начали рассказывать, что писали: «Ой, она, наверное, неправильно перевела, может, она имела в виду, что она в надежде».
В то время мы как раз занимались международным балетным фестивалем «Серж Лифарь де ля данс». Мы его делали в тяжелое для артистов время, Киев как раз вошел в красную зону, у нас были ограничения - и для меня, и для Стоянова (муж Екатерины, премьер балета Александр Стоянов – Авт.) это был очень большой стресс, мы находились в напряжении, поэтому уверена, что любой, кто возрождал бы международный фестиваль в такой тяжелый период, сказал бы то же самое.
Фестиваль не проводился с 2006 года, с этого периода никто не мог осилить этот сложнейший международный проект, а в планах у нас еще и проведение конкурса. Фестиваль – это прелюдия к конкурсу. Мы действительно вынашивали этот фестиваль как ребенка. И я так сказала, потому что так почувствовала в тот момент.
Но, скажу вам, Стоянов на мне отыгрался. На день рождения дочери, которое было 21 ноября, он сделал мне сюрприз. Я проснулась от того, что меня разбудил чужой женский голос. Выхожу в коридор, смотрю, стоит барышня с щенком на руках. И я поняла, что попала. А Стоянов мне и говорит: «Ты же предвещала. Пожалуйста, тебе третий ребенок» (смеется).
Доверяю своему мужу, наверное, даже больше, чем себе
- Он с вами не советовался по поводу собаки в доме?
- Нет. У меня был шок. Причем он же знает, насколько я ответственно ко всему отношусь. А это - щенок, маленький ребенок, которому нужно уделять много внимания. Вот прихожу домой - и он может все время сидеть у меня на руках.
Так что теперь наше утро начинается с того, что мы начинаем искать наши тапки. У него любовь к тапкам, растаскивает их по всей квартире. Еще тот шкодник!
- Хотите с Сашей еще детей?
- Если бы я могла щелкнуть пальцем и у меня бы появился ребенок, то, наверное, да.
- Знаете, третий ребенок – так часто говорят про мужчину. Саша не третий ребенок?
- И да, и нет. В некоторых моментах наоборот - я его ребенок, но иногда бывает и он. Обычно, когда у женщины температура 37, она готовит, делает все дела, ходит на работу. А когда у мужчины 37 – он лежит на кровати в позе умирающего лебедя и постанывает. И вот Саша - не такой. Он до последнего никогда ничего не скажет, будет танцевать с трещинами, сам себе может сделать перелом…
- Рассказывая о своем участии в шоу «Маскарад», он в шутку или не в шутку признался, что поскольку должен был скрывать свое участие, вы даже подумали, что у него есть любовница или любовник. Вы ревнивая?
- Я очень доверяю своему мужу, наверное, даже больше, чем себе. Но этот момент! Он всегда в доступе 24 часа в сутки, я знаю где он и чем занимается. А тут я ему периодически звоню, а он не берет трубку. К тому же, он абсолютно не умеет врать.
Когда несколько раз после того, когда Саша не брал трубку, я начинала спрашивать, где он и что, он мне начинал что-то такое несвязное говорить, что я поняла – что-то происходит, есть какой-то подвох
И когда несколько раз после того, когда он не брал трубку, я начинала спрашивать, где он и что, он мне начинал что-то такое несвязное говорить, что я поняла – что-то происходит, есть какой-то подвох
- Если вдруг что – попадется сразу?
- Однозначно. Он очень порядочный и правильный. У него правильные устои и жизненные принципы. Я его за это очень люблю и уважаю.
Первый раз столкнулась с хейтом, когда поставила двойку Оле Поляковой
- Бывший star-продюсер «Танцев…» Майя Двалишвили в интервью на YouTube-канале Agasi, вспоминая первые кастинги, рассказала, что им нужна была «темная лошадка, немножко стервозная барышня», и она со своей помощницей нашла вас. Причем, по ее словам, Владимир Завадюк изначально не очень хотел с вами встречаться. Но когда вы зашли в кадр, все сразу стало понятно. Стервозная барышня? Вы же не такая!
- Думаю, я очень разная на сцене, в работе и в жизни. Действительно, когда общаюсь с друзьями, я всегда душа компании, веселая и жизнелюб. Что касается сцены, думаю, по моим амплуа это понятно. Очень редко кто может танцевать Кармен и Джульетту, это совершенно разные характеры. К сожалению, я не танцевала генерала в юбке, с удовольствием бы это сделала. Некоторые называют меня железной бабочкой, и что-то такое действительно есть в моем характере.
Когда я пришла на кастинг «Танцев со звездами» – что у меня было в багаже? У меня была сценическая деятельность, судейская, в международных различных конкурсах в Париже, Сеуле, Берлине… Как жюри, судья я действительно достаточно строгая, у меня высокие планки, и я всегда требую по максимуму не только от людей, которые меня окружают, но и от себя в первую очередь.
