С 18 ноября поставки электроэнергии из Беларуси прекратились. Угля на складах украинских ТЭС все меньше, а американский, о котором рассказывал президент, придет не раньше чем через неделю. «КП в Украине» разбиралась, как энергетики будут компенсировать дефицит электричества от тепловой генерации.
Щелкнули выключателем
Информация о поставках электроэнергии из Беларуси напоминают какие-то шпионские игры: то вроде собираются поставлять, то собираются приостановить, потом опровергают - и по новой. Поэтому, когда в среду 17 ноября появилось сообщение государственного белорусского агентства БелТА о том, что со 18 ноября Беларусь прекращает продажу электричества в Украину, в это мало кто поверил. Тем более, что агентство ссылалось на пресс-службу Министерства энергетики Беларуси, но на официальном сайте такая публикация отсутствовала.
Однако уже 18 ноября поставки действительно прекратились. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на сайт оператора системы передачи электроэнергии «Укрэнерго», где на главной странице указаны все данные о трансграничных перетоках. Еще в среду наша страна получала 415 МВт мощности из Беларуси, но в четверг там появилась цифра 0 МВт.
Формальной причиной остановок поставок стало отключение первого энергоблока БелАЭС от сети из-за срабатывания аварийной защиты. То есть выработка электроэнергии в Беларуси уменьшилась, и теперь у них нет избыточных мощностей генерации. Поэтому сейчас Минск сообщает, что сможет возобновить поставки электроэнергии «с учетом технических возможностей».
Сложно сказать, было ли продиктовано решение прекратить поставки электричества в Украину техническими сбоями или это было политическое решение. Как бы там ни было, но починка блока АЭС может затянуться на несколько месяцев. Этот первый энергоблок станции уже отключался от сети автоматической защитой 12 июля этого года, а возобновил работу он только 4 октября. То есть рассчитывать на то, что он быстро заработает, не стоит.
Могут ли начаться веерные отключения?
Несмотря на то что президент и премьер заверяют, что веерных отключений в Украине не будет, риск их возникновения имеется. Например, 2 ноября в энергосистеме Украины случился сбой - генерирующих мощностей производителей электроэнергии не хватило, чтобы обеспечить всех потребителей электроэнергией. Из-за этого оператор энергосистемы «Укрэнерго» запросил аварийную помощь у Беларуси и получил около 500 МВт мощности.
В тот день максимум потребления составлял 20,339 ГВт приблизительно в 18.00. Если посмотреть суточные графики «Укрэнерго», то можно убедиться, что 17 ноября пиковые нагрузки наблюдались в промежутке с 16 до 21 часа и превышали 21 ГВт. Как говорят эксперты, именно в это время происходит самая большая нагрузка на энергосистему и именно в этот период существует самая большая вероятность аварий на генерирующих мощностях и, как следствие, могут происходить аварийные отключения.
Если внимательно посмотреть графики, то можно обратить внимание, что Украина сейчас потребляет больше электроэнергии, чем 2 ноября, когда мы впервые запросили аварийную помощь. Как же так? Оказывается, что с тех пор в работу ввели несколько дополнительных генерирующих мощностей.
Надежда на мирный атом
Напомним, что дефицит электроэнергии в Украине возник из-за того, что тепловики не смогли сделать достаточные запасы угля перед отопительным сезоном. Сейчас из-за дефицита топлива простаивает 23 энергоблока тепловых станций. Именно поэтому нам и приходилось закупать электроэнергию в Беларуси.
Чтобы не было веерных отключений, атомные энергоблоки должны весь холодный период отработать «как зайчики», без аварий и остановок на ремонт
Президент пытается всех успокоить и говорит, что в Украину уже идут суда с американским углем, а пока нехватку генерирующих мощностей компенсируют за счет атомных электростанций.
10 ноября подключили к сети первый блок Южно-Украинской атомной электростанции, а 12 ноября подключили к сети третий блок Ровенской АЭС. Суммарно эти два блока могут добавить в систему около 1,4 ГВт электроэнергии.
