Эксперты: Говорить с Россией о Донбассе? РФ сначала должна признать себя стороной конфликта и начать разговаривать

Что стоит за громким заявлением президента о «прямом» общении с Россией о Донбассе и есть ли в этом перспективы.

REUTERS

Без прямого диалога с Россией Донбасс не вернуть», - заявил в своем выступлении 1 декабря в Верховной Раде президент Украины Владимир Зеленский. Кто-то увидел в этом месседже слабину и прогиб, кто-то считает, что глава государства наконец определился с тем, кто есть кто во внешней политике. Объединяет оппонентов тот факт, что президент, похоже, не рассматривает военный способ возвращения неподконтрольных территорий, уповая исключительно на переговоры и дипломатию.

«Кремль пытается выскочить»

Политологи утверждают: Украина и так разговаривает с Россией начиная с 2014 года. Весь диалог ведется в «минском» и «нормандском» форматах, при этом Россия на весь мир заявляет, что она не сторона конфликта на востоке Украины.

- Ну не с ОРДЛО же нам разговаривать? Позиция Украины однозначна, и Зеленский на этом настаивает: для прекращения конфликта необходим диалог между сторонами этого самого конфликта. То есть Украина готова разговаривать с Россией, потому что мы хотим мира. А Кремль в свою очередь от переговоров отказывается и настаивает, что стороной конфликта не является. Хотя весь мир уже признал РФ именно стороной конфликта - эта формулировка даже есть в новом коалиционном соглашении Германии, - рассказал политолог Кирилл Сазонов. - И это заявление никак не отменяет Минский процесс или «нормандский формат». Есть агрессор - Россия, есть жертва агрессии - Украина и международные посредники. Вот Кремль и пытается выскочить из этого сценария и отказывается от переговоров с Киевом...

Сазонов утверждает: с представителями «республик» в Донецке и Луганске украинский президент вести переговоров не будет. А во-вторых, по Минским соглашениям никаких «ДНР» и «ЛНР» не существует, их нет. Есть «отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины», но тогда что в этих районах делают российский рубль, российские документы, российские военные и прочие заинтересованные лица с двухголовым орлом на обложке паспорта?

«Надо ждать, пока Россия устанет или ослабнет»

- Да, Россия отрицает, что она сторона конфликта, но никто не принимает ее отрицания. В Трехсторонней контактной группе (ТКГ) – соответственно, три стороны переговоров: Украина, ОБСЕ и Россия. Так что мы ведем переговоры с Россией уже восьмой год. Понятно, что быстро к какому-то результату мы вряд ли придем. Но если в РФ хотят отменить санкции (а санкции - это элемент давления со стороны мирового сообщества), им придется признать себя стороной конфликта. По-другому решить этот вопрос не удастся, - отметил представитель отдельных районов Донецкой области в делегации Украины в ТКГ Сергей Гармаш.

Он также подчеркнул: Донецк и Луганск в виде «ДНР» и «ЛНР» - абсолютно несамостоятельные субъекты, и весь мир прекрасно видит, какая страна на самом деле заправляет на оккупированных территориях Украины.

- Получается, надо ждать, пока Россия устанет или ослабнет. Да и Путин не вечен. После ухода Путина различные процессы могут начаться и в самой России, - отмечает Гармаш. -  Но пока в ТКГ в плане политического урегулирования особых подвижек нет. Да их и быть не может, пока Россия не признает себя стороной конфликта.  С обменом пленных тоже пока нет никаких перспектив, потому что Россия привязывает решение гуманитарных вопросов к политическим требованиям. И мы прекрасно понимаем, что если сейчас Москва пойдет на обмен пленными, то это будет плюсом к рейтингу Зеленского. А Путин объявил ему фактически открытую войну.

По словам эксперта, остается только ждать и продолжать переговоры в Трехсторонней контактной группе.

- Это надо делать, пока Россия не созреет и не начнет договариваться об уходе с сохранением лица. А для этого надо разговаривать. С нами надо разговаривать, а не ставить нам ультиматумы, как это делает РФ, - резюмировал Сергей Гармаш.

«Бесконечный процесс»

Стоит обратиться к жителям неподконтрольных территорий, которые без малого восемь лет следят за «переговорами с Россией», и узнать, что они думают по этому поводу.