Я зашла на проект как народная артистка, как прима, и когда начался тракт (пробы – Авт.), во мне включился строгий судья (улыбается).
- Люди часто верят тому, что видят на экране. Мы недавно с коллегами проводили параллели, что они даже сериал обсуждают так, как реальную жизнь. Как вы реагируете на то, что о вас пишут в прессе? Заголовки, интриги, скандалы?
- Хорошо, что сейчас нет папарацци, потому что если бы к нынешним заголовкам прилагались какие-то смешные фотографии, было бы весело. Но заголовков смешных очень много. Сейчас я уже над этим всем смеюсь - пусть говорят! А в первом сезоне «Танцев…» было сложно. Я же раньше не сталкивалась с каким-то обсуждениями себя, как личности, с критикой, причем эта критика была от подростков, что меня больше всего пугало.
Первый раз столкнулась с хейтом, когда поставила двойку Оле Поляковой.
Хейт от подростков - это было самое жуткое и страшное, что я читала. Вначале по своей неопытности даже отвечала, но тут у меня уши скрутились в трубочку и на глаза наворачивались слезы
Хейт от подростков - это было самое жуткое и страшное, что я читала. Вначале по своей неопытности даже отвечала, но тут у меня уши скрутились в трубочку и на глаза наворачивались слезы.
Меня тогда очень глубоко это тронуло, и Саша после этого случая сам все читал, проверял, сидел со мной на эфире, контролировал, боялся, чтобы меня не травмировали. Я очень тяжело это все вначале переживала.
Хотя многие звезды ко мне подходили и говорили: «Это нормально, все хорошо, ты интересна людям. Ты привыкнешь, это классно». (смеется).
Я люблю конструктивную критику. И, мне кажется, если человек счастливый, удачливый, которому есть чем заняться в этой жизни, он никогда не зайдет на страницу другого человека, которого он не знает, и не напишет просто так гадость.
- Кстати, недавно была история с вашей кумой Натальей Холоденко, когда ее интервью исказили, как она потом написала, и все растиражировали, что якобы вы поссорились и не общаетесь. Давно встречались?
- К сожалению, на кофе мы с Наташей не выбирались давно. Но мы с ней обсудили это интервью, пообщались, посмеялись. Просто не хватает времени. Вот закончились «Танцы…», начинается сумасшедшая неделя просмотра сценической практики, потом мы улетаем в Америку на новогодние гастроли. С 25-го по 31-е декабря в Октябрьском дворце пройдут Сашины новогодние сказки от Стоянова. Днем будет идти «Белоснежка» с участием Анны Стояновой, а вечером самый праздничный балет - «Щелкунчик», 4 дня танцуем мы с Стояновым. А уже 31 декабря мы с Сашей традиционно вечером танцуем в Национальной опере. Физически очень тяжелый период, но эмоционально он дарит много позитивных эмоций.
В госструктуре никогда спокойно работать не получится
- Вы презентовали 33 новых костюма от украинского дизайнера Malva Florea для балета «Жизель». Все сами или спонсоры помогают?
- Если бы у меня было немножко больше часов в сутках (смеется). Я бы хотела успевать гораздо больше, я знаю, чего хочу, что могу, но мне чуть-чуть не хватает времени. Самые лучшие законодатели моды – Chanel, Dior – всегда сотрудничали с балетом и делали безумные и невероятные коллаборации. Высокая мода и мир балета всегда были переплетены. С Мальвой Вербицкой нам тоже было важно возродить этот дух, немножко обновить костюмы, и я очень благодарна ей за творчество, вдохновение, ее видение, это действительно очень красивая ручная, даже ювелирная работа. Это были ее инвестиции, ее вклад в балетное творчество. Вот так нам повезло.
- Саша нам в интервью рассказывал, что даже чтобы обновить декорации и костюмы в уже существующем спектакле требуется около 100 тысяч долларов. Это же огромные суммы!
- Все по-разному. Но по поводу финансов и подсчетов – это вопросы к Александру Афанасьевичу, у него одно из высших образований – финансово-экономическое. Конечно, стараемся все время чем-то радовать и удивлять зрителя, несмотря на достаточно сложные времена.
В 2019-м, когда весь мир погрузился в шок и панику, гастроли начали сворачиваться как карточный домик, мы с Сашей, как и все, оказались в какой-то безумной прострации. Наверное, артистов балета это коснулось в большей мере, так как мы живем за счет гастролей, все это знают.