Кроме того, чтобы уменьшить зависимость от дефицитного угля, три блока ТЭЦ перевели с угля на природный газ. Как сообщили в Минэнерго, киевские ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, а также Харьковская ТЭЦ-5 общей мощностью 600 МВт сейчас работают на газе. Это позволит сэкономить около 150 тысяч тонн дефицитного угля в месяц.
Если приплюсовать все эти цифры, то получится, что с 2 ноября, даты, когда мы запросили аварийную помощь у Беларуси, украинская генерация нарастила от 1,4 до 2 ГВт мощностей. Пока этого хватает, но если вдруг произойдет аварийное отключение какого-то блока АЭС, то снова может случиться критическая ситуация.
- Предполагается, что этой зимой будут работать 13 из 15 атомных энергоблоков, - говорит эксперт в сфере энергетики Юрий Корольчук. - Чтобы не было веерных отключений, они должны весь холодный период отработать «как зайчики», без аварий и остановок на ремонт. Но никто не может гарантировать, что какой-то из блоков в это время не выйдет из строя. В теории такое возможно, но нужно понимать, что в прошлые годы у нас в зимний период работало 10-11 энергоблоков.
Кроме того, по словам эксперта, перевод трех блоков ТЭЦ на газ увеличивает потребление этого вида топлива, которого в хранилища закачали не так и много. И если будет холодная зима, то ближе к весне Украина может столкнуться уже с дефицитом газа.
Баланс топлива
В общем, сейчас энергетики решают задачу с несколькими переменными. Дефицит угля оценивается приблизительно в 2 млн тонн. Их в теории можно компенсировать за счет ТЭЦ на газу и атомной энергии. Например, работа одного атомного блока мощностью 1 ГВТ экономит около 350 тысяч тонн угля в месяц. Но если он выходит из строя, то заменить его будет нечем. Еще 150 тысяч тонн угля в месяц может сэкономить генерация на газу. Но это в свою очередь отнимает дефицитный газ, который сейчас в Европе стоит более 1000 долларов за тысячу кубометров, и импортировать его по такой цене накладно.
То есть, в принципе, дефицит в 2 млн тонн угля в течение 4-5 холодных месяцев можно перекрыть за счет атомной энергетики и газа, но это очень рискованно - энергосистема будет работать без запаса прочности.
Если случится так, что привезут достаточное количество угля, то о веерных отключениях и говорить бы не приходилось. По данным «Укрэнерго», 23 энергоблока тепловых электростанций и электроцентралей, которые сейчас остановлены из-за нехватки топлива, могут производить около 7,85 ГВт электричества. То есть этой мощности хватило бы на все - и газ экономить, и блоки АЭС на случай отключений страховать.
ВОПРОС РЕБРОМ
Почему не купить электричество у Европы?
Казалось бы, если Беларусь не продает нам электричество, то почему бы его не купить в Европе? Такой вопрос часто задают те, кто не знаком с работой украинской энергосистемы. Дело в том, что поступить, как с газом или нефтепродуктами, когда эти энергоресурсы можно покупать где угодно - хоть в РФ или Беларуси, хоть в ЕС - с электричеством так не получится. Для трансграничных перетоков энергосистемы должны быть синхронизированы.
Украинская энергосистема состоит из двух независимых друг от друга частей. Первая - это так называемый Бурштынский энергоостров - часть энергосистемы, куда входят Бурштынская ТЭС, Калушская ТЭЦ и Теребля-Рикская ГЭС. Эти генерирующие мощности с прилегающими электрическими сетями синхронизированы с Европейской энергетической системой UCTE. Эта часть энергосистемы обеспечивает электричеством небольшую часть страны на западе и может как импортировать, так и экспортировать электричество в Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию. Вторая же часть энергосистемы, которая обеспечивает электричеством почти всю Украину, еще с советских времен синхронизирована с энергосистемой России и Беларуси. Поэтому при нехватке энергии в этой части нам приходится импортировать электричество именно из этих стран.
В ближайшее время Украина планирует синхронизировать свою энергосистему с европейской. Но будет это не раньше 2023 года.