5 вопросов о возможном нападении России на Украину

Вторжение, по данным украинской разведки, будет куда более масштабным, чем за все время начиная с 2014-го.

facebook.com/mod.mil.rus

Руководитель Главного управления разведки Минобороны Кирилл Буданов в интервью американскому изданию Military Times заявил, что Россия готовит вторжение в Украину. Глава ГУР также рассказал подробности предполагаемого наступления. Украинская военная разведка сообщает, что Кремль планирует нападение, которое должно стать намного более масштабным, чем любые действия российских войск с 2014 года.

Когда следует ожидать наступления

Кирилл Буданов отметил, что предположения американских и украинских разведслужб относительно времени возможной российской атаки очень схожи. «Наши оценки почти такие же, как у наших американских коллег. Речь идет о конце января или начале февраля 2022 года», - заявил он.

Почему наступление планируется этой зимой

Агентство Bloomberg сообщает, что Россия может вторгнуться в Украину, учитывая противостояние между Польшей и Беларусью из-за мигрантов. Плюс неопределенность по поставкам российского газа в Европу, несмотря на обещание Путина увеличить их, чтобы ослабить энергетический кризис.

Президент РФ настаивает на том, чтобы европейские регуляторы быстро одобрили эксплуатацию газопровода «Северный поток-2» из России в Германию, против которого США и Украина выступают как против угрозы европейской безопасности.

Направления предполагаемых ударов

Кирилл Буданов рассказал, что предположительно наступление будет включать авиаудары, артиллерийские и бронетанковые атаки с последующими десантными ударами на востоке, в Одессе и Мариуполе и меньшим вторжением через Беларусь.

По его словам, масштабные российские военные учения «Запад-2021» показали, что Москва может одновременно перебросить более 3500 военнослужащих воздушно-десантных и специальных операций. Буданов подчеркнул, что РФ увеличивает количество войск и вооружения в оккупированном Крыму и стягивает системы баллистических ракет малой дальности «Искандер» и другое вооружение к границе.

А агентство Bloomberg со ссылкой на американскую разведку сообщило, что Россия действительно рассматривает сценарий вторжения со стороны Беларуси и оккупированного Крыма. Для этого могут задействовать до 100 тысяч военных. Источники издания описывают вероятное нападение как операцию в холодное время года, которая охватит большую территорию и будет рассчитана на длительное время.

Москва также якобы объявила о мобилизации резервистов в беспрецедентных после развала СССР масштабах, хотя публично об этом не сообщалось. Резервисты, речь идет о десятках тысяч, должны будут зайти на оккупированную территорию после того, как пройдет линия фронта.

Министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что пока точно неизвестно, принял ли Владимир Путин окончательное решение о наступлении.

Готовность Украины отразить удар

Киев сейчас просчитывает разные сценарии, учитывая, что страна окружена многочисленными российскими тактическими группировками. Глава ГУР также отметил, что жесткие погодные условия в январе-феврале никак не отвадят россиян от нападения. «Для нас и россиян это не проблема», - сказал Буданов. Подразумевается, что зимняя низкая температура не будет мешать логистике военных операций.  

Мы должны в ближайшие месяцы - и общество, и государство - продемонстрировать максимальную эффективность, максимальную выдержку и не вестись на провокации ни внутри страны, ни в зоне конфликта.

«Мы за 8 лет этой войны научились защищаться. Наши Вооруженные силы на высоком уровне, особенно Сухопутные войска. У меня была возможность четыре дня провести в ООС, общаться с командирами, солдатами в окопах. Там настроение абсолютно боевое, уверенное в себе, люди умеют защищать страну», - заявил министр обороны Алексей Резников в интервью украинской службе «Голоса Америки» во время визита в Вашингтон 19 ноября.

По словам Резникова, в Украине более 400 тысяч ветеранов, прошедших через боевые действия и готовых защищать страну: «Поэтому такого легкого прохода, как это было в 2014 году, не будет. Сегодня люди знают, что такое пролитая кровь, и как проливать кровь врага - тоже знают и умеют это делать».

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба в эфире «Украина 24» заявил, что вероятность вторжения Москвы зависит от двух факторов: силы и выдержки Украины, а также силы и скоординированной поддержки международных партнеров.