Мы с Александром по полгода в Украине не работали. 3,5 месяца проводили в Америке, 2 месяца - во Франции, остальное время тоже куда-то ездили. И когда все разрушилось, мы поняли, что артисты балета по большому счету в самые сложные времени никому не нужны. И что делать? Мы же посвящаем своему делу всю свою жизнь с детства, для многих эта пандемия плохо закончилась – многие ушли на пенсию, не дотанцевав, кто-то вообще сменил профессию, фрилансеры остались без работы…
Но, благодаря пандемии, мы открыли для себя гастроли по Украине. И это стало для нас душевным откровением. Никогда в жизни не забуду, как на один из спектаклей в Ровно к нам приехали 6 человек на колясках. Не представляю себе, как это сложно. Они ехали два часа на автобусе, стояли в проходах, им вообще было сложно заехать в театр, потому что наши театры не адаптированы к визиту людей с ограниченными возможностями. Стоянов сейчас помогает Октябрьскому сделать специальные въезды, чтобы убрать эти барьеры и к нам могли прийти все желающие.
Когда взрослые женщины, бабушки со слезами на глазах берут тебя за руки и говорят, что увидели, что такое настоящий балет – такие вещи дорогого стоят для артиста. Это те моменты, ради чего артист живет и творит.
- Что касается хореографического училища, которое вы возглавляете… Помню ваш пост в июне, где вы писали, что вам угрожают и пытаются поставить на ваше место своего удобного человека. Разобрались с этими историями?
- Думаю, в госструктуре никогда спокойно работать не получится. Нужно быть всегда на чеку. Ни для кого не будет секретом, как за 30 лет после развала Советского Союза развалили нашу школу. Это произошло и благодаря очень многим чиновникам, которые до сих пор у власти. Из этого училища высасывали абсолютно все соки, ничего туда не привнося. Костюмы и декорации переходили в частную собственность, до моего прихода там ничего никто никогда по-настоящему не ремонтировал. В училище можно было снять очень классный фильм ужасов или триллер. Поэтому, как вы думаете – как они будут относиться к человеку, который пытается что-то поменять в системе?!
Теперь мои конкуренты и соперники - не просто примы, а прожженные чиновники и политики с огромным стажем. И это не может вызывать одновременно разнообразную палитру смешанных эмоций. Иронический смех в том числе.
А ведь можно делать еще в два раза больше для детей и для развития нашей станы в балетном образовании, если эти «милые» люди не будут просто мешать, я даже не говорю о какой-либо помощи. Но теперь я знаю по именам каждого из этих вредителей.
У нас невероятно талантливые люди, дети – самородки. И мне больно и обидно, что эти дети, видя в каких условиях мы развиваемся и какие у них здесь перспективы, получая знания, уезжают за границу. А мне хочется, чтобы самые лучшие не искали лучшей жизни где-то, а оставались у нас.
Я шаг за шагом пытаюсь менять систему, и многим людям это не нравится. Они хотят, чтобы было то же болотце со своим уставом и своими правилами.
- Думаю, вам не раз задавали этот вопрос: зачем оно вам надо? Вы - звезда мирового балета, у вас и так сумасшедшие нагрузки, графики, а теперь еще и балетная школа!
- У меня за это дело болит сердце. Есть время, когда ты сеешь и когда ты жнешь. У меня, наверное, все немножко наоборот. Сначала я получала любовь, знания, практику в школе и театре, а сейчас уже в том статусе, в том состоянии, когда готова все отдавать. Я благодарна тем людям, которые меня воспитали, и воспитали правильно, и я бы хотела дать веру в наше балетное будущее новому поколению.
- Не опускаются руки от того, что вы отдаете свои силы, а вам за это еще и палки в колеса?
- Часто опускаются, но хорошо, что у меня всегда есть люди, которые меня вдохновляют и поддерживают. Их очень много, они все очень разные, но у меня всегда есть у кого спросить совет, поддержку, поплакаться или рассказать, почему вот так. А еще мотивируют дети и их родители, они часто подходят и говорят: «Только не оставляйте нас, пожалуйста, не уходите».
Просто некоторые моменты меня действительно убивают. Причем я осознаю, что мое положение, мой статус мне помогают, но система иногда все равно не работает. Сегодня моя бумажка полежит в одном месте два дня, потом еще три дня в другом кабинете, затем ее случайно или специально кто-то уберет, и она вдруг пропадет, такое тоже бывает, и очень часто. А я же еще должна контролировать огромное количество процессов, потому что колледж – это большой организм, у меня очень много разных функций и задач.
В хореографическом училище я должна быть хозяйственником, должна еще работать психологом, художественным руководителем
Помимо того, что я должна быть хозяйственником, должна еще работать психологом, художественным руководителем, потому что я инсайдер балетного мира и как никто другой понимаю, как это все устроено.
Поэтому, когда я должна контролировать еще и элементарную бумажку, чтобы, допустим, нам разрешили какое-то занятие, проходить семь кругов ада, это сложно.