Похоже, что период «теплой ванны», которую обеспечивали президенту практически все телеканалы, контролируемые украинскими олигархами, закончился. В последнее время количество критики в адрес Владимира Зеленского резко увеличилось. Особенно стала заметна смена риторики на телеканалах, которые входят в бизнес-империю самого богатого украинца Рината Ахметова. Сейчас многие эксперты называют сложившуюся ситуацию войной между ними. Кто-то думает, что президент сможет пошатнуть финансовую устойчивость самой крупной украинской финансово-промышленной группы, а кто-то говорит, что нынешний глава государства не первый, кто обломал зубы на попытках уменьшить влияние самого богатого человека в стране. «КП в Украине» спросила у экспертов, у кого больше шансов победить в этой войне.
Диспозиции сторон
Владимир Зеленский любит говорить о своей войне с олигархами. Правда, до недавнего времени даже телеканалы этих самых олигархов поддерживали главу государства, выпуская в эфир программы под названием типа «Большой деолигархизации». Все это выглядело не больше чем олицетворением анекдота: «Пчелы - против меда!»
Вся эта бизнес-империя держится на системах сдержек и противовесов, которые были достаточно грамотно выстроены в его вертикально интегрированные компании и смежные бизнесы.
Но в последнее время риторика сторон изменилась – президент уже открыто обвиняет олигархов в срыве отопительного сезона, власть начинает импорт электричества из Беларуси, а на каналах Рината Ахметова увеличивается количество эфиров с критикой Владимира Зеленского. Это уже напоминает начало боевых действий, пусть пока только в информационном поле.
В такой ситуации некоторые горячие головы говорят, что президент мог бы начать атаку на бизнес Ахметова, но экономисты и политологи считают, что это не так просто сделать, ведь самый богатый человек страны имеет свои интересы чуть ли не во всех отраслях экономики страны.
- Вся бизнес-империя Рината Ахметова начинала создаваться еще в конце 90-х годов прошлого века, и интересы его финансово-промышленной группы проникали во все отрасли, где можно было сгенерировать добавленную стоимость, - говорит экономист Алексей Кущ. - Несмотря на то что Ахметов называет себя инвестором, он является классическим олигархом, который, кроме бизнеса и банков, контролирует политиков и СМИ. Вся эта бизнес-империя держится на системах сдержек и противовесов, которые были достаточно грамотно выстроены в его вертикально интегрированные компании и смежные бизнесы. Например, контролируя около 80% тепловой генерации в стране, его компании занимаются добычей угля, а также его транспортировкой. Плюс к этому параллельно Ахметов больше всех инвестирует в «зеленую» энергетику. В сфере металлургии он контролирует всю цепочку от добычи руды до выплавки стали.
При этом, по словам эксперта, все бизнесы могут перекрестно субсидироваться – если какой-то в данный момент убыточен, то это покрывается за счет прибыльных предприятий.
- По сути, он использует южнокорейскую модель, которую до 1997 года практиковали крупные компании этой страны, - продолжает Алексей Кущ. – Параллельно с перекрестным субсидированием происходит скупка всевозможных активов, которые могут приносить добавочную стоимость. Но опыт банкротства корейских гигантов показывает, что такая конструкция достаточно хрупкая. Если страдает отрасль, которая приносит основную прибыль, вся конструкция может посыпаться. Понимает это и Ринат Ахметов, поэтому, когда власть пытается изменить условия ведения бизнеса для горнодобывающей отрасли, которая генерирует основную прибыль его бизнеса, мы видим, что бизнесмен переходит в атаку.
Риски для Ахметова
Эксперты говорят, что невидимые боевые действия между Зеленским и Ахметовым ведутся уже давно, просто в последнее время они стали более заметными на фоне падения президентского рейтинга.
- Какие-то попытки отстоять государственные интересы уже начались, - говорит аналитик TeleTrade Сергей Родлер. - Например, повышение тарифов на перевозку грузов для улучшения финансового положения «Укрзалізниці», которая, несмотря на все усилия набсовета, остается убыточной. Издержки СКМ после этого решения должны вырасти более чем на 6 млрд грн. Формально именно ударом по Ахметову можно считать решение по сокращению сроков эксплуатации грузовых вагонов, касающееся не только государственных игроков, но и частных. В результате компаниям олигарха придется списать порядка 8500 вагонов. Правда, этот законопроект еще надо принять, а учитывая влияние Ахметова, процесс может затянуться на долгие годы или же до окончания срока Зеленского, который имеет крайне низкий рейтинг и продолжит его терять в случае дальнейшего конфликта с людьми, контролирующими основные медиа.