- Есть хорошее выражение - «тянуть жилы». Именно этим и занимаются на всех дипломатических переговорах - тянут время и жилы. Ничего не происходит, кроме того, что население здесь беднеет, замыкается, становится безразличным к происходящему. Многим уже все равно, что будет дальше. Горстка тех, кто еще верит в то, что Россия вернет Украине ее восточные территории, уменьшается с каждым днем, - говорит житель Донецка Алексей Ионин. Он математик и иногда прикидывает вероятности скорого освобождения Донбасса. Результат его не радует - при таком неспешном течении событий «разговаривать с Россией» можно еще очень много лет.

- У людей постепенно складывается впечатление, что переговоры с Россией, которые ведутся в рамках Минских соглашений, это бесконечный процесс, суть которого – в затягивании конфликта, а не его разрешении. При этом декларируется, что военное решение конфликта на востоке Украины неприемлемо. Но если в той же России утверждают, что конфликт - внутриукраинский, то почему государство Украина не может контролировать тут свою границу, почему в регионе не ходит украинская валюта и так далее? Может, военное решение - менее «красивое», но более действенное? - задается риторическим вопросом житель Донецка.

КОНКРЕТНО

Кто и с кем договаривается?

Переговоры в Минске

На протяжении 2021 года встречи Трехсторонней контактной группы проходили в формате видеоконференций. Каких-то практических результатов эти встречи не принесли. В январе пророссийские представители ОРДЛО допустили к участию в видеоконференциях неких «общественных советников» из Донецка и Луганска, но с российскими паспортами, что вызвало непонимание у остальных участников ТКГ. Дело доходило до бойкотирования заседаний, пока «советники» не покинули группу.

По сути еще с середины 2020 года Минский процесс был заблокирован из-за постоянных ультиматумов «представителей ЛДНР» и России, требовавших законодательного закрепления Минских соглашений украинским парламентом.

Украина не раз поднимала на заседаниях вопрос о том, что в существующем виде реализовать Минские соглашения невозможно, но придется работать с тем, что есть, и ни разу не отказалась от обязательства выполнить «Минск». Россия в свою очередь продолжала и продолжает настаивать, что она не сторона конфликта, а всего лишь посредник по его урегулированию. После задержания в зоне ООС боевика с российским паспортом в конце октября, который назвал себя представителем Совместного центра по контролю и координации прекращения огня, РФ отказывается обсуждать его судьбу, делая вид, что его не существует.

Глава Министерства иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба признал в интервью немецким СМИ, что «Минск» (и «нормандский формат») как переговорные форматы «находятся в коме, однако следует пытаться вернуть их в сознание».

На сегодняшний день обязанности главы украинской делегации на переговорах в «минском формате» исполняет народный депутат Андрей Костин. Он временно заменяет отсутствующего по состоянию здоровья Леонида Кравчука. О своей отставке или увольнении с поста главы делегации Кравчук не сообщал.

Встречи в «нормандском формате»

Встречи в «нормандском формате» не проводятся больше года. Похоже, интерес   угасает у всех стран-участников - Франции, Германии, России и Украины. Россия отклонила предложение Франции провести встречу 11 ноября.

Пресс-секретарь президента Украины Сергей Никифоров рассказал, что «нормандский формат», его продолжение - под большим вопросом. Никак не могут договориться по следующему саммиту в «нормандском формате» на высшем уровне, даже министры пока не встречаются».

Россия хочет заставить Украину вести напрямую переговоры с террористами из «ЛДНР». Франция и Германия требуют от России выполнения «Минска». РФ в очередной раз заявляет, что не является стороной конфликта.

В ТЕМУ

Только на уровне президентов

Пока Россия не признает себя участницей вооруженного конфликта на востоке Украины (что вряд ли), какие-либо прямые переговоры с Украиной вряд ли состоятся.

- Вся политика определяется не в Трехсторонней контактной группе. Она определяется на более высоких уровнях – на уровне президентов. ТКГ – это всего лишь площадка для реализации всех договоренностей, - отмечает Сергей Гармаш.

То есть президент Украины объявил о готовности вести переговоры об урегулировании ситуации на Донбассе с президентом России. Как уже было сказано, РФ упорно отрицает свое участие в конфликте на востоке Украины. Но и Евросоюз, и США уже называют Россию именно участником, а не посредником. И поскольку глава государства Украины озвучил запрос на переговоры с главой России – остается только ждать ответа.