Шоураннер «Крепостной» Тала Пристаецкая: У Кати и Жадана все могло быть несколько иначе, если бы…

Креативный продюсер и сценарист костюмированной драмы рассказала «КП в Украине» о том, почему они так завернули сюжет в третьем сезоне и что нас ждет в четвертом.

СТБ

Съемки четвертого сезона популярной костюмированной драмы «Крепостная» уже перешагнули экватор. События в картине СТБ будут развиваться 23 года спустя, а центральными персонажами станут дети полюбившихся нам героев. Увидим мы в кадре и наших любимчиков, правда – не всех.  

С создательницей «Крепостной», креативным продюсером и сценаристом Талой Пристаецкой мы обсудили события четвертого сезона, новых и старых героев и, конечно же, финал третьего сезона, который зрители обсуждают как реальную жизнь.

Мы сами создаем себе кумиров

- Тала, зрители до сих пор успокоиться не могут – мол, как же вы так могли испортить красивую историю Кати и Жадана и растоптать искреннюю любовь. Как вы могли?

- Мы сами создаем себе кумиров. И весь третий сезон - о том, что идеальных людей не бывает. А еще он про то, что все хорошо в меру. На самом деле у Кати и Жадана все могло быть несколько иначе, если бы… И дальше начинается множество условий, которые напрямую связаны с тем, какие это люди.

Катя, у которой несколько идеалистическое представление обо всем происходящем, - это отчасти глаза зрителя. Она смотрела на Жадана и идеализировала его настолько, что, столкнувшись с реальностью, не смогла с ней справиться. И вместо того, чтобы научиться жить с правдой, поговорить и найти выход, предпочла воевать против мужа. И не потому, что она его не любит или Андрей - плохой человек. А потому, что слишком его идеализировала.

Один из сценаристов нашей авторской группы сказал мне: «Я точно знаю, что телезрители будут разочарованы, потому что слишком любят Андрея. Но при этом точно знаю, что лучше разочаровываться и терпеть крах иллюзий в кино, чем в жизни».

Многие предпочли закрыть глаза на то, какой же Андрей на самом деле, пишут что-то наподобие «пусть он для меня останется на этапе второго сезона» или «я не хочу верить, что этот человек на такое способен». И это говорит о том, что Катя точно так же, как и зрители, могла обманывать саму себя долгое время, пока правда не пришла к ней и не сказала: «Смотри, а я вот такая! И дальше уже твое право поступать, как ты хочешь». Поэтому это и вызвало такой резонанс.

- Вот вы сказали, что лучше разочаровываться и терпеть крах иллюзий в кино, чем в жизни. Но люди настолько живо и эмоционально обсуждают киношную историю, будто это жизнь, будто так поступил реальный человек. Это нормально, что зрители у нас воспринимают кино как реальность?

- Наверное, можно сказать, что вся команда, создававшая «Крепостную», сделала свою работу хорошо, если придуманный персонаж, и не один, так обо всех героях говорят, заставляет относиться к нему как к живому. Если почитать комментарии, там есть два больших лагеря – лагерь Андрея и лагерь Стефана, и у каждого есть своя аргументация, и они говорят о них так, словно это действительно живые люди.

Нормально ли это? Когда мы только готовили первый сезон, нам хотелось создать сериал как роман. Вначале ХХ века романы выпускались в газетах по главам, их ждали, читали, обсуждали, жили ими. Нам также хотелось сделать нашу историю как роман, книгу в виде сериала. Поэтому сейчас, наблюдая за тем, что происходит, я понимаю, что мы добились того эффекта от героев, событий, когда каждый поворот в их судьбе обсуждается так, будто эти люди стали близкими и знакомыми.

Но ничего неожиданного в этом нет. Я сейчас не сравниваю проекты, но в свое время, когда смотрела «Игру престолов», «Ньюз-рум» или «Большую маленькую ложь», точно так же сопереживала персонажам. Да, безусловно, я разделяла жизнь и события в сериале, тем не менее уровень сопереживания все равно был высок. Ведь ты привыкаешь к героям, живешь с ними какое-то время и уже переносишь на них часть своей боли, страхов и так далее. А если еще и работа сделана хорошо, то эти триггеры работают очень мощно. Когда ты видишь что-то на экране, что отзывается внутри тебя, то ты так или иначе теряешь критичность восприятия – реальность и выдумка размываются, ты начинаешь жить собственной болью, собственным внутренним миром, а не придуманной историей.

- Зато с Павлиной и паном Малеванным угодили, кажется, всем! Вы сразу увидели их в паре?