Если бы президент хотел настоящей войны, то он бы попробовал выбить из основания базовые элементы бизнеса Ахметова
Также появление в свое время в парламенте законопроекта 5600 можно было бы воспринять, как попытку атаковать Ахметова, но эксперты говорят, что пока это все напоминает больше имитацию войны, чем настоящие боевые действия.
- Если бы президент хотел настоящей войны, то он бы попробовал выбить из основания базовые элементы бизнеса Ахметова, чтобы зашаталась вся конструкция, - продолжает Алексей Кущ. – Например, можно было бы летом запастись углем и сейчас нарастить тепловую генерацию государственной компании «Центрэнерго», нарастить импорт электричества из Беларуси - изменить баланс рынка электрогенерации так, чтобы вывести предприятия олигарха из игры. Тогда тепловой бизнес Ахметова пострадал бы. Параллельно можно было наращивать атомную генерацию и отменять «зеленые тарифы». В металлургии президентская команда могла бы атаковать ГОКи, которые добывают руду. Например, объявить об их национализации через СНБО. Но если бы президент хотел войны, все эти действия нужно было проводить одновременно. Например, законопроект 5600 должен был бы стать основным ударом, а остальное – отвлекающими маневрами. Но, как мы видим, основную атаку Ахметов уже отбил - законопроект 5600 существенно изменили или даже могут вовсе не принять. На фоне дефицита электроэнергии страна зависит от того, привезет ли ДТЭК уголь и сколько тепловой энергии произведет. То есть мы видим этакое топтание на месте: шаг власти вперед – в атаку, потом - шаг назад.
По словам Алексея Куща, у Владимира Зеленского была возможность атаковать олигарха где-то до осени 2020 года, пока его личный рейтинг доверия и рейтинг его партии был достаточно высоким. Сейчас это сделать сложно.
Агенты влияния
Также эксперты говорят, что во власти достаточно тех чиновников, которые будут на словах поддерживать антиолигархический крестовый поход президента, а на деле подыгрывать олигархам.
- Для того чтобы больно ударить по бизнесу Ахметова, правительству попросту надо выполнять свою работу - бороться с монопольным положением в критически важных сферах и создавать условия для здоровой конкуренции, - продолжает Сергей Родлер. - Для этого сперва необходимо навести порядок в своих рядах, ведь пока олигархи имеют все возможности надавить на чиновников с целью как блокировать ненужный законопроект, так и выбить для себя максимально выгодные условия. Именно поэтому в безоговорочную победу президента верится с трудом, особенно, если мы будем учитывать текущую ситуацию на энергетическом рынке и тот факт, что Ахметов контролирует уголь, тепловую генерацию и облэнерго.
Риски для Зеленского
Третий закон Ньютона говорит о том, сила действия равна силе противодействия. Чем сильнее президент будет давить на бизнес Рината Ахметова, тем больше тот будет стараться ударить по самому главному активу Зеленского – его рейтингу. И такая война интересна не только одному Ахметову.
- Это не будет война на уничтожение, олигархам не нужна политическая смерть Зеленского, их вполне устроит, чтобы он превратился в эдакого Виктора Ющенко периода 2007-2009 года, - продолжает Алексей Кущ. – Работать на снижение рейтинга президента они будут через свои СМИ и через людей в Офисе президента. Зеленскому приготовили ряд ловушек, в которые он попал. На мой взгляд, закрытие телеканалов Виктора Медведчука, возникновение дефицита угля на складах государственных ТЭС, «Вагнергейт» – это были те решения, которые вызывали недовольство разных групп электората, а в сумме снижали президентский рейтинг.
Это не будет война на уничтожение, олигархам не нужна политическая смерть Зеленского
По словам Алексея Куща, задача олигархов сейчас не только развязать себе руки, но и заставить президента выполнять их пожелания. И предпосылками к этому могут стать прошлые ошибки самого Зеленского.
- Придя к власти, Владимир Зеленский досрочно распустил парламент прошлого созыва, - продолжает Алексей Кущ. – Сложно сказать, какие бонусы он от этого получил, но будущие риски увеличил. Получается, что следующие парламентские выборы пройдут на три месяца раньше, чем должны были. Рейтинг его партии к тому моменту еще больше снизится, и есть вероятность, что большинства у Зеленского уже не будет. При этом в Раду могут пройти несколько новых политических сил, которых будут поддерживать олигархи. Их задачей будет начать активную кампанию под условным названием «Требуем начать процедуру импичмента Зеленскому!». Если учесть, что в это время будет проходить президентская гонка, угроза импичмента сделает Зеленского более сговорчивым и может заставить пойти на ряд уступок олигархам.