«Мы должны в ближайшие месяцы - и общество, и государство - продемонстрировать максимальную эффективность, максимальную выдержку и не вестись на провокации ни внутри страны, ни в зоне конфликта. Я призываю всех в ближайшие месяцы не паниковать, но сохранять бдительность и не вестись на провокации, особенно в информационном пространстве», - заявил глава украинского МИДа.

Какой помощи можно ожидать от западных партнеров

После появления информации о скоплении российских военных и техники у наших границ премьер-министр Великобритании Борис Джонсон сказал, что Европе вскоре предстоит сделать выбор между зависимостью от российского газа и защитой Украины.

В ответ на этот Верховный представитель ЕС Жозеп Боррель откровенно заявил, что отношения с Украиной не предусматривают военной помощи на случай вооруженной агрессии. И Киев, по его словам, может рассчитывать только на «политическую, дипломатическую, экономическую и финансовую поддержку со стороны Европейского союза». То есть Европа будет действовать точно так же, как и во время аннексии Крыма и войны в Донбассе – санкциями. А они, как известно, не вернули Украине ни полуостров, ни оккупированные территории на востоке страны.

В вопросе противодействия российской агрессии Украина больше может рассчитывать на США, Великобританию и Турцию. Воевать с Россией за Украину они тоже не будут, но готовы значительно усилить военно-техническую помощь летальным оружием и военной техникой. И они готовы развивать и усиливать это сотрудничество и дальше.

Military Times, например, сообщило, что украинские военные впервые применили на фронте против российских оккупационных войск американский переносной противотанковый ракетный комплекс «Джавелин».

Издание сообщило, что получило сведения о первом боевом применении украинскими военными «Джавелинов» от руководителя Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилла Буданова, с которым накануне записало интервью в ходе визита украинского разведчика в Соединенные Штаты. «Буданов сказал мне, что украинские войска использовали «Джавелин» в бою», - сообщил главный редактор издания Говард Олтмен.

А перед этим беспилотник турецкого производства «Байрактар» подавил с воздуха гаубичный расчет российских оккупационных войск, который обстреливал украинских военных. Кроме того, Великобритания принимает самое активное участие в создании нашего «москитного флота» и баз для него.  

Мнение эксперта

Игорь Романенко, экс-замначальника Генштаба Украины:

- Полностью быть готовым к агрессии невозможно. Тем более что соотношение военных потенциалов не в пользу Украины. Но максимально подготовиться к ней – можно. Чем мы сейчас и занимаемся. Как сказал секретарь СНБО Данилов, есть несколько сценариев отражения нападения. Весь этот год проводились и сейчас проводятся учения, тренировки, зачастую с западными партнерами наших военных. Был проведен набор новых летчиков. К тому же у нас есть десятки тысяч ветеранов, которые уже прошли войну, а они очень сильно мотивированы.

Что пишет западная пресса

Financial Times:

«Одержимость Путина Украиной отражает тот факт, что для него это важное незавершенное дело. Возрождающийся риск военного вторжения в сердце Европы подчеркивает провал дипломатических усилий Франции и Германии».

Reuters:

«Нынешнее стягивание российских войск к границам Украины отличается от весеннего и является менее демонстративным. Крупное оборудование, такое как танки, самоходные артиллерийские установки и боевые машины пехоты, перемещают ночью, чтобы избежать показательного появления в соцсетях обличающих изображений, как это было во время весеннего наращивания войск России».

New York Times:

«279-мильная линия фронта в Донбассе - это пороховая бочка, где достаточно спички, чтобы вспыхнули новые боевые действия. Люди здесь не верят в долгосрочное затишье».

The Guardian:

«После пяти лет заморозки конфликта, похоже, наступает тревожная оттепель. С весны Россия фактически так и не вывела свои войска из приграничных с Украиной районов, а большая часть танков, баллистических ракет и артиллерии остаются на своих местах. Вдобавок к этим силам на севере, юге и востоке от Донбасса стянуты около 100 тыс. российских военных. Путин, очевидно, решил, что пора существенно добавить жару в Донбассе».