Послание президента Владимира Зеленского к Верховной Раде, принятие «ресурсного» законопроекта, госбюджета-2022, продление особого статуса для Донбасса затмило одно важное событие - вынесение на обсуждение проекта изменений в Конституцию в части децентрализации. Документ предусматривает абсолютно новый алгоритм организации и работы местных властей.
Вернемся к Украине до 1917 года
Вынесенный на обсуждение текст документа предусматривает абсолютно новую редакцию 9 статей Конституции, а в 6 других статей вносит изменения.
- Все изменения касаются громад и реформы децентрализации, которая проходит в стране уже несколько лет, но без внесения изменений в Конституцию ее полноценная реализация невозможна. Эти изменения должны урегулировать коллизии и сделать децентрализацию необратимой, - отметил народный депутат Дмитрий Гурин. - В Конституции наконец-то появятся громады, которые получат не только деньги, но и широкие права, включая главное - принимать любые решения местного значения, регулирование которых государство не передало другим органам. То есть охраной государственной границы занимается государство, а вот с вопросом снесения заборов на месте разберутся без указаний сверху.
Внедряется модель сильного ответственного мэра (главы громады). Что это означает на практике: мэр единолично является исполнительным органом громады (самостоятельно формирует и возглавляет), все решения исполнительной власти утверждаются от его имени, самостоятельно решает, кому и в каких объемах делегировать право подписи, разделяет полномочия и контролирует, какие документы должны «идти через его стол», председательствует на сессиях советов громад.
«Модель может выглядеть необычной, но она является классической для конституционного права европейских стран и работала в Украине до 1917 года», - сказано в аналитической записке к проекту конституционных изменений.
Что сможет префект
На уровне областей и районов вместо государственных администраций создаются самоуправляющие исполнительные органы - префекты, которые избираются на конкурсе и назначаются на должность на три года. Но открытым остается вопрос, кто будет назначать префектов. Обсуждаются два варианта - либо Кабмин самостоятельно, либо президент по представлению Кабмина. Депутатам предстоит определиться и с подотчетностью и подконтрольностью префекта - он «под» Кабмином или Кабмином и президентом в сферах их полномочий.
Еще один важный вопрос, сможет ли префект останавливать решения местных советов? Такие полномочия предусматривались предыдущей редакцией конституционных изменений, которые были сняты с рассмотрения в прошлом году. В новой редакции конституционных изменений такой функционал для префектов не предусмотрен.
- Мы прописали положения относительно участия префекта в работе исполнительной власти на местах, положения относительно приостановления решений местных советов, связанных с территориальной целостностью. Вся ответственность за такие решения переносится в Конституционный суд. То есть если префект считает, что определенный орган принял решение, которое угрожает территориальной целостности Украины, префект может обратиться в суд. И суд решает, останавливать действие такого решения и работу органа. Это страховка от сепаратизма, - сказал первый вице-спикер Верховной Рады Александр Корниенко.
Не поселок, а мистечко
Право назначать внеочередные выборы на местах отберут у Верховной Рады и передадут ЦИК, причем Центризбирком обязан назначить такие выборы безотлагательно. Срок полномочий местной власти - 5 лет.
Не исключено, что на конституционном уровне могут исчезнуть районы и села - им предлагают вернуть историческое название повиты и мистечка соответственно. Но это вопрос для дискуссий. Что касается Киева и Севастополя, то они остаются отдельными регионами, но… можно будет избрать другую модель на уровне закона.
Ломают депутаты и эксперты копья, а нужно ли декоммунизировать названия Днепропетровской и Кировоградской области, переименовав их на Днепровскую и Кропивницкую.
- Политики также должны решить, оставлять ли районные советы, - рассказал Дмитрий Гурин.
Голосовать будут депутаты следующего созыва Верховной Рады
Обнародованный на сайте Верховной Рады проект конституционных изменений - это «сырой» документ. В нем еще очень многое может измениться. Эти наработки обсудят депутаты на базе двух парламентских комитетов - по вопросам правовой политики и по вопросам организации госвласти. Далее будет создана рабочая группа по доработке изменений в Конституцию.
- После обсуждения в Верховной Раде итоги отправят в Конституционную комиссию по вопросам реформ при президенте, где будет оформлен окончательный вариант текста, и его будут предлагать президенту для внесения в Верховную Раду, - отметил Александр Корниенко.
Как быстро политики смогут пройти этот этап - достоверно не известно. Ранее спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук высказывал надежду, что хотелось бы предварительно принять законопроект до конца текущей сессии (до 21 января 2022 года).
- Если Верховная Рада хорошо поработает, то до конца этой сессии мы можем направить его в Конституционный суд. Как только Конституционный суд рассмотрит его и направит назад, то мы, конечно, сделаем все, чтобы до февраля рассмотреть его в первом чтении, потому что рассмотрения (законопроектов о внесении изменений в Конституцию. - Авт.) в первом и во втором чтении должны проходить на двух разных сессиях Верховной Рады Украины, - пояснил Руслан Стефанчук.
Иными словами, раньше осени 2022 года внести изменения в Основной закон страны в части децентрализации никак не получится. Хотя кулуарно озвучиваются прогнозы, что на сегодняшний день вероятность того, что действующий созыв Верховной Рады сможет закрепить в Конституции децентрализацию, не превышает 10%.
- Я думаю, что президент будет медлить с внесением этих конституционных изменений в парламент. На сегодня за документ, по моим подсчетам, имеется примерно 240-250 голосов. А нужно 300 (для принятия во втором чтении. - Авт.). И пока Офис президента не найдет эти 300 голосов, вряд ли Зеленский зарегистрирует документ в Раде, - сказал один из «слуг», вовлеченный в процесс реформы децентрализации в стране.