- Фактически да. Виктор Жданов был первым, кого мы позвали на пробы. Вернее, мы тогда позвали двух актеров в один и тот же день. Но Виктора пробовали первым. И когда они с Олесей зашли в кадр, все сразу стало понятно.

Мне очень жаль, что зритель не может посмотреть на кастинговые сцены, потому что это все-таки кастинг - черная комната, люди без костюмов… Но то, как они сделали свою сцену, это не передать словами! Они играли сцену в лавке, когда Павлина пришла к Карпу как бы извиняться после первого знакомства, а в итоге они еще больше поругались. И они говорили так, что вообще не возникало ощущения, что это - актер Виктор Жданов и актриса Олеся Жураковская. Это были Павлина и Карпо со своей живой внутренней историей. Это большая удача продюсера - когда первая же проба говорит тебе: вот, пожалуйста, твои герои.

Так же в свое время было со Стасом Бокланом. На роль Петра Червинского мы пробовали двух актеров, но когда Стас вошел в кадр, а тогда еще была парная проба с Юлей Ауг, - все! Сразу стало ясно, что больше искать бессмысленно, все на своих местах!

Когда актер, заходя в кадр, не просто соответствует тому, что ты написал, а дополняет и делает твоего героя объемным, это та самая удача. И Олеся, и Виктор – это та самая удача.

В свое время моим любимым хештегом был #алешараскопайся

- Если раньше в сети был хештег #жаданживи, то теперь - #вернитежадана или #жаданвоскресни. Но воскрешение же невозможно?

- Конечно, нет. Но я должна сказать, что это не новость. В свое время моим любимым хештегом был #алешараскопайся. После первого сезона, когда Алексей Косач погиб в схватке с Григорием Червинским, мне абсолютно серьезно предлагали подумать, как он раскопается (смеется).

- То есть Максима Радугина в четвертом сезоне уже не будет ни во сне, ни в воспоминаниях?

- Наверное, это не совсем правильно говорить с точки зрения маркетинга, но да, Максима Радугина не будет. 

- Давно уже снимаете?

- Мы запустились в августе, 22 ноября отметили экватор – была ровно 60-я смена.

- Как мы уже знаем, события нового сезона будут происходить спустя 23 года, а в центре истории окажутся дети главных героев. Но среди старого состава, судя по тизеру, мы увидим Тараса Цымбалюка, Станислава Боклана и Сергея Стрельникова. Кто еще вернется? Будет ли, например, продолжение истории героини Анны Сагайдачной? Она, конечно, разорвала этот сезон своим перевоплощением.

- У героини Ани, Натали, история закончена. Она нашла себя в странствии, искупила то, что наделала, и ее история дальше – это история большого количества добрых дел, свершивших человеком, который познал смирение. Поэтому ее мы уже не увидим.

Что касается всех остальных, это спойлер (улыбается). Но могу сказать, что мы увидим несколько героев из первых трех сезонов.

Наша история сделает круг и вернется в Червинку. После публикации тизера писали: «Неужели судьба снова столкнет потомков Косачей и Кати»! Да, так и будет. И это тоже будет непростая история, им придется слишком много понять о себе и пройти большой путь.

- Кстати, Соня Присс  вольно или невольно, но призналась, что играет в продолжении этой истории. На ваш взгляд, как она справилась с ролью? Мы все помним, как ее сильно хейтили перед стартом сезона.

- Вы сказали ключевую фразу – хейтили перед началом сезона. По сути, Соня еще ничего не сделала, а уже все дружно решили, что все плохо.

По моему мнению, Соня Присс - очень талантливая актриса. К сожалению, у нее не было другой перспективы в этом проекте, как изначально быть принятой в штыки просто потому, что она не была первой. Если вспомнить, как воспринимали Катю Ковальчук в свое время, то, прямо скажем, у героини Екатерины Вербицкой для актрис уготована непростая судьба.

Их нельзя сравнивать. Соня не пыталась играть Катю, которую играла Катя Ковальчук. Соня Присс создавала своего персонажа. Очень сложного, очень непростого, потому что важно понимать, какой путь прошла эта героиня до момента входа Сони в роль. И все это нужно было держать в голове, понимать, что это твое прошлое. И Соня, соответственно, должна все это была в себе нести.

Как по мне, Соня справилась с ролью. Довольна ли я как креативный продюсер работой актрисы Сони Присс? Абсолютно довольна! Я видела очень много разных комментариев, и, к сожалению, очень многие из них грешат личными оскорблениями, очень многие строятся не на оценке работы актрисы, а на вещах, на которые невозможно повлиять.

Мне Соня нравится, я искренне считаю, что она будущая звезда, все у нее будет хорошо.

- Почему все-таки Катя Ковальчук не снималась в третьем сезоне? В вашу сторону сыпалось много гневных комментариев, но вопрос так и остался открытым.

- Это прошлое, оно осталось в прошлом. В данной ситуации, честно, был ряд событий, которые повлияли на то, чтобы этой актрисы не было в третьем сезоне. И усилия с обеих сторон были приложены немалые, чтобы Катя Ковальчук все-таки была в проекте. Однако случилось так, как случилось.

Анастасия Нестеренко – наше открытие и будущая звезда

- Хочу вернуться еще к тизеру… Мне больше всего бросилась в глаза женщина в красном платье на лошади, и она очень похожа на Лидию Шефер.

- Не только вам так показалось. Но это не Лидия Шефер. Это актриса Анастасия Нестеренко, которая играет Зоряну, дочь Назара и Орыси.

Это будет просто невероятный сезон. Персонаж Насти Нестеренко - один из самых сложных персонажей четвертого сезона. Актриса, которая в свои очень юные годы умудрилась показать все оттенки двух сложнейших сцен в самопробе, снятой на телефон, покорила и меня, и режиссера Лешу Есакова. Мы переживали, как пройдет утверждение, роль все-таки центральная, и что скажет канал, но ни у кого не возникло ни малейшего ощущения, что это не правильный выбор. У всех был один и тот же вердикт: «Нестеренко – открытие и будущая звезда».

Если она привлекла внимание на общем плане в тизере, остановила на себе взгляд своей энергетикой, примагнитила к себе, это уже о многом говорит. По энергетике она где-то похожа на Лидию Шефер, это противоречивый персонаж, но это совершенно разные героини с разными историями.

- Правильно ли я поняла, что сын Кати и Стефана - на самом деле сын Андрея Жадана?

- Вы хотите, чтобы я рассказала все тайны (смеется). Все очень красноречиво в финальной сцене. Понятно, что что-то не так. Но что именно не так, выяснится сразу же в первой серии четвертого сезона. Конечно же, в рождении Януша Яблоневского есть некая тайна.

- Почему над сериалом не работает один режиссер? Начинали историю Макс Литвинов и Феликс Герчиков, третий сезон снимал один Герчиков, четвертый - Алексей Есаков.

- Первые два снимали Макс и Феликс, потому что мы снимали два сезона сразу, и для одного режиссера это был очень большой объем работы. В третьем мы оставили уже одного режиссера, Феликса, нам было важно сохранить тот же эмоциональный настрой, поскольку это было продолжение истории.

А вот четвертый будет совсем другой. И именно поэтому мы искали другого режиссера. В новом сезоне очень много молодой энергии, очень много бунтарских настроений, и нам нужен был режиссер с другим взглядом. И когда мы нашли Лешу Есакова… Вот как Нестеренко – это открытие среди актрис, так Есаков – это открытие среди режиссеров. У него настолько свой взгляд, другое восприятие, он умеет настолько глубоко видеть скрытые мотивации! А в четвертом сезоне очень много такого, когда мы говорим одно, а на самом деле думаем другое. Есть тайны, интриги, и это все нужно было держать в голове, кроме того, есть очень сложная шпионская история, а это уже другой жанр и, соответственно, другая интонация. Леша со всем этим справился.

Не всех можно состарить, поэтому мы заменили некоторых актеров

- 23 года - длинный промежуток. Старить героев будете? Станиславу Боклану вы добавили седины.

- Невероятный грим у Тараса Цымбалюка. Он остается в роли своего персонажа, будет играть Назара. У Сережи Стрельникова тоже есть дополнительный грим, он состарен.

Но есть ряд персонажей, которых состарить в условиях съемок сериала, когда у вас другая выработка и другие объемы, нежели, скажем, в полном метре, очень сложно.

Есть лица, особенно женские, которые, когда старишь оперативно, выглядят как просто молоденькие девочки с гримом. Если, например, вы посмотрите на грим Цымбалюка, то это прям Тарас, только плюс 23 года. А вот отдельным нашим девушкам очень повезло с внешностью в том смысле, что они выглядят очень юно, и, если их состарить оперативно без больших ресурсов, к сожалению, они не выглядят повзрослевшими или постаревшими. Поэтому мы были вынуждены заменить некоторых актеров.

- Что ж, в новом сезоне будет очень много новых лиц, будет кого пообсуждать.

- Конечно! И будет много моментов, которые, уверена, будут не менее остро восприниматься, чем то, что происходило в третьем сезоне. Герои регулярно будут оказываться перед сложным выбором. И чаще всего этот выбор связан именно с их личными историями. То есть выбрать себя или дело, честь или любовь, и не всегда этот выбор настолько очевидный, что зритель будет с ним согласен.